Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

С целью укрепления позиций  церкви внутри страны и за рубежом патриарх Никон в XVII веке провел церковную реформу, которая привела к появлению «старообрядчества», отвергавшего нововведения.

Петр I, в связи с тем, что патриаршая власть не поддерживала его реформы, преобразовал управление церковью и превратил ее в часть государственного аппарата. Место патриарха с 1721 года занял святейший государственный синод, во главе со светским чиновником – обер-прокурором. В Российской империи православная церковь была государственной религией и поэтому поддерживала самодержавную власть и феодальные порядки. Отход верующих от нее наказывался, принятие же православия поощрялось. Неслучайно русская  православная церковь не приняла революцию октября 1917 года. Однако борьба с Советской властью не привела к победе церковь. При Временном правительстве в 1917 году было восстановлено патриаршество. 29 июля 1927 года митрополит Сергий, ставший в последствии патриархом издал декларацию, ориентировавшую русскую православную церковь на поддержку Советской власти.

В 1945 году состоялся второй поместный собор русской православной церкви, завершивший ее реорганизацию.

Давайте рассмотрим, какова же теперь структура и организация русской православной церкви.

Первичную ячейку русской православной церкви составляет община верующих, возглавляемая исполнительным органом, состоящим из мирян. Духовенство не имеет права вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением богослужения.

Приходы объединены в  округе (благочинения), а те в епархии. Возглавляют епархии архиереи: епископы, архиепископы и митрополиты. Все они подчинены патриарху, избираемому собором. При патриархе имеется священный синод. Кадры духовенства готовят семинарии и академии. Существуют мужские и женские монастыри.

От православия  после реформ Никона отделилось старообрядчество. Старообрядцы не признают нововведения: новые книги, иконы. Они признают лишь первопечатыне книги и иконы «старого письма», написание «Исус», вместо «Иисус», только восьмиконечный крест, двоеперстное крестное знамение вместо троеперстного.

Старообрядцы подвергались гонениям официальной православной церкви, их идейный вдохновитель протопоп Аввакум сожжен в 1682 году. Старообрядцы были прокляты. Проклятия с них  сняты только в 1971 г.

Старообрядчество имеет  много толков и течений. Все их можно разделить на два направления: поповщину и беспоповщину. Поповщина признает необходимость церковной иерархии. Она отличается от православной церкви обрядностью. Беспоповщина отрицает церковную иерархию. Богослужения осуществляются у них выборными лицами.

В Казахстане на сегодняшний  день Православная церковь имеет 202 прихода и делится на три епархии: Алматинскую и Семипалатинскую, Шымкентскую и Уральскую. При всех церквях открыты воскресные церковноприходские школы.

Кроме того, на территорию Казахстана пытается распространить свое влияние русская православная церковь за рубежом.

У нас действует ряд  старообрядческих общин: беспоповцы, поморский  полк, белокриницкое согласие.

Самую многочисленную христианскую организацию образует католицизм. В мире насчитывается на сегодняшний день около 500 млн. католиков. Большинство их проживает в странах Европы в Центральной и Южной Америке и в США.

Католицизм, в отличие от других направлений в христианстве, имеет единую церковную организацию, центр которой находится в Ватикане – теократическом государстве на территории Рима.

Вероучение  католицизма имеет некоторые отличия от православного. Так, например, в католицизме принят догмат о том, что дух святой исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Именно это расхождение послужило поводом для раскола христианства на православие и католицизм.

Католицизм учит, что  человек может рассчитывать на «спасение» своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам «избыточные» дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций.

В католицизме считают, что в загробном мире есть не только рай и ад, но и чистилище, где  души ждут решения своей участи.

Помимо «священного  писания» Библии, католики признают и  «священное предание», в него входят решения соборов и творения «отцов церкви». 1 Ватиканским собором в 1870 году был принят догмат о папской непогрешимости в делах веры. Для всего католического духовенства обязательно безбрачие – целибат. Церковный брак в католицизме нерасторжим. Католическое богослужение до последнего времени велось на латинском языке. Большую часть католиков в Казахстане составляли немцы до 70%. Кроме депортированных немцев в Казахстане католиками были поляки, литовцы, украинцы и белорусы. Но в последнее время Ватикан усиливает внимание к Казахстану. В 1991 году в Караганде учреждена Апостольская Администратура Казахстана и Средней Азии во главе с епископом Яном Павлом Ленге. 3 октября 1994 году между Ватиканом и Казахстаном заключено дипломатическое соглашение и в Алматы прибыл посол Ватикана – апостольский нунций – архиепископ Мариан Олесь.

