Евгений Колобов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Тему курсовой работы с именем Евгения Колобова я выбрала потому, что у него было свое понимание той или иной музыки, не такое какое мы привыкли воспринимать. У него было свое слышанье и чувствование музыки. Некоторые критики возмущались, что он специально «уродует» Чайковского или того же Верди, подменяя их собой. Он отдавался целиком и без остатка своему делу. Если он не мог исполнить музыку так, как слышал, исполнение теряло для него смысл. И это обстоятельство всегда для него стояло на первом плане. Ему было интересно выстраивать музыкальную идею по собственным внутренним законам, не отступая при этом от концепции композитора.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯMicrosoft Office Word (6).docx

— 100.02 Кб (Скачать документ)

Введение

   Тему  курсовой работы с именем Евгения  Колобова я выбрала потому, что  у него было свое понимание той  или иной музыки, не такое какое мы привыкли воспринимать. У него было свое слышанье и чувствование музыки. Некоторые критики возмущались, что он специально «уродует» Чайковского или того же Верди, подменяя их собой. Он отдавался целиком и без остатка своему делу. Если он не мог исполнить музыку так, как слышал, исполнение теряло для него смысл. И это обстоятельство всегда для него стояло на первом плане. Ему было интересно выстраивать музыкальную идею по собственным внутренним законам, не отступая при этом от концепции композитора.

   В оперных театрах ставят только «хиты», Евгений Колобов пошел по другому  пути и стал первооткрывателем неизвестных  нам сочинений того же Верди «Сила  судьбы», Доницетти «Мария Стюарт», «Петр Первый», Каталани «Валли». Кто же знал эту музыку, пока Маэстро впервые в России ее не поставил? А это действительно великая музыка! Колобов был верен своему делу.

   Евгений Колобов хотел чтобы люди, приходя в театр, хоть немного становились лучше, чтобы в них, пусть ненадолго, пусть крупицей, но все-таки оседало иное отношение к другим людям и к миру.

   Проблема  исследования: мы ничего не знаем о дирижере Колобове, хотя он один из ведущих оперных дирижеров России, основатель театра «Новая опера». Один из ярчайших музыкантов современности, которого называли не просто дирижером, но режиссером музыки, музыкантом-философом.

   Объект  исследования: жизнь и деятельность маэстро Колобова.

   Цель  исследования: изучить биографию и творчество Е.Колобова.

   Задачи: обработать литературу, на основе обработанной литературы  рассмотреть жизненный  и творческий путь Е.Колобова. 
 
 

Глава I

    1. Биография.
 

        «Дирижер - красивая с виду, но трагическая  профессия...

           Я понимаю музыку так. Другой - иначе.

        Дирижер подобен переводчику замысла  композитора». 

                           Евгений Колобов. 

  Отец  Жени был военнослужащим, мать –  домохозяйкой, и к музыке они никакого отношения не имели, разве что прадед, служивший регентом в церковном хоре. Отец ходил на работу мимо Ленинградской капеллы им. Глинки. Однажды увидел объявление о приеме мальчиков в хоровое училище, взял сына за руку и повел на конкурс.  А там шестьсот заявлений на двадцать пять мест. Но Женя все же попал в этот «мужской монастырь», в котором они исполняли какую-то музыку: Моцарта, Перголези. Потом на рояле надо было играть. Все в футбол, а Женя – на рояле гаммы гоняет. Родители мальчику с детства внушили, что надо честно служить профессии, которую ты выбрал.

  В училище их воспитывали крепко. В  первом классе было двадцать пять человек, а десятый заканчивало всего девять. Не план выполняли по выпуску, а кропотливо работали с каждым. С Женей поступил Равиль Мартынов, в соседних классах учились будущие дирижеры Валя Кожин, Андрей Чистяков, Семен Бычков, Дима Китаенко. Они жили несуетно – только музыкой.

  В семнадцать лет, окончив хоровое  училище, будущий маэстро взял чемодан  и уехал за две тысячи километров от Летнего сада в Свердловск к  замечательному профессору Марку Израилевичу  Паверману. Это имя он впервые услышал от своего ленинградского педагога Владислава Александровича Чернушенко. Он сказал: «Хочешь попасть к настоящему мастеру, поезжай к Паверману».  Явился Евгений в Свердловскую консерваторию и заявил: «Хочу поступить к Паверману!» – «Нельзя,  – говорят, – все места у него заняты». Собрался Колобов в обратный путь. И тут – его величество Случай: одного из учеников профессора взяли в армию, и освободившееся место досталось Евгению. В 1968 году Евгений Колобов окончил дирижерско-хоровое отделение консерватории, а в 1974 году, пройдя службу в Советской армии, – отделение оперно- симфонического дирижирования. 

