Устная и письменная речь на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат

Описание

Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая риторика.docx

— 122.45 Кб (Скачать документ)

2. Объем риторики - это подтверждается  классической традицией - не должен  ограничиваться частными проблемами  элоквенции или ораторского искусства.  Современная риторика - учение о  порождении и реализации высказывания  на всех этапах его создания  и исполнения. При этом риторика  рассматривает также вопросы  этоса, т.е. внешних условий создания речи (место, время, сроки речи), от которых зависит содержание речи. Риторика не может ограничиваться только говорением (Е.В.Клюев) или ораторским искусством (Ч.Б.Далецкий), но включает обращение ко всем родам, видам и жанрам современной словесности. Современная риторика включает как риторику диалога (ее должно понять в широком смысле, например, как продолженный обмен многократными высказываниями), так и риторику монолога, понимая под монологом условие-договоренность о том, что пространную речь держит одно лицо.

3. Сущность риторики рассматривается  в контексте научного знания, т.е в сопоставлении, по крайней мере, со следующими дисциплинами: классическими (грамматика, логика / диалектика, поэтика, словесность, стилистика, культура речи), нефилологическими (философия, этика, психология - ср. такие разделы как этика речи, психология общения), современными речеведческими дисциплинами (связи с общественностью, имиджелогия, менеджмент, культура общения - многие из перечисляемых дисциплин заимствуют риторические знания без ссылки на риторику). В то же время риторика сохраняет свой предмет, оставаясь фундаментальным учением о речи.

Состояние риторики в сущности отражает все беды и проблемы нашего общества и образования. Подготовка кадров преподавателей-риторов, углубленное, а не поверхностное, изучение предмета, нахождение творческих форм преподавания риторики требуют вдохновения и подвижничества, результатом чего должно становиться утверждение подлинного знания и расцвет всех сторон личности.

2.2 Современные  риторизированные технологии

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди  многих средств обеспечения эффективности  ее передачи из одного "хранилища" в другое свое место занимает бизнес-риторика. "Бизнес" - потому что это риторика дела. Она уничтожает это нелепое  различие между словом и поступком. Само слово становиться действием  и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего в  центре внимания бизнес-риторики. Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь - это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели. Три важнейших элемента речевой ситуации в фокусе внимания бизнес-риторики. Это цель, это средства, это путь. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка высказывания не определена. Умение ставить цели - этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь - это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное - это научится достигать  цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм. И все же в фокусе современной  риторической практики - сам говорящий  человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным  будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключается в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что ты говоришь, но не менее важно - как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым - внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении - уникален. Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, - она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено - исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Резко обозначившееся противоречие между  значимостью коммуникативно-деятельностных компетенций специалиста в деловом мире и недостаточностью их сформированности у выпускников профессиональных образовательных учреждений позволяет обозначить проблему: необходимость оптимизации формирования коммуникативно-деятельностных компетенций у обучающихся, интенсификация творческого мышления в профессиональной сфере деятельности человека путем внедрения в образовательный процесс тренинговых технологий, с одной стороны, и в основном репродуктивный характер образовательного процесса в образовательных учреждениях, с другой стороны. Кроме того, стремительные социально-экономические изменения в нашей стране вдруг выявили острую потребность в активных, деятельностных технологиях профессионального образования и личностного роста. Стихийно формирующийся рынок тренинговых образовательных услуг успешно откликается на спрос. Идет лихорадочное «освоение» зарубежных методик (по большей части полувековой давности) без должного осмысления их методологических основ и социально-исторических условий их разработки. Поверхностная адаптация иностранных технологий создает видимость научно обоснованного подхода и приводит к необъективности данных, особенно на этапе их интерпретации Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: Учеб.пособие.- СПб.: Речь, 2003.

На сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологическая концепция образования. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Однако только благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция -- это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации» Леоньев А.А. Психология общения. М., 1999.. Б.Д.Парыгин рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией», по форме -- это поведенческий аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу» Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. .

Современный пиар является одним из видов риторической деятельности, но при этом, однако, не владеет риторическим аппаратом, то есть фактически не осознает ни собственных возможностей, ни собственных слабостей.

