Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа
Тему курсовой работы с именем Евгения Колобова я выбрала потому, что у него было свое понимание той или иной музыки, не такое какое мы привыкли воспринимать. У него было свое слышанье и чувствование музыки. Некоторые критики возмущались, что он специально «уродует» Чайковского или того же Верди, подменяя их собой. Он отдавался целиком и без остатка своему делу. Если он не мог исполнить музыку так, как слышал, исполнение теряло для него смысл. И это обстоятельство всегда для него стояло на первом плане. Ему было интересно выстраивать музыкальную идею по собственным внутренним законам, не отступая при этом от концепции композитора.
Введение
Тему курсовой работы с именем Евгения Колобова я выбрала потому, что у него было свое понимание той или иной музыки, не такое какое мы привыкли воспринимать. У него было свое слышанье и чувствование музыки. Некоторые критики возмущались, что он специально «уродует» Чайковского или того же Верди, подменяя их собой. Он отдавался целиком и без остатка своему делу. Если он не мог исполнить музыку так, как слышал, исполнение теряло для него смысл. И это обстоятельство всегда для него стояло на первом плане. Ему было интересно выстраивать музыкальную идею по собственным внутренним законам, не отступая при этом от концепции композитора.
В оперных театрах ставят только «хиты», Евгений Колобов пошел по другому пути и стал первооткрывателем неизвестных нам сочинений того же Верди «Сила судьбы», Доницетти «Мария Стюарт», «Петр Первый», Каталани «Валли». Кто же знал эту музыку, пока Маэстро впервые в России ее не поставил? А это действительно великая музыка! Колобов был верен своему делу.
Евгений Колобов хотел чтобы люди, приходя в театр, хоть немного становились лучше, чтобы в них, пусть ненадолго, пусть крупицей, но все-таки оседало иное отношение к другим людям и к миру.
Проблема исследования: мы ничего не знаем о дирижере Колобове, хотя он один из ведущих оперных дирижеров России, основатель театра «Новая опера». Один из ярчайших музыкантов современности, которого называли не просто дирижером, но режиссером музыки, музыкантом-философом.
Объект исследования: жизнь и деятельность маэстро Колобова.
Цель исследования: изучить биографию и творчество Е.Колобова.
Задачи:
обработать литературу, на основе обработанной
литературы рассмотреть жизненный
и творческий путь Е.Колобова.
Глава I
«Дирижер - красивая с виду, но трагическая профессия...
Я понимаю музыку так. Другой - иначе.
Дирижер подобен переводчику замысла композитора».
Евгений Колобов.
Отец Жени был военнослужащим, мать – домохозяйкой, и к музыке они никакого отношения не имели, разве что прадед, служивший регентом в церковном хоре. Отец ходил на работу мимо Ленинградской капеллы им. Глинки. Однажды увидел объявление о приеме мальчиков в хоровое училище, взял сына за руку и повел на конкурс. А там шестьсот заявлений на двадцать пять мест. Но Женя все же попал в этот «мужской монастырь», в котором они исполняли какую-то музыку: Моцарта, Перголези. Потом на рояле надо было играть. Все в футбол, а Женя – на рояле гаммы гоняет. Родители мальчику с детства внушили, что надо честно служить профессии, которую ты выбрал.
В училище их воспитывали крепко. В первом классе было двадцать пять человек, а десятый заканчивало всего девять. Не план выполняли по выпуску, а кропотливо работали с каждым. С Женей поступил Равиль Мартынов, в соседних классах учились будущие дирижеры Валя Кожин, Андрей Чистяков, Семен Бычков, Дима Китаенко. Они жили несуетно – только музыкой.
В
семнадцать лет, окончив хоровое
училище, будущий маэстро взял чемодан
и уехал за две тысячи километров
от Летнего сада в Свердловск к
замечательному профессору Марку Израилевичу
Паверману. Это имя он впервые услышал
от своего ленинградского педагога Владислава
Александровича Чернушенко. Он сказал:
«Хочешь попасть к настоящему мастеру,
поезжай к Паверману». Явился Евгений
в Свердловскую консерваторию и заявил:
«Хочу поступить к Паверману!» – «Нельзя,
– говорят, – все места у него заняты».
Собрался Колобов в обратный путь. И тут
– его величество Случай: одного из учеников
профессора взяли в армию, и освободившееся
место досталось Евгению. В 1968 году Евгений
Колобов окончил дирижерско-хоровое отделение
консерватории, а в 1974 году, пройдя службу
в Советской армии, – отделение оперно-
симфонического дирижирования.
Таких людей, как Паверман, можно по пальцам пересчитать. Удивительная личность – профессионал высочайшего уровня, лауреат первого Всесоюзного конкурса дирижеров в 1938 году, когда вместе с ним победителями стали такие титаны музыки, как Мравинский, Рахлин; а кроме того, он был блестящий эрудит и душевно тонкий, благородный человек! У Павермана Евгений окончил два отделения: сначала хорового, а затем симфонического дирижирования. Будучи студентом, пробовал себя в амплуа эстрадного певца – записывался на телевидении. Консерваторское руководство такие «несерьезные» появления на голубом экране не одобряло и хотело было даже запретить, но Паверман сказал: «А мне нравится». В итоге Евгений Колобов посвятил Свердловску семнадцать лет: свердловская оперетта, свердловский оперный. В театре оперы и балета встретился со своей будущей женой Наташей Попович. Она, кстати, тоже родилась в Ленинграде, так что судьба, видимо, не случайно посылает ленинградцев в Свердловск.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А.В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижером театра. Среди творческих работ дирижера в этом театре особенно знаменательными стали первая постановка в России оперы Дж.Верди "Сила судьбы" на языке оригинала, премьерные постановки произведений Андрея Петрова – оперы "Петр I" и балета "Сотворение мира". В 1979 году Евгений Колобов удостоен звания Заслуженный деятель искусств РФ.