  Таких людей, как Паверман, можно по пальцам пересчитать. Удивительная личность – профессионал высочайшего уровня, лауреат первого Всесоюзного конкурса дирижеров в 1938 году, когда вместе с ним победителями стали такие титаны музыки, как Мравинский, Рахлин; а кроме того, он был блестящий эрудит и душевно тонкий, благородный человек! У Павермана Евгений окончил два отделения: сначала хорового, а затем симфонического дирижирования. Будучи студентом, пробовал себя в амплуа эстрадного певца – записывался на телевидении. Консерваторское руководство такие «несерьезные» появления на голубом экране не одобряло и хотело было даже запретить, но Паверман сказал: «А мне нравится». В итоге Евгений Колобов посвятил Свердловску семнадцать лет: свердловская оперетта, свердловский оперный. В театре оперы и балета встретился со своей будущей женой Наташей Попович. Она, кстати, тоже родилась в Ленинграде, так что судьба, видимо, не случайно посылает ленинградцев в Свердловск.

  В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А.В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижером театра. Среди творческих работ дирижера в этом театре особенно знаменательными стали первая постановка в России оперы Дж.Верди "Сила судьбы" на языке оригинала, премьерные постановки произведений Андрея Петрова – оперы "Петр I" и балета "Сотворение мира". В 1979 году Евгений Колобов удостоен звания Заслуженный деятель искусств РФ.

  Потом в его жизни появился Юрий Хатуевич Темирканов. Впервые Евгений увидел его на экране телевизора и был покорен. И когда Темирканов пригласил Колобова в Мариинку,  тот поехал к нему с радостью. В общении с Темирканов нашел Евгений подтверждение своим интуитивным выводам: следовать собственному восприятию произведения, не бояться экспериментировать, доверять своим чувствам.

  Юрий  Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский). Здесь он дирижировал операми "Травиата", "Риголетто" и "Сила судьбы" Дж.Верди, "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова, балетами "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижера участвовал в аудиозаписи оперы "Пират" В.Беллини (с С.Лейферкусом и Е.Целовальник в главных партиях), в записи телевизионной версии балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. В 1983 году дирижер удостоен звания Народный артист России.

  Когда Темирканов видел его своим преемником, в 1987 году Колобов по собственному желанию уходит из театра и примерно год перебивается где-то на случайной работе, совсем оставив дирижирование. «С тех пор про меня и пошла молва, что я сумасшедший, а я просто больше не мог. Я одно только "Лебединое озеро” отмахал и в СССР, и по всему миру раз двести, у меня эта великая музыка уже из ушей лезла, я возненавидел ее, и я понял, что как музыкант, как дирижер я погибаю, опускаюсь...»

  А потому, когда всего через год пришел из Москвы, в связи с уходом Темирканова, приказ о назначении Колобова Главным дирижером Мариинки, он не только категорически отказался, понимая, что в этом давно сложившемся, переполненном титулованными амбициями многочисленных "великих” коллективе, находящемся к тому же под неусыпным идеологическим надзором, он ничего своего не сумеет сделать. «Театр великий, но мне он не интересен”. 

  В 1987 году Евгений Колобов возглавил  Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, находившийся тогда в полном завале, ему показалось, что вот здесь есть как раз поле для творчества, здесь можно что-то сделать. И он сделал, став не просто главным дирижером, но Художественным руководителем театра. Здесь впервые в России осуществил премьеры опер "Пират" В.Беллини и "Борис Годунов" М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), а также премьеру балета "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева (в постановке В.Васильева). По спектаклю "Борис Годунов" был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.

  Ради  простого, но честного служения искусству, во благо оперы — без рутины и псевдотрадиций, во имя театра, в котором понимают, что значит сыграть запотевшим или туманным звуком (определения дирижера) — Евгений Колобов в 1989-м, в результате конфликта с администрацией Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, покинул его. В знак протеста отказался от званий народного артиста России и заслуженного деятеля искусств России. Вместе с ним ушёл хор, оркестр и даже некоторые работники технических служб.

