Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат
Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.
2. Объем риторики - это подтверждается
классической традицией - не должен
ограничиваться частными
3. Сущность риторики
Состояние риторики в сущности отражает все беды и проблемы нашего общества и образования. Подготовка кадров преподавателей-риторов, углубленное, а не поверхностное, изучение предмета, нахождение творческих форм преподавания риторики требуют вдохновения и подвижничества, результатом чего должно становиться утверждение подлинного знания и расцвет всех сторон личности.
2.2 Современные риторизированные технологии
Сегодня информация становится в буквальном
смысле слова золотой. И среди
многих средств обеспечения
Однако, наметив цель, как суметь
дойти до нее, если не выверены пути?
Заблудиться можно и в трех
соснах. Путь - это стратегия взаимодействия
с теми, кому предназначена информация.
Самое сложное - это научится достигать
цели наименьшими усилиями. В этом
заключается настоящий
Резко обозначившееся противоречие между
значимостью коммуникативно-
На сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологическая концепция образования. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Однако только благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция -- это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации» Леоньев А.А. Психология общения. М., 1999.. Б.Д.Парыгин рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией», по форме -- это поведенческий аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу» Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. .
Современный пиар является одним из видов риторической деятельности, но при этом, однако, не владеет риторическим аппаратом, то есть фактически не осознает ни собственных возможностей, ни собственных слабостей.
Вместе с тем у пиара есть то преимущество, что именно он, а не риторика является в настоящее время социальным институтом. Отсутствие риторической культуры у российского пиара заставляет усомниться в его профессионализме и объясняет тот факт, что, специально занимаясь имиджмейкерством, он не сумел создать положительного имиджа для себя самого. Причины этого связаны не только с недостаточным профессионализмом. Подлинная риторика базируется на этическом принципе, требующем от специалиста по пиару создания речевых продуктов, способных эффективно воздействовать на аудиторию, убеждая ее. Пиаровская псевдориторика имеет своим реальным адресатом не аудиторию, а заказчика. Ее цель - "отчитаться о проделанной работе", продемонстрировав некоторую языковую фантазию как доказательство владения особыми средствами убеждения. В действительности же эта фантазия зачастую не имеет никакого отношения к убеждению. Для подлинной пиаровской деятельности подобная этика неприемлема.
Современная риторика, обогащенная идеями прагматики, семиотики, нейролингвистики, социолингвистики и когнитивной психологии, - это мощная наука с развитым аппаратом, позволяющая как анализировать тексты с точки зрения их эффективности, так и порождать новые эффективные тексты. Проблема российского пиара состоит в том, что он не создал подлинной политической риторики. Создаваемые им продукты можно назвать подделкой, имитацией, псевдориторикой.
Заключение
Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии, Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Единственной областью гуманитарного знания, традиционно ориентированной именно на поиски и теоретическое осмысление путей овладения мастерством слова, накопившей и обобщившей более чем двухтысячелетний опыт практической рекомендательной деятельности была и остается риторика.
Быстрое и продуктивное развитие риторики в конце ХХ века вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. Однако невозможно разрабатывать теорию отдельной частной риторики, если нет целостной концепции риторики общей. Активная и успешная деятельность современных отечественных лингвориторических школ, по сути, подтверждает гипотезу о том, что задача теоретического обоснования и практической реализации современной профессиональной речевой подготовки специалиста в русле отечественной речевой традиции может быть решена с помощью конструирования особой частной риторики - педагогической в том числе, основанной на общериторической концепции гармонизирующего диалога. Ключевое положение в системе понятий, использующихся в ней, принадлежит категории риторического идеала, которая представляет собой парадигму риторических и общеэстетических и этических положений, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует. Уровень речевой реализации риторического и педагогико-риторического идеалов определяется посредством таких категорий как риторическая стратегия (понимаемая как структурный организующий принцип речевого поведения), риторическая тактика (как способ осуществления той или иной риторической стратегии), риторический стиль (как специфическая система риторических приемов, форм и средств, организованная для реализации определенной риторической тактики и стратегии). Таким образом, история частной педагогической риторики может быть представлена как история педагогико-риторического идеала, рассматриваемого в контексте истории культуры и описываемая в категориях и понятиях общериторического идеала, таких как категории гармонии, меры, ритма, симметрии, греческой sophrosyne и римской frugalitas, русской «соборности» и др.
Педагогическая риторика как особая
теоретическая и практическая дисциплина
находится в настоящее время
на этапе становления, и необходимые
для ее разработки конкретные исследования
только начинаются, однако уже сейчас
активно формируются
Тема — Жанры Общения. Жанры Речевого Общения. Разновидности.
Большая роль в выделении бытовых
речевых жанров принадлежит Бахтину, который,
не употребляя термина «прагматика», охарактеризовал
необходимые прагматические составляющие
речевого общения, подчеркнул важность
роли адресата, предвосхищения его ответной
реакции. Бахтин определил речевые жанры
как относительно устойчивые и нормативные
формы высказывания, в которых каждое
высказывание подчиняется законам целостной
композиции и типам связи между предложениями-высказываниями.
По типам коммуникативных
1) Беседа. Это жанр речевого общения
(диалог или полилог), в котором, при кооперативной
стратегии, происходит: а) обмен мнениями
по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями
о личностных интересах каждого из участников
— для установления типа отношений; в)
бесцельный обмен мнениями, новостями,
сведениями (фатическое общение). Разные
виды беседы характеризуются соответствующими
видами диалогической модальности.
2) Разговор. В этом жанре может реализоваться
как кооперативная, так и некооперативная
стратегия. По целям общения различаются:
а) информативный разговор; б) предписывающий
разговор (просьбы, приказы, требования,
советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);
в) разговоры, направленные на выяснение
межличностных отношений (конфликты, ссоры,
упреки, обвинения). Целенаправленность
— характерная черта разговора, в отличие
от беседы, которая может быть праздноречевым
жанром.
3) Спор. Спор — это обмен мнениями с
целью принятия решения или выяснения
истины. Различные точки зрения по тому
или иному вопросу тем не менее имеют общую
фазу, в явном виде не выраженную языковыми
формами, — заинтересованность в общении.
Это обусловливает позитивное начало
в диалоге или полилоге, своего рода кодекс
доверия, правдивость и искренность, выражающихся
в этикетных формах обращения, вежливости,
истинности аргументов. Цель спора — поиск
приемлемого решения, но одновременно
это и поиск истины, единственно правильного
решения.
Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы