Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа
Тему курсовой работы с именем Евгения Колобова я выбрала потому, что у него было свое понимание той или иной музыки, не такое какое мы привыкли воспринимать. У него было свое слышанье и чувствование музыки. Некоторые критики возмущались, что он специально «уродует» Чайковского или того же Верди, подменяя их собой. Он отдавался целиком и без остатка своему делу. Если он не мог исполнить музыку так, как слышал, исполнение теряло для него смысл. И это обстоятельство всегда для него стояло на первом плане. Ему было интересно выстраивать музыкальную идею по собственным внутренним законам, не отступая при этом от концепции композитора.
Виталий
Петров: — «И он как никто имел право на такую
требовательность. Потому что сам сжигал
себя в творчестве. Он требовал, чтобы
мы каждый спектакль пели как последний.
«Ну как же, Евгений Владимирович, — шутил
я иногда, — у меня вот и завтра спектакль».
«Только так: сегодня — как-будто завтра
уже ничего не будет», — настаивал он.
Внешне Колобов не был богатырем. Скорее
наоборот. Но когда он начинал дирижировать —
у него был поистине орлиный размах рук.
Я иногда даже со сцены косил глазом (смеется):
как у него пульт-то дирижерский ещё на месте?
Руки Колобова, взвиваясь над оркестром,
подчиняли своей магии всё: оркестр, солистов,
зрителей. С первого такта,
с первого звука увертюры у него даже лицо
менялось. Оно вытягивалось, становилось
аскетичным, словно ничего иного, кроме
звучащей сейчас Музыки, не существует
и не будет существовать. Казалось, прерви
его в этот момент — он умрет от остановки
сердца. Он и умер от сердечного приступа.
В 57 лет. Несправедливо рано. В своей «Новой
опере» он был главным дирижером, художественным
руководителем, директором. «Новая опера»
была его детищем, поэтому он брал на себя
ответственность за всё. А ведь не всем было
по сердцу, что в Москве, под конкретного
человека, создан целый театр. Завистники,
думаю, тоже немало отравляли жизнь Колобова.
Цепляясь к исключительности его положения,
они не понимали (не желали понимать!), что
исключительность эта продиктована исключительностью
его божественного Дара. …В начале 80-х Е. Колобов,
уже будучи дирижером Мариинки, прилетел
на Урал. Узнав о приезде маэстро, оркестр
Екатеринбургского (Свердловского) оперного
театра отправился встречать его в аэропорт.
С музыкальными инструментами! Когда самолёт
приземлился и пассажиры входили в здание
аэровокзала, раздались звуки оркестра.
Звучала увертюра из оперы «Сила судьбы»,
затем — военные марши. В театре вспоминают:
когда возникла идея такой встречи Колобова,
никого из оркестрантов не потребовалось
«организовывать». Нужно было только узнать
номер рейса…»
О В. Астафьеве. Об опере
«Вспоминаю, как в Свердловском оперном театре я должен был ставить «Травиату». Мне говорят: «У нас есть пять Виолетт». А я их всех прослушал и отвечаю: «А у меня — ни одной». И привёл за руку из оперетты через дорогу Таню Бобровицкую. Был скандал, зато последующие десять лет они молились на неё. Она держала весь их репертуар. К 200-летнему юбилею «Ла Скала» в 1979 году мы делали в том же Свердловске «Силу судьбы» Верди на итальянском языке. Впервые в стране. Начались мытарства в обкоме (я был ещё членом партии). Как так, иностранная речь в пролетарском городе, рабочие не поймут! Но я их всех обманул, придумав одну маленькую хитрость — два варианта. Сегодня на русском, завтра — на итальянском. Спектакль, слава Богу, вышел.»
1.5
Философские рассуждения
Е.Колобова об искусстве
и смысле жизни.
Покой, свобода, тихая природа.
И без болезней был бы жизни бег.
Немного музыки, стихи,
«Подсолнухи» Ван Гога.
И я был бы вполне–
Вполне счастливый человек.
