Устная и письменная речь на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат

Описание

Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая риторика.docx

— 122.45 Кб (Скачать документ)

Целью данной реферативной работы является определение характера отношений  между понятиями и законами общей  и педагогической риторики.

Для ее достижения необходимо решение  следующих задач:

- Систематизировать имеющийся  теоретический материал по данной  теме;

- Показать основные тенденции  эволюции педагогико-риторического идеала;

- Определить специфику педагогико-риторического идеала по отношению к идеалу общериторическому и в аспекте перспектив его реконструкции и развития.

В качестве гипотезы выдвигается тезис  о том, что современная педагогическая риторика - это не столько лингвометодическая дисциплина, направленная на совершенствование  техники педагогического речевого общения и конструируемая преимущественно  на теоретическом фундаменте речеведения, сколько обоснованная собственной длительной и даже древней историей, имеющая особую риторико-философскую базу, особый концептуальный аппарат и методологию, лингвокультурологическая и педагогическая область теоретического знания и практики.

В эпоху информационных технологий, презентаций, промоушенов и рекламы, обилия стереотипных текстов внедрение в педагогическую, учебно-научную и научно-исследовательскую деятельность риторизированных технологий в контексте происходящего во всем мире в последние десятилетия «риторического Ренессанса» позволяет существенно повысить качество образования, выйти на новый уровень.

1. История педагогико-риторического идеала

1.1 Риторика как  наука и учебная дисциплина

Существует множество определений  предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также  к взаимоотношениям этой науки с  другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических  концепций вполне закономерно для  науки, которая существует уже третье тысячелетие и развивается вместе с человечеством. Сравним разнообразие определения риторической науки.

- Способность находить возможные  способы убеждения относительно  каждого данного предмета (Аристотель);

- Искусство хорошо говорить (Квинтилиан);

- Искусство о всякой материи  красно говорить и тем преклонять  других к своему об оной  мнению (М.В.Ломоносов);

- Наука о способах убеждения,  разнообразных формах преимущественно  языкового воздействия на аудиторию  в целях получения желаемого  эффекта (А.К.Авеличев);

- Наука о приемах убеждения  (В.В.Виноградов);

- Филологическая дисциплина, изучающая  отношение мысли к слову. Непосредственная  задача риторики - прозаическая речь  или публичная аргументация (А.А.Волков);

- Наука о построении и правильном  использовании речи (Ю.С.Рождественский);

- Теория мыслеречевой деятельности (Е.А.Юнина, Е.А.Яковлева);

- Теория и мастерство эффективной  (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей)  речи (А.К.Михальская)

Среди определений, наиболее соответствующих  задачам педагогической риторики, можно  условно выделить четыре группы.

В первом случае при определении  сущности риторики главное место  занимает соотношение мысли (замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случае акцентируется  аспект создания текста (в определениях часто отражаются и некоторые  качества создаваемого текста). Третий тип определений связан с выделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующей точке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков, выделяемых в предыдущих типах определений. Например, уже в определении М.В. Ломоносова в первой части («искусство о всякой материи красно говорить») подчеркивается значимость создания выразительного уместного текста, вторая часть («и тем преклонять других к своему мнению») отражает значимость воздействия речи на адресата. В определении А.К.Михальской представлены по существу все рассмотренные аспекты: целесообразная речь (первый аспект), гармонизирующая (второй аспект), воздействующая (третий аспект) - это может служить основанием для утверждения, что оно наиболее соответствует задачам педагогической риторики. Вместе с тем представляется необходимым внести некоторые уточнения: «речь», очевидно, должна пониматься как речевая деятельность субъектов общения в контексте конкретной коммуникативной ситуации и конкретных условий межличностного общения.

Плодотворной представляется точка  зрения С.И. Гиндина, который предлагает закрепить за термином «риторика» два  смысла:

- Это ораторское искусство, учитывая, что нет иного термина для  названия комплексной дисциплины, изучающей это явление;

- Это наука, объектом изучения  которой являются любые разновидности  речевой коммуникации, рассмотренные  в аспекте «осуществления некоторого  заранее выбираемого воздействия  на получателя сообщения. Иначе  говоря, риторика есть наука об  условиях и формах эффективной  коммуникации» Аннушкин В.И. III Международная  конференция по риторике // Рус.яз.в шк. - М., 1999, № 3

Еще в XIX веке теория красноречия в  России считалась наукой, которая  занималась законами красноречия как  искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому  роду и виду в отдельности. Поэтому  риторика делилась на общую, излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности  каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности  устного выступления. Так, М.В.Ломоносов рассматривал риторику как науку о письменной и устной речи, традиция продолжена в «Опыте риторики» И.С.Рижского, «Краткой риторике» А.Ф.Мерзлякова, однако такие произведения, как «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича, «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая реторика» и «Частная реторика» Н.Ф. Кошанского посвящены вопросам частной риторики. По этим риторикам велось преподавание в учебных заведениях.

Теоретически сложной является и проблема соотношения риторики и смежных речеведческих дисциплин, особенно культуры речи. Ярким подтверждением тому может служить наиболее авторитетное в современной русистике определение понятия «культура речи», принадлежащее Е.Н. Ширяеву: «Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов. - М., 1998. По мнению Е.Н.Ширяева, в современной культуре речи выделяются три основных аспекта - нормативный, коммуникативный и этический.

В связи с этим, следует различать  риторику как науку и риторику как учебную дисциплину. Очевидно, что в учебные пособия не включаются, как правило, вопросы дискуссионные, слабо изученные, недостаточно освещены все актуальные проблемы риторической науки. Вполне закономерно, что в  региональном стандарте и в программах собственно риторические темы(коммуникативная ситуация и ее составляющие, риторические жанры, риторический канон и др.) совмещаются с традиционными для «учебной» словесности темами (стилистика, нормативность и выразительность речи, речевой этикет и др.). Не случайно соответствующая дисциплина названа не «риторика», а «Речь и культура общения» с уточнением «практическая риторика», что подчеркивает достаточно широкий круг материала, включаемого в содержание данного учебного предмета.