Потом в его жизни появился Юрий Хатуевич Темирканов. Впервые Евгений увидел его на экране телевизора и был покорен. И когда Темирканов пригласил Колобова в Мариинку, тот поехал к нему с радостью. В общении с Темирканов нашел Евгений подтверждение своим интуитивным выводам: следовать собственному восприятию произведения, не бояться экспериментировать, доверять своим чувствам.
Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский). Здесь он дирижировал операми "Травиата", "Риголетто" и "Сила судьбы" Дж.Верди, "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова, балетами "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижера участвовал в аудиозаписи оперы "Пират" В.Беллини (с С.Лейферкусом и Е.Целовальник в главных партиях), в записи телевизионной версии балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. В 1983 году дирижер удостоен звания Народный артист России.
Когда Темирканов видел его своим преемником, в 1987 году Колобов по собственному желанию уходит из театра и примерно год перебивается где-то на случайной работе, совсем оставив дирижирование. «С тех пор про меня и пошла молва, что я сумасшедший, а я просто больше не мог. Я одно только "Лебединое озеро” отмахал и в СССР, и по всему миру раз двести, у меня эта великая музыка уже из ушей лезла, я возненавидел ее, и я понял, что как музыкант, как дирижер я погибаю, опускаюсь...»
А потому,
когда всего через год пришел из Москвы,
в связи с уходом Темирканова, приказ о
назначении Колобова Главным дирижером
Мариинки, он не только категорически
отказался, понимая, что в этом давно сложившемся,
переполненном титулованными амбициями
многочисленных "великих” коллективе,
находящемся к тому же под неусыпным идеологическим
надзором, он ничего своего не сумеет сделать.
«Театр великий, но мне он не интересен”.
В
1987 году Евгений Колобов возглавил
Музыкальный театр им. К.С.
Ради простого, но честного служения искусству, во благо оперы — без рутины и псевдотрадиций, во имя театра, в котором понимают, что значит сыграть запотевшим или туманным звуком (определения дирижера) — Евгений Колобов в 1989-м, в результате конфликта с администрацией Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, покинул его. В знак протеста отказался от званий народного артиста России и заслуженного деятеля искусств России. Вместе с ним ушёл хор, оркестр и даже некоторые работники технических служб.
В этот момент (это был 1991 год), когда он был просто сам по себе, когда у него ничего и никого не было, а серьезных перспектив тоже не намечалось, его пригласил Ю.М. Лужков, тогда еще вице-мэр города Москвы, и предложил ему самому создать новый театр. Колобов об этом тогда и не мечтал, да к тому же и не очень верил в добрую волю всякого рода начальников. А потому, когда Лужков, попросив за два дня составить смету нового театра, спросил Колобова, как, по его мнению, нужно назвать театр, он не удержался и съязвил: «Конечно, имени Юрия Михайловича Лужкова». На что, надо отдать ему должное, Юрий Михайлович не растерялся и спокойно парировал: «Это еще рано”. И предложил сам — «Новая Опера». Слово «новая» точно отражало суть исканий театра.
С
1991 по 2003 г. Е.Колобов являлся
Гастрольная
деятельность Евгений Колобова огромна
и разнообразна. Он сотрудничал с
лучшими музыкальными коллективами,
в том числе с российским национальным
симфоническим оркестром, оркестром
Санкт-Петербургской
В
репертуаре дирижера имеется целый
ряд симфонических и
Евгений Колобов сотрудничал с лучшими музыкальными коллективами: Российским национальным симфоническим оркестром (художественный руководитель Михаил Плетнев), с заслуженным коллективом России симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель Юрий Темирканов). Он также дирижировал в США, Канаде, Франции, Японии, Германии, Югославии, Испании, Португалии, Италии, Финляндии, на Кубе. Памятными событиями стали выступления маэстро с выдающимися оперными исполнителями: Руджеро Раймонди (Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича и постановка оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского на фестивале "Флорентийский музыкальный май" в Италии), Дмитрием Хворостовским (концерты в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, в Большом театре и в «Новой опере», на сцене которой Д.Хворостовский также дебютировал в главной роли в "Риголетто" Дж.Верди), Францем Грундхебером (постановка оперы "Риголетто" Дж.Верди на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии и на сцене «Новой оперы»).
Со своим театром Евгений Колобов принимал участие в музыкальных фестивалях в Италии (Перуджа), Германии (Мюнхен), в США (Нью-Йорк), Испании, Португалии, Финляндии, Израиле, во Франции (Париж) и на Кипре, а также в городах России: Ярославле, Костроме, Санкт-Петербурге, Ижевске, Красноярске, Калининграде, Новосибирске, Перми, Пскове, Великом Новгороде и др.
За время своей творческой деятельности Евгений Колобов записал 19 компакт-дисков. Он является лауреатом независимой премии "Триумф", обладателем награды "Золотая маска" и премии мэрии Москвы в области культуры.
Евгений
Колобов – лауреат
1.2 Родословная Евгения Колобова.
Евгений Колобов родился в Ленинграде, учился в Свердловске, работал с лучшими отечественными оркестрами, дирижировал в США, Канаде, Франции, Испании, Португалии, Японии, жил и работал в Москве, гастролировал с театром «Новая Опера» по всему миру, но в его родословной вятские, уржумские места прочно связаны со многими поколениями Колобовых.