Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Проявление музыкальности в раннем детстве................................5
1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка..............................5
1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада............................................................................................................................9
Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие..............................................................................12
2.1 Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка........12
2.2 Виды музыкального воспитания формирование личности ребенка...........16
Глава 3. Урок музыки как единое целое воспитательного пространства........................................................................................................19
3.1. Влияние классических и народных произведений на нравственно- эстетическое воспитание детей............................................................................19
3.2. Воспиятие музыки как главный фактор воспитания……….................….21
3.3. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития……………………..................................23
Заключение...........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................30
Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.
Для правильной организации духовно-нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.
Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, в это время надо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
В задачи уроков музыки, как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.
Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.
Один из известных
специалистов по эстетике М. Каган, подвергший
глубокому анализу
В современном обществе Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.
В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Список используемой литературы.
1. Абдуллин Э.Б. Теория
и практика музыкального
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. 2000.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – 1998.
4. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.
5. Ахмешев Б.А. Профессиональная позиция учителя музыки как категория личности // Серия: Гуманитарные науки. – 1995
6. Бернстайн Л. Музыка всем. – 1978.
7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. –Академия, 2002.
8.Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – Просвещение, 2006.
9. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – 2000.
10. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – 1986.
11. Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки // Гегель Г.Ф. Эстетика. – 1971.
12. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – 1989.
13. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992.
14. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического воспитания школьников (проект). – 1988.
15. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.- Просвещение, 2010
16. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учебных заведений / Авторы-составители Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. – 1994.
17. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- Просвещение, 2010
18. Примерные программы начального образования. В 2ч.-(Стандарты второго поколения).- Просвещение, 2008
19. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7классы. Искусство. 8-9 классы./Авторы: Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- 2010.
20. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.- Просвещение, 1990.
21. Потошник М.М. «Требование к современному уроку» 2008.-272с.
Информация о работе Проявление музыкальности в раннем детстве