Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция
Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.
Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не только с внешним – природным или социальным миром, сколько с трансцендентным творцом, порождает у человека обостренное чувство своего «Я», которого в такой мере не знала античная культура.
Вывод по вопросу.
Подводя итоги по первому вопросу, мы можем сказать, что религиозное мировоззрение теоцентрично, его главная установка – убежденность в существовании Бога и сотворенности Мира. Человек создан Богом по образу и подобию своему, поэтому он имеет бессмертную душу и смертное тело. Человек создан Богом для общения и управления Миром, для чего ему дана свободная воля. Человек не в силах совладать со своими страстями и впадает в грех. Его спасение в милосердии божьем. Поэтому главное – вера в трансцендентного Бога,а знание отступает на второй план.
2 вопрос. ИДЕЯ БОГА - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ РЕЛИГИИ.
По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с ней философия принадлежат к традиционалисткому, догматическому типу сознания. Это ни в коей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое влияние на человеческую культуру. Есть немало религиозных учений, настаивающих на ортодоксальных основах, но есть и неортодоксальные философы, которые пытаются модернизировать религию, основать ее на научных данных. В конце XX века мы убедились, что официальная, а тем более неофициальная религиозная философия, сохраняя незыблемыми некоторые исходные догмы и принципы, в то же время обнаружила способность к обновлению.
Каковы же главные принципы и ориентации, которые религиозная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление?
Философы традиционной религиозной ориентации рассматривают философию как деятельность, подчиненную богословию, ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. Перееориентация в этом пункте, в сущности не является официальным пересмотром догмы. Но неортодоксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы обособляют философию от теологии и в своих философских занятиях не всегда оглядываются на теологические установки.
Соответственно этому трактуется и предмет философии. Традиционная ориентация, которой придерживается и сегодня официальная религиозная философия – это теоцентризм. Все, что говорится о мире или человеке, все этические проблемы должны быть, согласно этой догме, сконцентрированы вокруг проблемы Бога, доказательства его существования, его мудрости, вокруг идеи божественного блага. Переориентация состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной «иерархии проблем», в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.
В наибольшей степени скорректированы представления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и науки. Если Фома Аквинский и другие классики религиозной мысли ранних этапов ее развития стремились превратить не только философию, но и науку в «служанку богословия», то в Новое время реализация этой установки столкнулась с серьезными трудностями. Тем больше это справедливо в наше время, и религиозные идеалы вынуждены считаться с этим. Новый более гибкий подход к проблеме науки и религии выражен, например, в принятом II Ватиканским собором (1965) документе «Церковь в современном мире», а так же в последующих работах католических идеологов.
Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном Мире можно кратко сформулировать следующим образом: С одной стороны признается, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные философы, занимающиеся проблемами естествознания в существенной мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия используются для «модернизации» религиозных воззрений. С другой стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь, большую роль занимают критика науки, демонстрация противоречивости научно – технического прогресса. Эта критика бывает довольно меткой и убедительной, причем нередко говорится о существенных издержках негуманистического пути использования науки и техники. Однако главная цель критических рассуждений о науке просвечивает вполне определенно: все беды, утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что современный мир забыл Бога, или, во всяком случае, вспоминает о нем не так часто, как следовало бы.
И вместе с тем, религиозная философия все шире и все активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Это одна из примет обновления религиозной мысли. Но выходя к этим проблемам, религиозная мысль делает себя более уязвимой, более открытой для критики - как извне, так и извнутри. Извне, когда нерелигиозные философы и ученые обнаруживают несоответствие между проблемами современного мира и предлагаемым религиозной мыслью пониманием их сути и путей решения. Извнутри – когда верующие, теологи, религиозные философы раскалываются на два лагеря – догматиков и обновленцев. Одни не желают никаких перемен и приходят в ужас от любой попытки идейной переориентации, от того, что церковь якобы слишком открывает себя миру. Другие, напротив, недовольны все еще сохраняющейся догматичностью, робостью предпринимаемых теоретических реформ. В таком напряженном состоянии идейного противоборства – сопротивляясь переменам, но все же идя на них; обновляясь, но сохраняя традиционно-догматичные основы – религиозная философия и подходит к концу ХХ века.
На протяжении всей ее истории важнейшим предметом теологии остается проблема бытия Бога.
Традиционалисты в своих доказательствах этой идеи отталкиваются от доказательств, сформулированных Фомой Аквинским. Это: 1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к «перводвигателю», то есть к Богу. 2. С предыдущим доводом сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина – Бог. 3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом. 4. Для измерения степеней совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог. 5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит должна существовать последняя и главная цель – Бог.
Современными религиозными философами признается необходимость как-то модернизировать доказательства Фомы. Но что именно из них следует принять, а что отвергнуть, у них единого мнения нет. Одни считают, что необходимо доказывать все догмы христианства, в том числе и те, которые сам Фома считает недоказуемыми. Другие наоборот считают, что нет необходимости доказывать и те догмы, которые доказывал Фома. Одни пытаются использовать достижения науки для доказательства бытия Бога, другие не хотят заигрывать с наукой и аппелируют к «необъяснимому», «таинственному» в человеческом опыте.
