Проявление музыкальности в раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Проявление музыкальности в раннем детстве................................5
1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка..............................5
1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада............................................................................................................................9

Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие..............................................................................12
2.1 Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка........12
2.2 Виды музыкального воспитания формирование личности ребенка...........16

Глава 3. Урок музыки как единое целое воспитательного пространства........................................................................................................19
3.1. Влияние классических и народных произведений на нравственно- эстетическое воспитание детей............................................................................19
3.2. Воспиятие музыки как главный фактор воспитания……….................….21
3.3. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития……………………..................................23

Заключение...........................................................................................................27

Список используемой литературы...................................................................30

Работа состоит из  1 файл

курсовой музыка.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

            Мысли о необходимости более раннего - начинающегося еще до школы - воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

             Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

             Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

           Музыке, как средству эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия.

“Ведь даже одна мелодия без сопровождения  ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”.

             На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

             У педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Казахская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

           В Казахстане интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

              В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

 «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек». А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:

 «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

           Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

           Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.

           ШАЦКАЯ Валентина Николаевна- советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

           В. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

             В. Шацкая была одним из инициаторов создания в стране детского музыкального радиовещания. Проводила научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 г. В. Шацкая сотрудничала в художественно-педагогической комиссии Государственного Учебного Совета (ГУС), где при ее непосредственном участии создавались школьные программы по музыке.

               Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

              С 1913 года Общество начинает издавать литературу, основанную на результатах практического опыта. В советский период издаются целевые сборники для школьно пения, учебные пособия и методические руководства.

             

1.2 Влияние  музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского  сада

           Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

            Занятия включают чередование различных видов деятельности: (вход, приветствие, музыкально ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т.д.). Обеспечивая тем самым разносторонние развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Музыкальные занятия в детском саду оказывают влияние на формирование личности ребенка на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения, досуги пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринужденно.

            Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

            Научные данные о фозиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

               Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечение заикания), что способствует выработке вокально слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

              Занятие музыкально ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется выработка, четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения , присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

                О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления на всестороннее развитие и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематические проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствует формированию более полному и гармоническому их развитию.

                 Утренники в детском саду занимают особое место в системе музыкального воспитания и формирования личности ребенка. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.

               Именно на утренниках художественная деятельность детей разнообразна: торжественные шествия, перестроения, хороводы, пение, инсценировки, игры, танцы, выразительное чтение стихотворений, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление музыкального зала, создает у детей приподнятое настроение, вызывает эмоциональные чувства. Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, это влияет на детей и создает соответствующие настроение: торжественно приподнятое, спокойное, веселое. Музыка на утренниках углубляет художественные образы, поэтического текста, вызывает у детей чувство сопереживания содержанию песни. На праздниках и развлечениях дети занимаются различными видами музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танца, играют на детских музыкальных инструментах небольшими ансамблями, в музыкальные игры, водят хороводы, А музыкальный репертуар на праздниках и развлечения используется достаточно разнообразно.

             Музыка в детском саду звучит не только на утренниках, на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, также физкультурные занятия, активирует детей, значительно повышая качество выполняемых ими упражнений, организуя коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В это же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных её композиторов эмоциональной отзывчивости, слуха.

              Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. И так, использование музыки на физкультурных занятиях , утренний гимнастики, влияет укреплению организма и развитие музыкальности, в дальнейшем формируя личность ребенка.

              Влияние музыки на дошкольников осуществляется также и в повседневной жизни детского сада. Использование музыкальных произведений в часы приема детей, досугов, на прогулке, занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует на формирование развития самостоятельной творческой инициативы. Влияние музыки в повседневной жизни детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирают музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Рассмотрим, некоторые возможности влияния музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятиях, связанных с художественной деятельностью детей.

             Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

            В свободное от занятия время дети часто утраивают игры, в которых влияние музыки отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальные занятия», «день рождения», дети вспоминают и исполняют музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, подбирая их на металлофоне или других музыкальных инструментах. Также на детей влияют музыкально дидактические игры, которые развивают музыкальных слух, творческие способности ребенка, помогают в игрой форме усвоить элементы нотной грамоты. Музыкально дидактические пособия, которые влияют на личность ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Например, музыкально дидактическая игра «Песня, танец, марш», где дети воспринимают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку, четко и ритмично ходят под неё, определяют жанр музыкально произведения с помощью картинок символов.

Информация о работе Проявление музыкальности в раннем детстве