Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:45, реферат
В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.
I. Возникновение и развитие флейты и ее прототипов..................................................................3
1.1 Флейта в Древнем мире...............................................................................................................3
1.2 Флейта в Средние века................................................................................................................3
1.3 Флейта в творчестве композиторов венской школы................................................................5
1.4 Роль флейты в инструментальной культуре XVIII – XIX веков............................................5
1.5 Флейта в творчестве композиторов XX века............................................................................7
II. Строение, особенности и применение современной флейты...................................................8
2.1 Строение и особенности современной флейты........................................................................8
III. Флейта в России..........................................................................................................................11
3.1. Существование флейты в России как народного инструмента............................................11
3.2 Развитие исполнительства в период правления Петра I.........................................................12
3.3 Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство.............................14
IV. История развития белорусской исполнительской школы на духовых инструментах........16
Список используемой литературы..................................................................................................19
Приложение.......................................................................................................................................25
ЧЖУДИ - поперечная бамбуковая флейта обычно используемая в южной струнно-духовой музыке, представляет собой одноствольный духовой инструмент. Этой флейте более 2400 лет. Сегодня её изготавливают из черного бамбука с одним мембранным и шестью игровыми отверстиями. Используется в сольном исполнении в оркестре, а так же для аккомпанемента традиционной китайской опере. СЯО - продольная (свистковая) флейта также изготавливается из бамбука. Представление об этом инструменте дают керамические статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 - 220 г. до н.э.). Сяо используется в сольном исполнении, в оркестре, в ансамбле, а так же для аккомпанемента традиционной китайской опере.
ДИ, ДИЦЗЫ - Ди представляет собой бамбуковую трубку, имеющую двенадцать отверстий. Одно предназначено для вдувания воздуха, шесть - для изменения высоты звука. Между одним и шестью имеется отверстие, покрываемое тонкой (микронного измерения) тростниковой пленкой ди мо (笛膜), вибрирующей во время игры. Эта мембрана клеится с помощью китайского растения типа чеснока и быстро изнашивается: исполнитель должен менять ее приблизительно раз в две недели. Вибрирование ди мо придает инструменту яркий, неповторимый звенящий тембр, аналог которому трудно найти.
ТАОЦЗЯО (керамический рог) - Керамический рог, найденный при раскопках в Линъянхэ (уезд Цзюйсянь, провинция Шаньдун), напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.
ГУДИ - Флейты этого типа, как правило, изготовленные из кости крыла большой птицы, представляют собой продольные или поперечные духовые инструменты с пальцевыми отверстиями. В течение 1986 и 1987 годов на неолитической стоянке Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань китайские археологи нашли при раскопках 25 костяных флейт, возраст которых оценивается в 7800 - 9000 лет. Эти флейты желто-коричневого цвета и довольно единообразны по конструкции. Большинство из них имеют семь пальцевых отверстий, позволяющие извлекать мелодии современного семиступенного звукоряда. Эти костяные флейты являются не только наиболее древним музыкальным инструментом, обнаруженным в Китае на настоящий день, но и наиболее ранним китайским мелодическим инструментом.
СОПЕЛЬ - русская продольная свистковая флейта, изготовленная из дерева. Древнейший музыкальный инструмент восточных славян, имеющий и другие диалектные названия: сопль, посвистелка, сиповка.
Использовался главным образом как ратный инструмент. В исторических песнях упоминается т. наз. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке. В более позднее время находит применение у скоморохов и пастухов.
Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем - сильный и резкий. У других славянских народов - это украинский пастушеский инструмент "сопилка" или "сопивка", молдавский "флуер" или "флояра", "дудка" и т.д. Все они родственные инструменты. Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хоровых и игровых песен, а также танцевальных мелодий.
ЖАЛЕЙКА (брёлка) - старинный русский, белорусский народный духовой язычковый музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Известен также под названием "жаломейка", то же что "сопель", "пищелка", "флетня", "дуда" и т.п.
Это деревянная (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическая трубка от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик.
На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком.
Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели.
В зависимости от размеров жалейки
могут быть разных строев, что очень
важно в ансамблевой и
В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом для создания трубы-серпан. Флейты-серпаны использовались как во время богослужения в церквях, так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах XIV в.
Хоро или хорум (choro) - разновидность волынки. По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для воздуха, из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа "мешка" начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащий и резкий (рис.6).
ФЛАЖОЛЕТ. История флажолетов уходит в средние века, но наибольшей популярностью они пользовались во Франции с 17-го по 19 век. Этот инструмент представлял собой цельную трубку с четырьмя отверстиями для пальцев и двумя отверстиями для больших пальцев; во время игры надо было дуть в небольшой мундштук из обычной или слоновой кости, прикрепленный к головке.
Жак Оттетер играет на трёхчастной поперечной флейте эпохи барокко
Октобасовая флейта Губки на головке флейты
Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми механикой и до-коленом
Trevor James альтовая флейта
Бас-флейта Yamaha
1 Древнекитайская философия. Эпоха Хань - М., 1990
2 Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1 Л.: 1973
3 Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1 Л.: 1973
4 Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 2 Л.: 1983
5 Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 2 Л.: 1983
6 www.wikipedia.org
7 Алдошина И., Приттс Р. "Музыкальная акустика", 2009
8 Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь (82 т. и 4 доп.) - СПб.: 1890-1907
9 Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. Спб.: 2005
10 Творогов О.В. (подготовка текста, перевод, комментарии) Житие Феодосия Печерского - М., 2006.
11 Розенберг А. О русском производстве духовых инструментов в XVIII в.
12 Усов Ю. История отечественного исполнительства - М., 1975.
13 Ничков Б. Исполнительство на духовых инструментах в Беларуси 2-й половины XIX – начала XX столетия Мн.: 2012
14 Ничков Б. Духовая инструментальная культура Беларуси Мн.: 2003