Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Верующими были арабские ученые, верил в Бога Коперник (Чем  он знаменит?), Джордано Бруно (А он?), Жак Ньютон, Энштейн (где проявили себя они?). Даже создатель знаменитой теории эволюции Ч.Дарвин не сомневался в существовании Бога, и не считал происхождение человеческого разума только лишь следствием эволюции.

Однако были периоды, когда не только религия отвергала ценность науки, но и естественнонаучные данные, казалось бы, грозили окончательно уничтожить остатки веры.

И вопрос о взаимоотношениях науки и религии ставит вопрос о мировоззрении человека, а значит о взаимоотношениях философии – и религии.

Дело в том, что сама философия, как и религия не является единым образованием. Она делится на множество научных школ и направлений. Но в отличии от религии, которая апеллирует чувствами, философия стремится объяснить мир и место в нем человека средствами разума.

В зависимости от того, к какой школе принадлежат  философы, их отношение к религии  изменяется.

Объективные идеалисты считают, что мир создан высшим Разумом, Абсолютом, духовным началом. Следовательно, в начале было сознание – Бог, который и создал мир. Они, по сути, оправдывают религию.

Субъективные идеалисты утверждают, что мир существует не объективно, независимо от нашего сознания, а является лишь следствием наших представлений о нем, в мире нет ничего достоверного, а следовательно он сам лишь представление человека о нем.

В эпоху Возрождения появляются идеи о том, что Бог создал мир, но больше не вмешивается в его развитие.

Материалисты считают, что Бога нет, что существует материя, которая развиваясь по законам природы порождает все более сложные структуры и формы  и порождает жизнь, а затем и разум. Они отрицают существование Бога и роль религии.

При всем разнообразиии  подходов философов к религии  их объединяет стремление доказать или  опровергнуть существование религии, устройство мира средствами разума, критицизма, не принятие на веру догматов религии.

Интересен вопрос соотношения морали и религии, религии и права. Богословы утверждают, что мораль рождается в лоне религии и по сути даже светская мораль основывается на религиозных нормах и правилах. Сегодняшняя наука в целом не отвергает эти взгляды, но она утверждает, что в религии фиксировались именно те нормы морали, которые выработались в конкретных исторических условиях в том или ином обществе.

Всем известны знаменитые десять библейских заповедей. Назовите их.

Но оказывается, в Библии содержится 3 варианта этих заповедей. Причем в самом раннем варианте нет  заповедей “Не убий”, зато есть заповедь: “Не вари козленка в молоке его матери”. С точки зрения нашей  морали первая заповедь много важнее второй. Но, оказывается, у арабских племен существовала примета, что употребление вместе мясной и молочной пищи ведет к гибели скота. А ведь арабы были скотоводами, выживание стад значило для них выживание племени. Поэтому что значила жизнь одного по сравнению с жизнью всего племени.

Моральные нормы складываются в конкретной исторической обстановке и отражают ситуацию в данном обществе и лишь затем фиксируются в  религиозных текстах.

Нельзя отрицать того, что светская мораль во многом базируется на религиозной, заповеди “не укради”, “ни убий”, “не прелюбодействуй” является краеугольными в нашей морали. Вместе с тем религиозная мораль включает заповеди не входящие в мораль светскую, такие как “любовь к Богу”. В то же время светская мораль включает в себя такие нормы, которых не было в морали религиозной. Бывают, что нормы светской морали приходит в противоречие с нормами морали духовной. Например, для нас абсолютно неприемлема мораль сатанистов.

Главное же отличие  морали религиозной от морали светской заключается в том, что религиозная мораль основывается на вере в потустороннее воздаяние за земную жизнь, а светская нет. Религиозные деятели часто акцентируют внимание на этом моменте, утверждая, что если после смерти человека ждет небытие, то безразлично хорошо или плохо он прожил жизнь, и только существование Бога и загробной жизни придает смысл нравственному поведению человека в этой жизни.

Еще один момент - соотношение религии и искусства. О том, как церковные организации влияют на развитие искусства мы говорили раньше. Но дело в том, что церковь развивала лишь те виды искусства, которые не противоречили ее догматам. Но существовало и искусство запрещенное церковью, то с которым она боролась. Так у мусульман было запрещено изображение человека, отрицалась любой религией народная, смеховая культура – скоморохи, карнавалы. Да и те области культуры, искусства, которые начали развиваться в рамках религии, приобрели известную долю самостоятельности, появилась светская музыка, архитектура, живопись, скульптура, театр. Но и сегодня подавляющее большинство создателей произведений светской культуры – религиозные люди, которые вольно или невольно переносят свою религиозность на собственное творчество. Многие светские произведения посвящены религиозной тематике, хотя для церковного употребления не предназначаются. Деятели светской духовной культуры постоянно используют в своем творчестве религиозные идеи, образы, понятия и метафоры, потому что все это знакомо, понятно и близко основной массе читателей, слушателей, зрителей. Кроме того, в литературный язык и разговорную речь народов земли вошли религиозные слова и обороты, такие как: “ в поте лица”, “вавилонское столпотворение”, “Глас вопиющего в пустыне”.

Вместе с тем светская культура также влияет на религиозную. Этот процесс связан с секуляризацией религии и охватил даже сферу художественно-эстетических ценностей религии.

В современном мире наблюдается  падение престижа религии и церкви. Религия становится как бы ненужной, человек в своей жизни обходится  без религиозных предписаний. Процесс отхода от влияния религии и церкви людей называется секуляризацией.

Что же служит стимулом для  секуляризации? Во-первых, европейская цивилизация, основанная на разуме, экономическом прогрессе, связанном с ним стиле жизни, рационализацией на уровне сознания служит мощным стимулом секуляризации.