Важное место в классической религиозной философии занимала проблема человека. Но все же человеку никогда в ней не отводилось первое место, это считалось второстепенной проблемой по сравнению с проблемой бытия Бога. Но сегодня в философии произошел «антропологический» переворот. Правда, религиозные мыслители часто предпочитают делать вид, что извлекают из христианства заключенный в нем гуманистический потенциал.
Но если традиционная религиозная философия считает главным в человеке богопослушание, то современная – поиск своего «Я». В ней проблемы религии отодвинуты на второй план. Эти философы не утешают человека, не гарантируют ему ничего кроме постоянного поиска пути к совершенству.
В религиозной этике также идет тесно связанная с проблемой человека борьба традиционализма и новаторства. Проблема добра и зла теперь решается так: Бог есть добро. Зло происходит от того, что человек использует во вред дарованную ему Богом во благо свободу. Бог нужен для того, чтобы наказывать человека за грехи. Страдания же человека служат для возвращения его к Богу и добру.
Вывод по вопросу.
Наука оказывает влияние на религиозное мировоззрение. Одна часть религиозных мыслителей ортодоксально борется с ней, но другая признает ценность науки и пытается использовать ее достижения для доказательства религиозных догматов.
Вывод по лекции.
Религиозное мировоззрение имеет свою специфику, которая заключается в том, что мир рассматривается сквозь призму сверхъестественного, как творение Бога. Бог считается началом всех начал. Место человека в Мире – место разумного существа, которое должно само по своей воле прийти к Богу. Поэтому вера, проявляющаяся в воле, стоит выше разума.
ТЕМА 6. «ЭТНИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ»
ПЛАН
лекции: 1 час
Вступительное слово: Итак, мы переходим к изучению большой и очень интересной темы. На сегодняшнем занятии мы разберем лишь первые три вопроса лекции, а три последующих на второй лекции по этой теме, так как на нее нам дано 4 часа. Наша задача сегодня ознакомиться с типологией религий, выяснить особенности каждого из типов религий. Познакомимся мы и с национальными религиями, существующими в наше время: даосизмом, индуизмом, конфуцианством и синтоизмом, выясним, что характерно для, каждой из них. А затем ознакомимся с одной из мировых религий – Буддизмом. На следующем лекционном занятии мы продолжим рассмотрение современных религий и рассмотрим характерные черты еще двух мировых религий: Христианства и Ислама, а завершим разговор по этой теме знакомство с международными религиозными организациями и их ролью в современном мире.
1 вопрос. ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.
А теперь перейдем к рассмотрению первого вопроса нашего лекционного занятия: Типология религий, и вспомним - какие типы религий мы знаем и что для них характерно. На основе первобытных верований развиваются родоплеменные религии.
Появляются они, как правило, в ходе совершенствования общественных отношений. Среди богов на первое место выдвигаются мужские боги, так как мужчины начинают играть большую роль в хозяйственной и социальной жизни племени. В это время большое значение приобретает культ предков, складывается пантеон богов, в котором в своеобразной форме отражается земная иерархия. В это время религия становится орудием воздействия племенной верхушки на рядовых общинников. В соответствии с той ролью, которую в этом обществе играла война, племенные боги превращаются в кровожадных и жестоких воителей, требующих жертв, в том числе и человеческих.
Сегодня родоплеменные культы встречаются в Африке, Австралии, Океании, отдаленных уголках Южной и Юго-Восточной Азии, джунглях Южной Америки. Конкретные родоплеменные религии довольно сильно отличаются друг от друга. В одних (например, в Австралии) особенно сильны элементы тотемизма, в других – представления о некоей безличной силе «мана» (Океания), в третьих, культ предков и фетишистские представления (Африка). Однако большая роль какой-нибудь формы верований в какой-нибудь родо-племенной религии еще не означает, что эта форма полностью исчерпывает данную религию. Как правило, каждая племенная религия представляют собой сложное перераспределение сразу нескольких форм первобытных верований, переплетение, характерное только для данной этнической общности и неповторимое в других.
На смену родоплеменным религиям приходят национальные религии. Если родоплеменные религии не выходят за пределы племени, рода, то национальные религии объединяют уже весь этнос. Мы знаем, что национальные религии делятся на ранние и современные.
К ранним национальным религиям относятся все религии к которым мы прибавляем приставку древне: древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д.
Наиболее важными чертами
этих религий являются: поклонение
не духам, а богам и существование
религиозной организации –
Кроме того, выделяют следующие черты этих религий:
Первая черта – отстранение от официального культа низов общества, как правило, и части свободного населения. Они усмирялись силой, нужды в идеологической узде для них не было.
Вторая черта – сравнительно малая живучесть. Эти религии были порождены рабовладельческим строем и погибли вместе с ним.
Третья черта – строгий политеизм (многобожие), хотя среди множества богов выделился верховный бог.
Четвертая черта – зарождение учения о загробном воздаянии за земную жизнь, хотя оно еще не развито.
Пятая черта – обязательность и сложность жертвоприношений: растительных, животных и человеческих нередко.
До наших дней ранние национальные религии не сохранились, хотя многие их идеи и обряды вошли в современные религии.
Их сменяют поздние национальные религии, которые охватывают своим влиянием все социальные слои населения в пределах одной национальности.
Они также имеют ряд специфических черт:
Первая черта – больший масштаб влияния. Они распространяются на все слои населения данной национальности и играют роль идеологической узды для угнетенных.