Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Проявление музыкальности в раннем детстве................................5
1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка..............................5
1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада............................................................................................................................9
Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие..............................................................................12
2.1 Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка........12
2.2 Виды музыкального воспитания формирование личности ребенка...........16
Глава 3. Урок музыки как единое целое воспитательного пространства........................................................................................................19
3.1. Влияние классических и народных произведений на нравственно- эстетическое воспитание детей............................................................................19
3.2. Воспиятие музыки как главный фактор воспитания……….................….21
3.3. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития……………………..................................23
Заключение...........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................30
Музыка оказывает свое воспитательное влияние и воздействует и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые ими песни, водить хороводы. Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью, влияние музыки, также может найти широкое применение.
Гораздо быстрее и интереснее будет воспринимается сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок. Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение «Осенняя песня» П.Чайковского, педагог создает определенный настрой на работу.
Влияние музыки в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организации деятельности педагога в формирование личности ребенка.
Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие.
2.1 Задачи музыкально воспитания формирование личности ребенка.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музык, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
В музыкально ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец народная пляска, пантомима и особенно музыкально игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику слова. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, после они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Основная задача формирование личности ребенка в детском саду является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.
Музыкальное развитие на
ребенка это результат
Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомы их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музыцыровать. Петь и танцевать.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное влияние музыки на ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканий, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.
“Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…” (Д.Кабалевский), - одна из сторон импровизации.
Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития школьников.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую
- выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. На ряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне-интонации” оказывается заложенным характер целого произведения.
Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Можно предложить ребятам “зерно-интонацию”, и они по очереди “выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.
Мои второклассники очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является “Кузнец” И.Арсеева. Дети делятся на две группы - кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского “Барабан”.
Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.
2.2 Виды музыкальной
воспитания формирование
С каждым годом всё больше детей получают в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальные кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера вроде колыбельной улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у детей соответствующие настроение, внутреннюю сосредоточенность. Ребенок, слушая такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой системой. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте, лучше понимать и любить её.
Из всех видах искусства музыка лишена непосредственной видимости, как в литературе.
Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него.
Влияние музыкального произведения для детей должно быть художественным, мелодичным, доставлять наслаждение своей красоты. Кроме того, они должны передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
Информация о работе Проявление музыкальности в раннем детстве