Во-вторых, секуляризация стала результатом широко распространившегося разочарования в истинности религиозных идей.

В-третьих, секуляризация – результат вытеснения религии наукой, рациональным мышлением.

В процессе секуляризации, при переходе от феодализма к капитализму различные сферы духовной культуры – философия, искусство, мораль, наука – постепенно освобождались от религиозного санкционирования. Так, Питирим Сорокин, исследовав более 100 тыс. картин, сделал вывод, что процент религиозных среди них составлял до Х в. – 81,9; в Х-XI вв. – 94,7; вXII-XIII вв. – 97; в XIV –XVв – 85; в XVI в. –64,7; XVIIв. –50,2;  в XVIIIв. – 24,1; в XIX в. – 10; XX в. – 3,9.

Такие же процессы наблюдаются  и в других областях духовной культуры.

К чему же приводит секуляризация?

Во-первых, она приводит к возникновению такого феномена как нерелигиозность.

Во-вторых, появляется “религиозный вакуум”, который заполняется примитивными формами религии: мистикой, оккультизмом, суевериями.

Но наблюдается и  другая тенденция: сегодня возрастает интерес к религии, который ведет  к нарушению атеизма. В 1991г. по сравнению  с 1990 г. в 3 раза сократилось количество атеистов. Это и понятно, так как  все формы атеизма в бытовом  сознании олицетворяются с государственным атеизмом. Но вместе с тем упадок “научного атеизма” привел сегодня к новому “повороту к религии”, дал надежду на ее возрождение. Этот процесс называется сакрализацией. Однако, сегодня религиозный бум заканчивается.  

 

Вывод по вопросу.

           Религия теснейшим образом переплетается  со всеми сторонами духовной  культуры, является ее неотъемлемой  частью. В процессе развития культуры  появилась светская культура, однако, она испытывает сильнейшее влияние  религии и в свою очередь  влияет на нее. 

 

Вывод по лекции. 

 Отношение к религии  или к свободомыслию – результат  морального выбора самого человека. И в том и в другом случае  он может быть либо личным  духовным актом, либо данью  времени. Не зависимо от этого,  большая часть людей признает  религию важным фактом возрождения культуры. Важно также, что в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие общечеловеческие понятия, как мир, справедливость, любовь, надежда, счастье.  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 3: РЕЛИГИОЗНОЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ. 

                         лекции: 1 час

ПЛАН:

1. СПЕЦИФИКА  РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

2. ИДЕЯ БОГА - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ РЕЛИГИИ.   

 

Цель лекции: Ознакомить слушателей с особенностями религиозного мировоззрения, развивать умение конспектировать лекцию. Воспитывать критическое отношение к получаемой информации.  

 

Вводное слово  преподавателя: Мы продолжаем изучение религиоведения. На прошлом занятии мы познакомились с влиянием религии на духовную культуру, сегодня мы постараемся рассмотреть особенности религиозного мировоззрения, выяснить какое место в нем занимает идея Бога, как это мировоззрение объясняет существование мира, а также как это мировоззрение изменяется с течением времени под влиянием развития науки и общества. Итак, перейдем к рассмотрению первого вопроса нашего занятия. 

 

1 вопрос. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

        Для этого обратимся к идеям,  содержащимся в религиозной идеалистической  философии. Религиозная идеалистическая философия зарождается в Западной Европе в Средние века. В это время религия является господствующей частью духовной культуры. Все остальные ее части подчиняются религии как вассалы сеньору в средневековом обществе. Это дает повод называть средневековую философию служанкой богословия. Перед философией в это время стоят такие проблемы: Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижимы ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова его роль в истории сквозь спасение человеческой души? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость? Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло, и почему Творец терпит его? Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?

       Ответы  на эти вопросы с позиций  религии порождали специфическое религиозное мировоззрение. Что же для него было характерно?

         Религиозное мировоззрение развилось  из недр еще не расчлененного,  не дифференцированного общественного  общественного сознания. Как и  мифология, религия аппелирует  к фантазии, чувствам (Это могут быть и очень высокие чувства: любовь, вера, надежда, благоговение перед жизнью, бытием, мирозданием). Однако, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым  образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая, всемогущая сила – Бог стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

         Религия, религиозное сознание, религиозное  отношение к миру не оставались  неизменными. На протяжении истории  человечества они, как и другие  образования культуры, развивались,  приобретали многообразные формы  на Востоке и на Западе, в  разные исторические эпохи. Но все их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека, и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему абсолютному критерию.

         Религии, как и философии, присущи  взгляд в вечность, целостное  восприятие жизни, поиск высших  целей и смыслов. Но в отличие от философии, религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она всегда считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

        Религиозное сознание, если говорить о его самой ценной гуманистической стороне, было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной ценности бытия.

        За долгие  века своего существования  каждая из мировых религий  создала свой образ мира, выработала  свой императив личного и социального  поведения. Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало  одну главную идею – эсхатологическую: идею «второго пришествия», конца Света, конца истории. В буддизме центральная идея – «нирвана», означающая «угасание», «затухание» жизни и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть, согласно учению этой религии, единственный путь к прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга. В человеческой культуре нет такого другого примера космического пессимизма. Третья мировая религия – ислам признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопредилила судьбу каждого.

        Основой религиозного мировоззрения  является религиозная философия,  которая признана доказать и  оправдать религиозные положения.  Особенно бурное развитие религиозная  философия получила в средневековой Европе. Ее развитие связано, прежде всего, с христианством. При этом специфику философских проблем и выбор способов их разрешения определяли принципы «откровения»  и «монотеизма» (единобожия). В это время все движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно ставит себя на службу религии. Большинство ученых были представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиций церкви.

Информация о работе Лекции по "Религии"