  В этот момент (это был 1991 год), когда он был просто сам по себе, когда у него ничего и никого не было, а серьезных перспектив тоже не намечалось, его пригласил Ю.М. Лужков, тогда еще вице-мэр города Москвы, и предложил ему самому создать новый театр. Колобов об этом тогда и не мечтал, да к тому же и не очень верил в добрую волю всякого рода начальников. А потому, когда Лужков, попросив за два дня составить смету нового театра, спросил Колобова, как, по его мнению, нужно назвать театр, он не удержался и съязвил: «Конечно, имени Юрия Михайловича Лужкова». На что, надо отдать ему должное, Юрий Михайлович не растерялся и спокойно парировал: «Это еще рано”. И предложил сам — «Новая Опера». Слово «новая» точно отражало суть исканий театра.

  С 1991 по 2003 г. Е.Колобов являлся художественным руководителем театра «Новая опера».

  Гастрольная деятельность Евгений Колобова огромна  и разнообразна. Он сотрудничал с  лучшими музыкальными коллективами, в том числе с российским национальным симфоническим оркестром, оркестром  Санкт-Петербургской филармонии. Колобов  дирижировал в США, Канаде, Франции, Японии, Испании, Португалии. Памятными  событиями стали исполнение 13 симфоний Дмитрия Шостаковича на фестивале "Флорентийский май" в Италии, постановка "Борис Годунов" во Флоренции, а также концерты с  участием Дмитрия Хворостовского в  большом зале Московской консерватории.

  В репертуаре дирижера имеется целый  ряд симфонических и ораториальных  программ, в том числе Реквием  Дж.Верди, Реквием В.А. Моцарта, Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича, кантата "Весна" и "Три русские песни" С.В. Рахманинова, "Иоанн Дамаскин" С.И. Танеева, кантата "Москва" П.И. Чайковского. Особое значение для Евгения Колобова имело сотрудничество с выдающимися пианистами нашего времени Элисо Вирсаладзе и Николаем Петровым. С Аллой Демидовой и Валентином Непомнящим Евгений Колобов провел на сцене театра цикл литературно-музыкальных вечеров.

  Евгений Колобов сотрудничал с лучшими  музыкальными коллективами: Российским национальным симфоническим оркестром (художественный руководитель Михаил Плетнев), с заслуженным коллективом  России симфоническим оркестром  Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель Юрий Темирканов). Он также дирижировал в США, Канаде, Франции, Японии, Германии, Югославии, Испании, Португалии, Италии, Финляндии, на Кубе. Памятными событиями стали выступления маэстро с выдающимися оперными исполнителями: Руджеро Раймонди (Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича и постановка оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского на фестивале "Флорентийский музыкальный май" в Италии), Дмитрием Хворостовским (концерты в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, в Большом театре и в «Новой опере», на сцене которой Д.Хворостовский также дебютировал в главной роли в "Риголетто" Дж.Верди), Францем Грундхебером (постановка оперы "Риголетто" Дж.Верди на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии и на сцене «Новой оперы»).

  Со  своим театром Евгений Колобов  принимал участие в музыкальных  фестивалях в Италии (Перуджа), Германии (Мюнхен), в США (Нью-Йорк), Испании, Португалии, Финляндии, Израиле, во Франции (Париж) и на Кипре, а также в городах России: Ярославле, Костроме, Санкт-Петербурге, Ижевске, Красноярске, Калининграде, Новосибирске, Перми, Пскове, Великом Новгороде и др.

  За  время своей творческой деятельности Евгений Колобов записал 19 компакт-дисков. Он является лауреатом независимой  премии "Триумф", обладателем награды "Золотая маска" и премии мэрии  Москвы в области культуры.

  Евгений Колобов – лауреат Государственной  премии России, Национальной театральной  премии "Золотая маска", независимой  премии "Триумф", премии мэрии  Москвы в области культуры, Российской оперной премии "Casta Diva", обладатель знака народной признательности – ордена "Созидатель Петербурга", член Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, почетный академик независимой Пушкинской академии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Родословная Евгения Колобова.

  Евгений Колобов родился в Ленинграде, учился в Свердловске, работал с  лучшими отечественными оркестрами, дирижировал в США, Канаде, Франции, Испании, Португалии, Японии, жил и  работал в Москве, гастролировал  с театром «Новая Опера» по всему  миру, но в его родословной вятские, уржумские места прочно связаны со многими поколениями Колобовых.

Информация о работе Евгений Колобов