Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция
Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.
Верующими были арабские ученые, верил в Бога Коперник (Чем он знаменит?), Джордано Бруно (А он?), Жак Ньютон, Энштейн (где проявили себя они?). Даже создатель знаменитой теории эволюции Ч.Дарвин не сомневался в существовании Бога, и не считал происхождение человеческого разума только лишь следствием эволюции.
Однако были периоды, когда не только религия отвергала ценность науки, но и естественнонаучные данные, казалось бы, грозили окончательно уничтожить остатки веры.
И вопрос о взаимоотношениях науки и религии ставит вопрос о мировоззрении человека, а значит о взаимоотношениях философии – и религии.
Дело в том, что сама философия, как и религия не является единым образованием. Она делится на множество научных школ и направлений. Но в отличии от религии, которая апеллирует чувствами, философия стремится объяснить мир и место в нем человека средствами разума.
В зависимости от того, к какой школе принадлежат философы, их отношение к религии изменяется.
Объективные идеалисты считают, что мир создан высшим Разумом, Абсолютом, духовным началом. Следовательно, в начале было сознание – Бог, который и создал мир. Они, по сути, оправдывают религию.
Субъективные идеалисты утверждают, что мир существует не объективно, независимо от нашего сознания, а является лишь следствием наших представлений о нем, в мире нет ничего достоверного, а следовательно он сам лишь представление человека о нем.
В эпоху Возрождения появляются идеи о том, что Бог создал мир, но больше не вмешивается в его развитие.
Материалисты считают, что Бога нет, что существует материя, которая развиваясь по законам природы порождает все более сложные структуры и формы и порождает жизнь, а затем и разум. Они отрицают существование Бога и роль религии.
При всем разнообразиии подходов философов к религии их объединяет стремление доказать или опровергнуть существование религии, устройство мира средствами разума, критицизма, не принятие на веру догматов религии.
Интересен вопрос соотношения морали и религии, религии и права. Богословы утверждают, что мораль рождается в лоне религии и по сути даже светская мораль основывается на религиозных нормах и правилах. Сегодняшняя наука в целом не отвергает эти взгляды, но она утверждает, что в религии фиксировались именно те нормы морали, которые выработались в конкретных исторических условиях в том или ином обществе.
Всем известны знаменитые десять библейских заповедей. Назовите их.
Но оказывается, в Библии содержится 3 варианта этих заповедей. Причем в самом раннем варианте нет заповедей “Не убий”, зато есть заповедь: “Не вари козленка в молоке его матери”. С точки зрения нашей морали первая заповедь много важнее второй. Но, оказывается, у арабских племен существовала примета, что употребление вместе мясной и молочной пищи ведет к гибели скота. А ведь арабы были скотоводами, выживание стад значило для них выживание племени. Поэтому что значила жизнь одного по сравнению с жизнью всего племени.
Моральные нормы складываются в конкретной исторической обстановке и отражают ситуацию в данном обществе и лишь затем фиксируются в религиозных текстах.
Нельзя отрицать того, что светская мораль во многом базируется на религиозной, заповеди “не укради”, “ни убий”, “не прелюбодействуй” является краеугольными в нашей морали. Вместе с тем религиозная мораль включает заповеди не входящие в мораль светскую, такие как “любовь к Богу”. В то же время светская мораль включает в себя такие нормы, которых не было в морали религиозной. Бывают, что нормы светской морали приходит в противоречие с нормами морали духовной. Например, для нас абсолютно неприемлема мораль сатанистов.
Главное же отличие морали религиозной от морали светской заключается в том, что религиозная мораль основывается на вере в потустороннее воздаяние за земную жизнь, а светская нет. Религиозные деятели часто акцентируют внимание на этом моменте, утверждая, что если после смерти человека ждет небытие, то безразлично хорошо или плохо он прожил жизнь, и только существование Бога и загробной жизни придает смысл нравственному поведению человека в этой жизни.