(Е.Колобов, 2002 год)
Исследуя творчество Евгения Колобова, я узнала, что знаменитый маэстро был ещё и философом. «Искусство, лишь какая-то область деятельности человека, и её не оторвёшь от жизни общества. Если в обществе – проблемы и суета, то в первую очередь страдает искусство ведь «… прекрасное не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво.… Также и люди, если люди талантливые, с ними же можно столько сделать! С ними же можно уже о другом говорить! Не о нотах самих по себе, а – про что! Чтобы сыграли, например, запотевшим звуком!.. Или туманным звуком. Да, я понимаю — деньги. Но провались они пропадом, если творчества нет».
Да, для Колобова дирижирование было сродни полёту птицы – естественное чудо. Он всегда чувствовал музыку по-своему, купался в ней как рыба в воде. Музыка была его стихией, родным домом. Раем, если хотите. И даже, когда по ходу выступления случались какие-то огрехи, что для любого дирижёра вещь неприятная, он справлялся с ними мастерски, он так умел «ловить» отстающего певца или разошедшийся оркестр, что многие слушатели и не замечали этих недостатков исполнения.
Евгений Владимирович очень хотел сеять в душах людей, разумное, доброе, вечное, по его словам, «… для того хотя бы, чтобы не предавать своих родителей. И всех тех, кто сделал меня таким, какой я есть, кто научил меня и добру, и красоте и доверил продолжить эту традицию — не зло проводить и передавать людям, а ту доброту, которую в меня вложили и прежде всего для людей, которые живут в моей стране. Ведь это же мой народ, какой бы он ни был».
Из высказываний Е. Колобова я поняла, что великий дирижёр предпочитал загранице нашу русскую глубинку, потому что он очень любил простых людей, которые «… там на ушах будут стоять, последнюю рубаху отдадут, но в театр к нам придут, и это и для них, и для нас будет потрясение. То потрясение, ради которого только и стоит жить. Это мой народ. И этим все сказано».
«Убежать, скрыться от бытовых тягот и
катаклизмов можно лишь в искусстве. Истинном,
настоящем, которое божественно, гениально
и поэтому вечно. А создать великое можно
лишь путём честного труда и полной самоотдачи».
Глава II
2.1 «Новая Опера» - театр Колобова.
Если вдруг взбредет на ум фантазия сравнить его с персонажем одной из классических опер, то не обойтись без образа вагнеровского Лоэнгрина – немногословного и загадочного рыцаря из прекрасного далека, подобно которому Евгений Колобов (1946-2003) внезапно появился и столь же внезапно исчез, но успел привнести немного света в весьма унылые будни столичной оперы. Со дня его ухода из жизни минуло уже немало лет, но Колобов по-прежнему кажется фигурой не до конца понятой и не до конца оцененной. Очевидно лишь одно: второго такого дирижера новейшая история музыки не знает и не узнает еще долго.
В
нем все было не так, как положено,
– положено по нашим меркам того,
каким должен быть дирижер (царь оперного
театра, свысока взирающий на
простых смертных), как он должен
себя вести (как хозяин-барин, одной
рукой благословляющий, другой дающий
по шапке) и что дирижировать (только
самые-самые главные русские
На «Евгения Онегина» в постановке Сергея Арцыбашева было не пробиться, и атмосферу этих спектаклей нельзя было спутать ни с чем, особенно когда за дирижерским пультом появлялся руководитель театра и все приходило в движение.
Самое интересное происходило, когда Колобов брался не за популярные хиты, а за раритеты, названия которых с трудом можно было найти в музыкальных словарях. Он поставил шедевр эпохи бельканто «Марию Стюарт» Доницетти, в которой весьма вольно интерпретированы события последних лет жизни шотландской королевы, но сделано это на совершенно фантастическую музыку. Благодаря ему Москва узнала, что есть такой композитор Каталани, а у Каталани есть опера « Валли» – прекраснейшая музыка качеством не ниже Пуччини. Еще оно событие – премьера «Гамлета» Амбруаза Тома, одного из виднейших композиторов Франции второй половины XIX века, приговоренного советскими музыковедами к участи третьестепенного автора. Кроме Колобова, никто не рисковал исполнять такие редкости и, соответственно, никто не собирал переполненные залы и не мог потом праздновать очередной триумф.
Конечно, его ругали и критиковали: чувствуя себя соавтором композитора, творцом, а не исполнителем чужой воли, Колобов мог смело поменять музыкальные сцены в партитуре местами, переделать инструментовку, сделать вольные купюры. Пуристам и блюстителям авторской буквы это, конечно же, не нравилось, но Колобов не обращал на это ни малейшего внимания, он создавал авторский театр. До сих пор идущие в его театре оперы разительно отличаются от оригиналов, но, похоже, это мало заботит тех, кто не осведомлен о таких изменениях: их инициатор каждый раз проявлял поразительный вкус и интуицию, благодаря которым его авторские редакции смотрелись и слушались на одном дыхании, ничем не обнаруживая переделок и «швов».
Официальное признание заслуг Колобова не испортило главного героя, как это часто бывает, когда Художника признает Власть. Когда в 1997 году Новой Опере пожаловали здание в саду «Эрмитаж», он остался таким же экспериментатором и изобретателем, с завидным равнодушием взирающим на то, что творилось на государственных сценах, и без излишнего любопытства реагирующим на то, что происходит в мировом оперном сообществе. У него по-прежнему был коллектив энтузиастов – оперная труппа колобовского театра стала одной из самых сильных в Москве. Как и прежде, вызывал бурное восхищение хор, руководимый его женой Натальей Попович. Без устали он продолжал работать со своим оркестром. Новая Опера стала первым театром, в котором помимо оперных спектаклей появились симфонические, камерные и хоровые концерты, – это была большая, ни на минуту не останавливающаяся музыкальная лаборатория, где никогда не было скучно и где отсутствовало понятие рутины. И что самое удивительное, со смертью ее создателя театр не рухнул как карточный домик, что обычно и случается с авторскими проектами. Колобову предрекали мировую славу первоклассного дирижера-симфониста, которому были бы по плечу и Брукнер, и Малер; он наверняка бы еще извлек на свет Божий добрую дюжину неизвестных шедевров, чтобы доказать, что за изъезженным кругом оперных шлягеров есть другой, огромный и интересный мир.
Но
не случилось, и так или иначе
театр, внезапно и навсегда оставленный
своим создателем, продолжает питаться
его идеями и беспрекословно следует
его принципам. Один из лучших оперных
хоров – у Колобова. Лучшие молодые
певцы – тоже у него (каким-то непостижимым
образом практически все русские певцы
нового поколения начинали в Новой Опере:
Екатерина Сюрина, Дмитрий Корчак, Виталий
Билый, Любовь Петрова, Василий Ладюк,
Анджей Белецкий). Смелые режиссерские
прочтения, отрицающие рутину и штампы,
– здесь же. О Колобове по-прежнему не
говорят в прошедшем времени. И публика,
наполняющая каждый вечер театр в саду
«Эрмитаж», самая верная и преданная публика
в Москве, которой нет больше ни у одного
театра, по-прежнему, кажется, ждет, что
за дирижерским пультом появится этот
удивительный человек, который своими
руками оживляет музыку.
2.2 О театре.
Московский театр «Новая Опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя театра Евгения Колобова (1946-2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова и вскоре приобрел славу одного из лучших оперных коллективов России.
Название, которое предложил Лужков, Колобову понравилось. В одном из своих интервью Евгений Владимирович сказал: «Когда это название предложил Юрий Михайлович Лужков я случайно в словаре посмотрел, что такое «опера». Там пунктов восемь-десять, и один из них – сочинение, произведение, творчество, что мне очень нравится. Название попало в точку – я, ставя оперный спектакль, и, правда, создаю ведь новое произведение».
«Опера
как музыкальный жанр обладает всеми
возможностями, - говорит Е. Колобов.
- Здесь есть и музыка, и слово,
и вокал, актерская работа, живопись
и балет. Ни в одном жанре нет
такой мощи. Только не всегда мы умеем
достойно и профессионально
Примерно три года новый коллектив, не имея собственной сцены, скитался по разным площадкам, но зато побывал несколько раз на гастролях за рубежом, а затем перебрался в переоборудованный кинотеатр «Зенит» на Таганке, где существовал еще несколько лет, пока, наконец, к 850-летию Москвы не получил прекрасное новое здание, выстроенное в саду «Эрмитаж».
Гармония всех компонентов, из которых складывается оперный спектакль, а это - оркестр, хор, певцы, декорация всегда присутствует в постановках Евгения Колобова и его театра «Новая Опера». Театр «Новая Опера» - обладатель престижной российской театральной премии «Золотая маска». За создание нового театра Е.Колобов был удостоен национальной премии «Триумф».