В настоящее время  в Казахстане действует 90 католических общин, священниками которых являются поляки, литовцы, латыши, корейцы, немцы.

Наконец третье наиболее молодое и наиболее неоднородное течение христианства – протестантизм. Численность его представителей составляет около 200 млн. человек. Существует несколько десятков протестантских объединений и организаций. Протестантизм дальше других христианских направлений пошел по пути модернизма.

Возник протестантизм  в XVI века, в эпоху Реформации.

Одним из зачинателей  реформационного движения в Германии был Мартин Лютер. В своих 95 тезисах, обнародованных 31 октября 1517 года, Лютер  выступил против претензий папства  контролировать веру и совесть на правах посредников между людьми и богом. Он утверждал, что человек может спасти душу и тело только посредством личной веры, которая непосредственно даруется ему Богом. Основываясь на этом, лютеране провозглашают принцип равенства перед Богом священников и мира. По имени основателя это течение протестантизма получило название лютеранства. Лютеране упразднили монашество и ввели выборность духовенства. Единственным источником вероучения они считали Библию. В отличие от католицизма в лютеранстве разрешено родовым верующим толковать Библию. Обрядность упрощена – отмечено поклонение иконам, мощам, святым. Изменился характер богослужения: оно проходит на национальном языке, центральное место в нем занимает исповедь.

Следующее течение протестантизма – кальвинизм, названный по имени основателя Жана Кальвина. Он воспринял все лютеранские догматы вероучения и добавил к ним четыре своих:

- учение об абсолютной греховности людей;

- учение о спасении  даром;

- учение о частном искуплении грехов людей Иисусом Христом;

-догмат об абсолютном предопределении.

Следующее направление  – баптизм. Возник как ответвление от кальвинизма. Баптизм отрицает толкование таинства. Второе важное положение баптизма – учение о крещении взрослых, способных осознать этот шаг. И еще одно о Боге как о вездесущем духе.  Баптистское богослужение максимально упрощено. Из 7 католических обрядов – таинств баптисты сохранили 4 обряда – символа – крещение, хлебопреломление, бракосочетание и рукоположение.

Существует и ряд  других направлений протестантизма: адвентизм, пятидесятники, иеговы. Все они имеют свою специфику, но всех их объединяет протест против пышности католической церкви и упрощение богослужения.

В нашей стране существуют лютеранство, количество их общин в  связи с отъездом основных верующих немцев понижается, в 1996 г. было 110 общин; меннониты, самая большая их община находится в Караганде и занимается активной благотворительной деятельностью; баптизм, который имеет целый ряд направлений: евангельские христиане-баптисты, совет церквей евангельских христиан-баптистов, пятидесятники, также имеющее ряд течений: евангельские христиане в духе апостолов, христиане евангельской веры, церковь божья; пресвитериане, число их растет и составляет уже более 5 тыс. человек; методисты сегодня имеют 3 небольших общины; новоапостольская церковь, у нас действует с 1991, имеет около 40 общин и 2500 верующих; адвентисты седьмого дня; свидетели Иеговы и целый ряд нетрадиционных протестантских церквей.

Распространение протестантизма в Казахстане связано в первую очередь с активной миссионерской деятельностью зарубежных проповедников, которые устремились сюда после распада Союза. 

 

Вывод по вопросу: христианство на сегодня является одним из наиболее мощных религиозных течений. Все три основных его направления объединяют больше верующих, чем любая другая религия мира. Христианство оказало огромное влияние на становление современной европейской цивилизации и в связи с распространением ее достижений в мире так же активно расширяет сферу своего влияния. Это достигается и за счет активной миссионерской деятельности. Так только в нашей стране в последние годы наряду с традиционными направлениями христианства возник целый ряд новых, создаваемых и поддерживаемых из-за рубежа.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 8. ИСЛАМ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

лекции: 2 часа  

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ИСЛАМА.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ  И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ИСЛАМА.

 

А теперь переходим к – Исламу. 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ИСЛАМА.Ислам в переводе с арабского значит покорность. Он возник в Аравии в VII веке н.э., в период формирования и утверждения у народов Аравийского полуострова классово-феодальных отношений. Ислам является самой молодой мировой религией. Его приверженцев называют мусульманами (от арабского «муслим» – верный).

Основателем Ислама был купец из Мекки Мухаммед, начавший проповедческую деятельность в 610 году. Однако в Мекке его не поддержали и он вынужден был переселиться в Медину, где и была организована первая мусульманская община верующих.

После смерти Мухаммеда  его пост занял халиф-заместитель, преемник: Абу Бекр. В его правление (632-634) начались арабские завоевания, продолженные при Халифах Омаре (634-644) и Омане (644-656). Был создан Арабский халифат к середине VII века охвативший Аравию, Ближний Восток и Северную Африку, а к середине VIII века – Южную Испанию, Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Западную Индию.

Новая религия получила поддержку как низов так и  верхов. Бедноту ислам привлекал  обещанием небесной награды за страдания  на земле, а господствующие классы – идеей покорности угнетенных и призывом к завоевательным походам против «неверных».

Во второй половине VII века в ходе борьбы за престол халифа в исламе возникли два течения: суннизм и шиизм. Суннизм был официальной религией халифата и сегодня большинство верующих является суннитами. Шиизм был распространен в Ираке и Иране.

Каковы же особенности  вероучения ислама?

Он содержит 7 основных положений, если рассматривать его  на примере суннизма:

  1. Учение о сверхъестественных силах. Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства, он проповедует веру в единого Бога, сотворившего небо, землю и ангелов. Наряду с Аллахом мусульмане почитают пророков. Шестью главными пророками считаются Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед. Главой их считается Мухаммед. Мусульмане признают также и существование противника Аллаха – шайтана и его слуг – демонов.
  2. Учение о «священных» книгах. Ими являются Коран и Сунна. Коран считается откровением Бога – «священным писанием», Сунна рассказывает о жизни Мухаммеда и является как бы «священным преданием». На их основе разработан ряд этических правил – шариат.
  3. Учение о сверхъестественной душе.
  4. Учение о загробной жизни.
  5. Учение о конце света, который организует не мессия, а сам Аллах.
  6. Учение о священной войне – джихаде (старание) или газавате (набег). Это в защиту ислама и в ней обязан участвовать каждый мусульманин.
  7. Учение о предопределении. Мусульмане – сунниты учат, что человек не имеет свободной воли, и Бог заранее предопределил не только земную, но и загробную жизнь людей.

Главными  элементами мусульманского культа являются: богослужение, индивидуальная молитва (намаз), пост (ураза), праздники Ураза-байрам, Курбан – байрам, поклонение святым местам – мазарам. Соответствующими обрядами сопровождаются важнейшие события в жизни людей: бракосочетание, рождение ребенка, похороны.

Богослужения проводятся в мечетях. Главное богослужение совершается в пятницу. Во время богослужения муллой читается Коран и произносятся проповеди. В мусульманском богослужении отсутствует музыкальное сопровождение и хоровое пение. Мусульманину полагается совершать намаз не менее пяти раз в день.

В священный месяц  рамазан верующие должны соблюдать  тридцатидневный пост, во время которого нельзя есть до захода солнца. За ним  следует трехдневный праздник Ураза-байрам. А через 70 дней после окончания уразы- четырехдневный праздник жертвоприношений Курбан-байрам.

Широко практикуется в исламе поклонение «святым местам»  – мазарам. Наибольшей популярностью  пользуется мечеть в Мекке Аль-ахрам, во дворе которой построено здание из серого камня Кааба. Это древнее святилище арабов поклонялись которому до возникновения ислама. В его восточном углу укреплен черный камень якобы присланный с неба Аллахом. Паломничество в Мекку - хадж является признаком святости у мусульман.

Информация о работе Лекции по "Религии"