Еще один момент - соотношение религии и искусства. О том, как церковные организации влияют на развитие искусства мы говорили раньше. Но дело в том, что церковь развивала лишь те виды искусства, которые не противоречили ее догматам. Но существовало и искусство запрещенное церковью, то с которым она боролась. Так у мусульман было запрещено изображение человека, отрицалась любой религией народная, смеховая культура – скоморохи, карнавалы. Да и те области культуры, искусства, которые начали развиваться в рамках религии, приобрели известную долю самостоятельности, появилась светская музыка, архитектура, живопись, скульптура, театр. Но и сегодня подавляющее большинство создателей произведений светской культуры – религиозные люди, которые вольно или невольно переносят свою религиозность на собственное творчество. Многие светские произведения посвящены религиозной тематике, хотя для церковного употребления не предназначаются. Деятели светской духовной культуры постоянно используют в своем творчестве религиозные идеи, образы, понятия и метафоры, потому что все это знакомо, понятно и близко основной массе читателей, слушателей, зрителей. Кроме того, в литературный язык и разговорную речь народов земли вошли религиозные слова и обороты, такие как: “ в поте лица”, “вавилонское столпотворение”, “Глас вопиющего в пустыне”.
Вместе с тем светская культура также влияет на религиозную. Этот процесс связан с секуляризацией религии и охватил даже сферу художественно-эстетических ценностей религии.
В современном мире наблюдается
падение престижа религии и церкви.
Религия становится как бы ненужной,
человек в своей жизни
Что же служит стимулом для секуляризации? Во-первых, европейская цивилизация, основанная на разуме, экономическом прогрессе, связанном с ним стиле жизни, рационализацией на уровне сознания служит мощным стимулом секуляризации.
Во-вторых, секуляризация стала результатом широко распространившегося разочарования в истинности религиозных идей.
В-третьих, секуляризация – результат вытеснения религии наукой, рациональным мышлением.
В процессе секуляризации, при переходе от феодализма к капитализму различные сферы духовной культуры – философия, искусство, мораль, наука – постепенно освобождались от религиозного санкционирования. Так, Питирим Сорокин, исследовав более 100 тыс. картин, сделал вывод, что процент религиозных среди них составлял до Х в. – 81,9; в Х-XI вв. – 94,7; вXII-XIII вв. – 97; в XIV –XVв – 85; в XVI в. –64,7; XVIIв. –50,2; в XVIIIв. – 24,1; в XIX в. – 10; XX в. – 3,9.
Такие же процессы наблюдаются и в других областях духовной культуры.
К чему же приводит секуляризация?
Во-первых, она приводит к возникновению такого феномена как нерелигиозность.
Во-вторых, появляется “религиозный вакуум”, который заполняется примитивными формами религии: мистикой, оккультизмом, суевериями.
Но наблюдается и другая тенденция: сегодня возрастает интерес к религии, который ведет к нарушению атеизма. В 1991г. по сравнению с 1990 г. в 3 раза сократилось количество атеистов. Это и понятно, так как все формы атеизма в бытовом сознании олицетворяются с государственным атеизмом. Но вместе с тем упадок “научного атеизма” привел сегодня к новому “повороту к религии”, дал надежду на ее возрождение. Этот процесс называется сакрализацией. Однако, сегодня религиозный бум заканчивается.
Вывод по вопросу.
Религия теснейшим образом
Вывод по лекции.
Отношение к религии
или к свободомыслию –
ТЕМА 3: РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
лекции: 1 час
ПЛАН:
1. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
2. ИДЕЯ БОГА - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ РЕЛИГИИ.
Цель лекции: Ознакомить слушателей с особенностями религиозного мировоззрения, развивать умение конспектировать лекцию. Воспитывать критическое отношение к получаемой информации.
Вводное слово преподавателя: Мы продолжаем изучение религиоведения. На прошлом занятии мы познакомились с влиянием религии на духовную культуру, сегодня мы постараемся рассмотреть особенности религиозного мировоззрения, выяснить какое место в нем занимает идея Бога, как это мировоззрение объясняет существование мира, а также как это мировоззрение изменяется с течением времени под влиянием развития науки и общества. Итак, перейдем к рассмотрению первого вопроса нашего занятия.
1 вопрос. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Для этого обратимся к идеям,
содержащимся в религиозной
Ответы на эти вопросы с позиций религии порождали специфическое религиозное мировоззрение. Что же для него было характерно?
Религиозное мировоззрение
Религия, религиозное сознание, религиозное
отношение к миру не
Религии, как и философии,
Религиозное сознание, если говорить о его самой ценной гуманистической стороне, было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной ценности бытия.
За долгие века своего существования
каждая из мировых религий
создала свой образ мира, выработала
свой императив личного и
Основой религиозного