Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Проявление музыкальности в раннем детстве................................5
1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка..............................5
1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада............................................................................................................................9
Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие..............................................................................12
2.1 Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка........12
2.2 Виды музыкального воспитания формирование личности ребенка...........16
Глава 3. Урок музыки как единое целое воспитательного пространства........................................................................................................19
3.1. Влияние классических и народных произведений на нравственно- эстетическое воспитание детей............................................................................19
3.2. Воспиятие музыки как главный фактор воспитания……….................….21
3.3. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития……………………..................................23
Заключение...........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................30
Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т.п.
В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский.
Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования.
Например, я говорю: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». «Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи – все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский).
Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.
В связи с этим не менее важной проблемой является организация на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока» (Е. Кулинкович). Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является главным действующим лицом, организовать диалог и полилог с композитором, между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить на уроке музыки, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.
Как считает Л.В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:
- художественное восприятие
(восприятие сопереживания
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);
- художественное исполнение
(передача голосом, жестом, на
инструментах художественного
- художественное творчество
(выражение собственных чувств
и мыслей в процессе
Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, т.е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.
Как отмечает Л.С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей мы слушаем и пропеваем мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.
3.3. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития.
На уроках в общеобразовательном учреждении звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.
Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных ритуалов, праздников, в концертном зале, на уроках. Данная точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешней стороне. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент я делаю на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове. Исполнение произведения предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и «оправдывающий» свое словесное окружение. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности», главное — не только «обучать», но и обеспечить «влияние» на нравственность.
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки.Развитие навыков импровизации служит основой формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру. Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства.Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью, и т. д. Контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творений искусства. Внимание школьника направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате незаметно преодолевается барьер специфической художественно-образной выразительности отдельных видов искусства, что помогает познать многомерность, разобраться в положительных или отрицательных эмоциях. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор –это человек который сочиняет музыку. Вальс –это танец, шарманка –это старинный музыкальный инструмент и т.д. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства переданные в музыке. Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная. Дети пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза, и т.д. Нравственное воспитание на уроках музыки является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.
Практические рекомендации для наиболее успешного нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки:
1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.
4. Проводить музыкально-
5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.
Таким образом, ведущими признаками, определяющими нравственно-эстетическое развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе. Примером может быть “Новогодняя сказка”, включающая в себя фрагменты из цикла “Времена года” П.Чайковского. Это дает детям еще глубже познакомиться с жизнью и творчеством композитора.
Вечер в седьмом классе расширил представления ребят о музыке композиторов- песенников, посвященной героям отечества. В составлении сценария этой музыкально-литературной композиции дети участвовали сами.
Включение фольклора в традиционный урок дает мне возможность готовить различные фольклорные праздники. Ярким, образным, поэтичным получился праздник “У истоков мастерства”, который проводили в содружестве с учителем изобразительного искусства.
Более десяти лет прошло с тех пор, как началось развитие самодеятельного вокально-инструментального творчества в нашей школе. Исполнительская деятельность школьного вокально-инструментального ансамбля непосредственно связана с приобретением музыкально-теоретических знаний, практических навыков игры на музыкальных инструментах, развитием вокальных умений. Что же привлекало ребят во всех поколениях? Общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Для многих этот вид музыкальной деятельности являлся средством самоутверждения, духовно-творческого искания.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: “Новый год”, “Последний звонок”, “Встреча школьных друзей”, “Выпускной вечер”.Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Информация о работе Проявление музыкальности в раннем детстве