Вместе с тем у пиара есть то преимущество, что именно он, а  не риторика является в настоящее  время социальным институтом. Отсутствие риторической культуры у российского  пиара заставляет усомниться в его  профессионализме и объясняет тот  факт, что, специально занимаясь имиджмейкерством, он не сумел создать положительного имиджа для себя самого. Причины этого связаны не только с недостаточным профессионализмом. Подлинная риторика базируется на этическом принципе, требующем от специалиста по пиару создания речевых продуктов, способных эффективно воздействовать на аудиторию, убеждая ее. Пиаровская псевдориторика имеет своим реальным адресатом не аудиторию, а заказчика. Ее цель - "отчитаться о проделанной работе", продемонстрировав некоторую языковую фантазию как доказательство владения особыми средствами убеждения. В действительности же эта фантазия зачастую не имеет никакого отношения к убеждению. Для подлинной пиаровской деятельности подобная этика неприемлема.

Современная риторика, обогащенная  идеями прагматики, семиотики, нейролингвистики, социолингвистики и когнитивной  психологии, - это мощная наука с  развитым аппаратом, позволяющая как  анализировать тексты с точки  зрения их эффективности, так и порождать  новые эффективные тексты. Проблема российского пиара состоит в том, что он не создал подлинной политической риторики. Создаваемые им продукты можно назвать подделкой, имитацией, псевдориторикой.

Заключение

Риторика активно развивалась  в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии, Ренессанс науки наблюдается  с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия  в последние годы связана с  тем, что вновь появился заказ  общества на мыслящего и говорящего человека. Единственной областью гуманитарного  знания, традиционно ориентированной  именно на поиски и теоретическое  осмысление путей овладения мастерством  слова, накопившей и обобщившей более  чем двухтысячелетний опыт практической рекомендательной деятельности была и остается риторика.

Быстрое и продуктивное развитие риторики в конце ХХ века вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики  текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. Однако невозможно разрабатывать теорию отдельной частной риторики, если нет целостной концепции риторики общей. Активная и успешная деятельность современных отечественных лингвориторических школ, по сути, подтверждает гипотезу о том, что задача теоретического обоснования и практической реализации современной профессиональной речевой подготовки специалиста в русле отечественной речевой традиции может быть решена с помощью конструирования особой частной риторики - педагогической в том числе, основанной на общериторической концепции гармонизирующего диалога. Ключевое положение в системе понятий, использующихся в ней, принадлежит категории риторического идеала, которая представляет собой парадигму риторических и общеэстетических и этических положений, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует. Уровень речевой реализации риторического и педагогико-риторического идеалов определяется посредством таких категорий как риторическая стратегия (понимаемая как структурный организующий принцип речевого поведения), риторическая тактика (как способ осуществления той или иной риторической стратегии), риторический стиль (как специфическая система риторических приемов, форм и средств, организованная для реализации определенной риторической тактики и стратегии). Таким образом, история частной педагогической риторики может быть представлена как история педагогико-риторического идеала, рассматриваемого в контексте истории культуры и описываемая в категориях и понятиях общериторического идеала, таких как категории гармонии, меры, ритма, симметрии, греческой sophrosyne и римской frugalitas, русской «соборности» и др.

Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время  на этапе становления, и необходимые  для ее разработки конкретные исследования только начинаются, однако уже сейчас активно формируются рекомендации по выбору оптимальных риторических стратегий, тактик, приемов организации  и оптимизации речевого общения  в различных педагогических речевых  ситуациях, постепенно создается современный  педагогико-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Жанры Общения. Жанры Речевого Общения. Разновидности.

 

Тема — Жанры Общения. Жанры Речевого Общения. Разновидности.

 
Большая роль в выделении бытовых  речевых жанров принадлежит Бахтину, который, не употребляя термина «прагматика», охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата, предвосхищения его ответной реакции. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями.

 
По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.

 
1) Беседа. Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение). Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

 
2) Разговор. В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность — характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром.

 
3) Спор. Спор — это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, — заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора — поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.

Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы