Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:45, реферат
В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.
I. Возникновение и развитие флейты и ее прототипов..................................................................3
1.1 Флейта в Древнем мире...............................................................................................................3
1.2 Флейта в Средние века................................................................................................................3
1.3 Флейта в творчестве композиторов венской школы................................................................5
1.4 Роль флейты в инструментальной культуре XVIII – XIX веков............................................5
1.5 Флейта в творчестве композиторов XX века............................................................................7
II. Строение, особенности и применение современной флейты...................................................8
2.1 Строение и особенности современной флейты........................................................................8
III. Флейта в России..........................................................................................................................11
3.1. Существование флейты в России как народного инструмента............................................11
3.2 Развитие исполнительства в период правления Петра I.........................................................12
3.3 Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство.............................14
IV. История развития белорусской исполнительской школы на духовых инструментах........16
Список используемой литературы..................................................................................................19
Приложение.......................................................................................................................................25
УО «Белорусская государственная академия музыки»
Реферат на тему: « История
инструментального
Подготовила студентка II курса группы ДД:
Крисенкова Анастасия
Минск 2012
I. Возникновение и развитие флейты
и ее прототипов....................
1.1 Флейта в Древнем мире..........................
1.2 Флейта в Средние века..........................
1.3 Флейта в творчестве
1.4 Роль флейты в инструментальной культуре
XVIII – XIX веков.........................
1.5 Флейта в творчестве композиторов
XX века..........................
II. Строение, особенности и применение
современной флейты........................
2.1 Строение и особенности современной
флейты........................
III. Флейта в России........................
3.1. Существование флейты в России как
народного инструмента...................
3.2 Развитие исполнительства в период
правления Петра I.............................
3.3 Влияние русской композиторской школы
на духовое исполнительство...............
IV. История развития белорусской исполнительской школы на духовых инструментах........16
Список используемой литературы....................
Приложение....................
Продольные, поперечные и многоствольные флейты зародились в глубокой древности. Они изготавливались из тростника, из стручков, свернутых в трубочку, из древесных листьев, кости животного, морских раковин и других природных материалов. Эти примитивные духовые инструменты использовались и в быту, повседневной жизни. В свою очередь многочисленные документы истории, различные исследования, находки археологов, подтверждают, что флейта и её прототипы являются древнейшими среди духовых инструментов.
Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, он стал активно использовать мир звуков, а постепенно и совершенствовать эти простейшие музыкальные инструменты. Среди материальных остатков культуры народов, живших за несколько тысячелетий до наступления нашей эры, встречаются флейты в виде костяных, тростниковых и глиняных дудочек. Они существовали у многих народов под разными названиями. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия.
На продольной флейте иногда имелось особое приспособление для извлечения звука, которое в наше время применяется на блокфлейте. Флейта Пана имела несколько стволов, каждый из которых, в свою очередь мог издавать один или два звука (за счет передувания) различных по высоте. С расцветом культуры она претерпела изменения.
Родиной поперечной флейты признана Азия. В те времена флейта была неотъемлемой спутницей барабана: использовалась в войсковых частях. До сих пор на Земле Басков дудочка-флейта (тхироля) применяется совместно с маленьким барабаном (тамбурином) в народном музицировании.
Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. В основе духового инструментария лежали флейтовые типы: сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана, с двенадцатью бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта, с 3-6 игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Звучат все эти флейты мягко и нежно.1
В Индии самый распространённый духовой инструмент древности - ванша (разновидность поперечной флейты), по преданию на ней играл бог Кришна.
В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.2
Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Ренессанса в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца 16 века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров - дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики. Из флейт составлялись ансамбли до 20 человек.
В 17 веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере "Орфей" в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г. Шютца они уже не только сопровождали пение, но обогащали его, дополняли и соревновались с ним.
Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старонемецкая флейта охватывала 2,5 октавы - от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные "хроматические" ступени получались при помощи "раздвоенной аппликатуры" или "вилочной хватки". Сверление трубки старонемецкой флейты имело обратноконическое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на "головку" флейты, а наименьший - на её "лапку", т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.
Семнадцатый век - свидетель появления и закрепления в оркестровой практике поперечной флейты. Первым, кто ввёл ее в оперный оркестр, как постоянный инструмент, был Жан Батист Люлли (в опере "Изида"). Но в его оркестре флейты ещё были продольными. Прямую флейту (или флейту с наконечником) держали перед собой; она обладала поэтичным звуком, за что её называли "нежная флейта". Однако поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, т.к. обладала более сильным звуком и легко поддавалась различным усовершенствованиям. Поэтому к середине XVIII века она окончательно вытеснила из симфонического оркестра продольную флейту.
Как сольный концертный инструмент поперечная флейта почти не применялась. В этой роли выступали различные виды продольных флейт. Признание же её в качестве художественно-концертного инструмента произошло во Франции, где мастера начали заниматься её усовершенствованием. Так, в 1695 году был применён клапан ре-диез, в конструкцию внесены улучшения: точное сверление канала, облегчающее взятие верхних звуков, сделало их красивыми, певучими. Для подстройки флейты вставлялись деревянные кольца в канал раздвигающейся головной части. Удобные тональности для такой флейты были Соль-мажор, Ре-мажор и До-мажор. В них и писали композиторы. Во Франции продольные флейты получили обозначение "немецкая флейта". Широко известны имена двух французских флейтистов XVII века - Декато и Фильбер.
В это же время появляются первые педагогические методы обучения игры на флейте ("Искусство игры на поперечной флейте" Опетера, 1707 г.).3
До сих пор шедеврами флейтового репертуара являются произведения Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта. Примером выразительного использования флейты служит знаменитое соло в опере К.В. Глюка "Орфей". Эта бессмертная "Мелодия" до сих пор не потеряла своего очарования и свежести.
Но самую значительную роль в поднятии исполнительского мастерства игры на флейте сыграло творчество Гайдна и Моцарта, которые проявляли огромный интерес к музыкантам-флейтистам, почитали их мастерство, наблюдали, экспериментировали. Одним из ярких музыкантов своего времени был флейтист И.Б. Вендлинг (1720-1797). Первый исполнитель флейтовых сочинений Моцарта. И. Гайдн сумел прочувствовать необыкновенную теплоту и красочность тона флейты, создав в своих произведениях затейливые флейтовые фигурации.
В.А. Моцарт утверждал, что терпеть не может флейты. Он всегда боялся, что интонация не будет точной, что музыканту не хватит сердца, слуха и техники для того, чтобы справиться с художественными задачами. Но это не помешало ему написать блестящие произведения для этого инструмента. Моцарт под влиянием дружбы с Вендлингом написал Концерт № 1 для флейты с оркестром. А Концерт № 2 Моцарту заказал вернувшийся из Индии, разбогатевший голландский офицер, любитель-флейтист де Жан. Есть версия, что Моцарт просто переделал для де Жана свой концерт для гобоя, написанный годом ранее.
Флейта как солирующий инструмент занимает в творчестве Моцарта видное место. В оркестре Моцарт поручал флейте напевные мелодии, чарующие задушевностью и соперничающие с человеческим голосом. В 1778 году по заказу парижского любителя-флейтиста де Гина и его дочери арфистки Моцарт написал Концерт для флейты и арфы, который до сегодняшнего дня считается одним из лучших в репертуаре флейтистов и арфистов.
Величайший симфонист Бетховен обучался игре на флейте, когда ему было 10 лет. У профессионального флейтиста. Музыку для флейты он писал под влиянием творчества Моцарта, предъявляя к инструменту очень высокие виртуозные требования. В области использования выразительных возможностей флейты Бетховен пошёл значительно дальше своих современников, совершенно по новому, необычайно смело введя её в симфонический оркестр. В увертюре "Леонора № 3" композитор раскрыл подлинное понимание тембровых и виртуозных возможностей флейты, употребив её для выражения острых и напряжённых душевных переживаний.
Также можно отметить замечательные произведения для флейты композиторов XVIII века, например, итальянца Д.С. Мерканданте, друга Моцарта Ф.А. Хофмайстера и др.4
В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов, но репертуара, написанного композиторами этих стран специально для поперечной флейты, было чрезвычайно мало. Великая профессиональная школа инструментальной культуры сложилась в Италии. А. Вивальди, знаменитый итальянский композитор, очень любил жанр сольного инструментального концерта. Им было написано 13 концертов с оркестром для поперечной и 3 для продольной флейты. Также для флейты писали Марчелло и Телеман. Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты И.И. Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха II), К.Ф.Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.
Наиболее значительные произведения для флейты в начале XVIII века создал И.С. Бах. Он написал большое количество произведений для флейты и с её участием. Композитор великолепно знал технику игры на флейте, её тембровые и колористические возможности, любил её лёгкий, серебристый, поющий тон. Выделяются флейтовые сонаты И.С. Баха, написанные под впечатлением игры известного виртуоза-флейтиста Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приёмами игры на флейте. Прошли столетия, а эти сонаты более, чем когда либо в центре концертного репертуара флейтистов. Миллионами слушателей во всём мире любимы блестящая "Шутка" из оркестровой сюиты си-минор и простая задушевная "Сицилиана". И. И. Кванц (1696-1773) был популярным немецким концертантом. Итальянский композитор Д. Скарлатти недолюбливал флейту, считая её непригодной для сольного исполнительства, но услышав однажды игру Кванца, он изменил своё мнение и написал для флейты концерты. Кванц - автор капитальных трудов: "Опыт руководства по игре на поперечной флейте" (1752) и "Аппликатура хотя поперечной флейты в двух ключах", 300 концертов, 6 сонат, 200 пьес для флейты.
Работая над усовершенствованием флейты, Кванц изготовил регулирующий винт для пробки головной части инструмента. В 1770 году П. Флорио сделал дополнительный клапан, причём так боялся, что об этом кто-нибудь узнает, что прикрыл эту часть флейты футлярчиком. Дополнительные клапаны для флейты изобретали в разные времена и другие мастера, например, Д. Тессит в Англии, И. Тромлиц в Германии, П. Пегерсен в Дании и др. Это позволяло получать полутона, облегчая игру, но не избавляло флейту от недостатков, существующих до сих пор: неточная интонация, неравномерность звучания в разных регистрах.