Поскольку основная цель современного образования - целостное и одновременно многоаспектное развитие личности обучающегося в преподавании курса практической риторики следует исходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины, но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине, призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности. Иначе говоря, риторическая компетентность - это не только одно из направлений обучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин, необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развития обучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной и профессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора - содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной на понимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и норм родного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать свою и чужую риторическую деятельность. В одной из книг В.Ф. Шаталова, обобщающей его педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова - основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения с учениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно-беспомощно прочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии, порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности и апатию чувств» Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987. Необычайная усложненность языка учебников, отсутствие теоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевого педагогического общения - как устного в ситуации урока, так и особенностей организации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося - множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных и учебно-методических материалов относятся именно к компетенции современной педагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки исследования только начинаются.

1.2 Этапы становления  и характерные особенности и  педагогико-риторического идеала

В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала.

Сущность античного представления  о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты античного речевого идеала. Гармония понималась как «согласие разнообразного», «согласие разногласного». Сформулированные Аристотелем требования к качествам речи сохранили свою актуальность и по сей день:

- Насыщенность, понимаемая как  содержательность, мудрость, емкость;

- Краткость, ясность и простота, воплощенные в принципе «прозрачности  выражения» (sopheneia);

- Симметрия как «равенство всех  элементов», расположенных вокруг  одной общей точки;

- Бодрость и жизнеутверждение как создаваемое в процессе общения чувство воцаряющейся уравновенности, равновесной упорядоченной гармонии, побеждающей горе и смерть, вражду и месть; радость от общения как психологическое проявление гармонии.

Заметим, что для современной  педагогической риторики категория  радости как эмоционально-психологического результата успешного речевого общения  ученика и учителя имеет особое значение.

Профессиональные учителя красноречия, софисты «поставили слово и словесное  воздействие на небывалую высоту…» Лосев А.Ф. Гомер. - М., 1960, отсюда их преклонение  перед умением убедить адресата речи в чем угодно. По сути, риторика софистов - это искусство манипулирования  слушателем - в этом ее смысл, и цель, и ее специфика:

- Умение возводить к единой  идее разрозненные явления, чтобы,  определив каждое их них, сделать  ясным предмет поучения, и, наоборот, умение разделять и сводить в одно целое, используя силу логического доказательства;

- Требование ясности и непротиворечивости  речи.

Период деятельности софистов можно  расценить как начальный этап и первый образец культуры речи монологического  типа. Однако важнейшей вехой на путях становления гармонизирующего диалога как эстетического речевого идеала стала риторико-педагогическая деятельность Сократа. Его идеал предполагает гармонию иного уровня, вводя в рассуждения и речь о мире проблемы поиска смысла, истины, добра и зла. Тем самым и философия, и риторика Сократа (впервые) становятся собственно педагогическими. Основные особенности его риторики:

- Ирония как уклонение от  категоричных суждений и средство  постижения истины;

- Майевтика или умение так строить диалог, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате беседы к рождению истины;

- Принцип истинности речи определяет  и этический смысл красноречия;

- Особая роль отводится уместности  и целесообразности речи.

Сократовская риторика - один из первых в истории образцов эвристического педагогического диалога. Истина у Сократа - это сущность вещи, ее смысл. Поиски истины, т.е. сущности вещи, делают ее предметом знания и служат основой для логических умозаключений.

Античный речевой идеал и  античный риторический канон, отражающий его существенные черты, - это опробованная тысячелетиями и соответствующая  общим законам человеческого  мышления парадигма мыслительной и  речевой культуры. Поэтому классическая риторика имеет важное гносеологическое, педагогическое и культурологическое значение. По С.С.Аверинцеву, «греки создали  не только свою собственную культуру - они создали парадигму культуры вообще» Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.

Становление отечественного педагогико-риторического идеала связано с развитием русской духовно-религиозной и культурной традицией. Эстетика духовной педагогической речи строится согласно следующим принципам:

- «Многослойности», т.е. мастерского владения оратором обширным арсеналом средств различных функциональных стилей, взаимодействие в звучащем слове всех исторических пластов русской лексики, богатства изобразительно-выразительных средств языка - все это создавало особое эстетическое качество речи;

- Использование возможностей прямого  и косвенного информирования: намек,  риторический вопрос, ирония и  др.;

- Отражение ценностной парадигмы  национальной культуры, определяющей  особую роль кротости, смирения, уравновешенности, негневливости, радости и благости, а в речевой сфере - немногословия, спокойствия, ритмической мерности, правдивости, искренности, благо, отказа от крика, клеветы осуждения ближнего;

- Сдержанность «эмоционального  рисунка» речи направлена на  гармонизирующее воздействие и  является формальным выражением  категории речевого такта;

- Монологическая речь изобилует  приемами диалогизации, благодаря чему дистантное общение представляется как непосредственная коммуникация.

Таким образом, для отечественного педагогико-риторического идеала характерны следующие особенности: высокая степень структурированности речевого высказывания, краткость и смысловая емкость, обилие средств, облегчающих запоминание, эмоциональная сдержанность речи, простота, но не упрощенность, конкретность и адресность публичной речи.

Наиболее заметный след в развитии теории риторики оставило «Краткое руководство  к красноречию» М.В. Ломоносова. В  риторике они видели средство приобщения к богатствам живого языка, тонкостям  общения в различных сферах деятельности. Действительно, «Краткое руководство  к красноречию» Ломоносова обладало достоинствами, которые признаются и сегодня:

Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы