Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция
Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.
Шииты разделяют положения вероучения, названные выше. Но они наряду с пророками почитают и 12 имамов, первый из которых пророк Али, а остальные его потомки по мужской линии. В шиизме культ Али соперничает с культом Мухаммеда. Шииты верят в махди-мессию. Не признают они учения об абсолютном предопределении. Они имеют другую по содержанию Сунну. Она восхваляет не только Мухаммеда, но и Али. Шиизму присущ культ мучеников и обычай самоистязаний в честь имама Хусейна. Гибель Хусейна – сына Али оплакивается в траурный день ашура.
Ислам распространен в Азии (Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан, полистан, Индонезия и др.), Африке (Египет, Маренко, Алжир, Тунис и др.), Европе (Турция, Кипр, Албания, Югославия, Болгария). В Саудовской Аравии, Пакистане, Иордании и ряде других стран он является государственной религией.
В нашей стране ислам является наиболее распространенной религией. Ведущим течением ислама в нашей республике является суннизм ханафитского мазхаба, характеризующийся терпимостью к инакомыслящим, использованием местного, обычного права. Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и верующими ряда других национальностей.
Среди чеченского населения
республики распространен суннизм шафиитск
С усилением связей верующих
с мусульманским миром в
Исламский фундаментализм можно разделить на два основных течения. С одной стороны, это движение за возвращение к подлинному, первоначальному шариату, не искаженному традицией и современностью. Для него чужды методы силового распространения ислама, террористская деятельность. Он требует строжайшего соблюдения принципа единобожия. Это - ваххабизм.
С другой – это стремление перестроить политические отношения в обществе в соответствии с принципами первых мусульманских общин, превратить очищенный ислам в политическую идеологию. Именно это направление фундаментализма можно назвать исламским экстремизмом; в нашей стране отсутствует.
Шиизм в Казахстане представлен верующими азербайджанцами.
В Южно-Казахстанской и ряде других областей распространен суфизм, связанный с поклонением Ходже Ахмету Яссави, который среди тюркских мусульман считает вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал – малой Меккой.
В январе 1990года в Казахстане было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), возглавляет его муфтий Ратбек Хажи Нысамбай-улы.
Сегодня в Казахстане насчитывается около 11 млн. мусульман, среди них представители 24 наций, или 65 % населения республики.
В целом по Казахстану действует 4 тысячи мечетей, из них официально зарегистированных 700. При них существуют курсы для желающих получить начальное духовное образование.
Среднее мусульманское образование дается в медресе, открытых в селе Мерке (для юношей), селе Луговое (для девушек), В Жамбыле, Шымкенте, Алматы.
Духовное управление направляет верующих на учебу в мусульманские институты стран Востока.
В последнее время все больше верующих совершает хадж в Мекку. Усиливается поклонение святым местам, особенно выделяется мавзолей Хаджи Ахмеда Яссави. Хотя паломничество к могилам религиозно-родовых авторитетов, поклонение кому бы то ни было кроме Аллаха является нарушением норм ортодоксального ислама.
В республике в последнее время развернули активную работу исламские миссионеры из фундаиенталистских организаций. Финансируются они за счет зарубежных инвесторов и направляют деятельность на создание фундаменталистских центров в Казахстане. До последнего времени какого-либо противодействия этому процессу органов власти и казахстанского мусульманского духовенства не было. Лишь в последнее время, после организации Совета по делам религии, органы власти начали контролировать и упорядочивать этот процесс.
Вывод по вопросу: ислам, несмотря на то, что является самой молодой мировой религией, занимает прочное положение в мире и оказывает огромное влияние на жизнь многих стран, особенно центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки, хотя его влияние выходит далеко за пределами этого региона. Опасность представляет воинствующее направление исламского фундаментализма, использующее в своих целях методы террора. В нашей стране ислам является ведущей религией. В основном у нас распространен суннизм достаточно либерального толка, но в последнее время активизировалась пропаганда фундаменталистских идей. Для сохранения мира в республике экстремизм необходимо ограничить, в том числе и исламский.
ТЕМА 10. НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ СОВРЕМЕННОСТИ
лекции: 1 час
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. ПОНЯТИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ.
2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ПОЗИЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТОВ.
А теперь перейдем к рассмотрению нетрадиционных культов современности.
Многим современным
религиозным организациям присуща
тенденция к объединению. Цель таких
объединений – сплочение
Влиятельным международным объединением являются Всемирное братство буддистов, созданное в 1950г. Руководит деятельностью братства исполком, избираемый на международных конференциях.
Много международных
объединений создано
Деятельность англиканских церквей всех стран координируют Лондонские конвенции. Они собираются в Лондоне раз в десятилетие.
Некоторые международные христианские объединения включают в себя не только протестантов, но и представителей других исповеданий. К числу них относятся Христианский союз молодых людей (ИМКА), христианский союз молодых женщин (ИВВКА), Всемирная федерация студентов-христиан и другие.
Разветвленной
сетью международных
Некоторые религиозные организации активно участвуют в политической жизни, например, находящийся в Саудовской Аравии Всемирный исламский центр.
Важным фактором международной деятельности христиан является экуменистическое движение (греч. обитаемый мир). Его формальная цель – устранение последствий религиозных расколов и достижение вероисповедного единства христиан. Фактически же экуменистическое движение направлено на преодоление кризиса христианства в современном мире.
Зародилось экуменистическое движение в начале нынешнего столетия в недрах протестантизма. Но организационно оформилось лишь в 1948 году, когда был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). Избирается ВСЦ генеральными ассамблеями раз в шесть-семь лет.
Экуменистическое движение социально неоднородно, в нем представлены протестанские, православные и нехалкидонские церкви, хотя доминируют протестантские организации. Католическая церковь в ВСЦ не участвует, хотя Ватикан и поддерживает с ним контакты.
Существует еще ряд новейших культов, которые можно условно подразделить на псевдохристианские, восточные, псевдонаучные, оккультные и синкретические. С некоторыми из них мы познакомимся подробнее.
Бахаи – религия последователей Баха - Уллы (1817-1892 гг.) в переводе с арабского это имя означает «Слова Господа».
Зародившись в Иране – вера бахаи сегодня объединяет более 5 миллионов человек из 166 стран. Литература бахаи переведена на 800 языков.
Их священными книгами являются произведения Баха-Улы и Абдул-Баха.
Бахаи утверждают принцип единства человечества, принцип единства религий и их исторического развития, признают таких посланников Бога на земле как Кришна, Зороастр, Монсей, Будда, Иисус, Мухаммад, Баха-Улла (чье учение считается высшей стадией религии). Они обосновывают идею гармонии религии и науки, учат о бессмертии души и равенства мужчины и женщины.
Бахаи осуждают аскетизм, проповедуют воздержание от наркотиков и алкоголя, всеобщее обязательное образование, служение человечеству.
Бахаи не запрещают всем верующим посещать любые другие храмы и совершать там религиозные обряды.
В Казахстане действует уже более 30 их общин.
Следующее нетрадиционное направление с которым мы познакомимся – общество сознания Кришны. Его основатель – индустский монах А.Ч.Бхактиведанта Свани (1896-1977), основал общество в Нью-Йорке в 1966г.
Вероучение заключается в том, что высшая истина есть Бог-Верховное Всесовершенное Существо, который признается в трех аспектах: Брахман, Безличный, всепроникающий дух); Параматма (Высшая душа, пребывающая в сердце каждого живого существа, в каждом атоме творения); Бхагован (Верховная личность Бога), являющаяся источником и Параматны и Брахмана.
По утверждениям кришнаитов существует два вида живых существ-кшара и акшара. Акшара вечно свободны и всегда живут с Господом в его духовном царстве, но кшара находятся в материальном мире и их существование обусловлено действием материальной природы. Отождествляя себя с временными материальными телами, они вращаются в бесконечном круговороте перевоплощений и страдают от рождения, смерти, старости, болезней.
Существует еще огромное
множество различных новых
Вывод по шестому вопросу: В мире создано большое число религиозных международных организаций и различных современных культов. Их цель модернизировать религию, скоординировать действия религиозных организаций и приспособить их к современным условиям.
Вывод по лекции: Религии прошли длительный путь развития, они очень многообразны и своеобразны, но все имеют основой веру в сверхъестественное. До сего дня существуют родоплеменные религии, но господствуют в мире национальные и мировые религии. Кроме того существует ряд новых нетрадиционных культов. Международных религиозных организаций, стремящихся модернизировать религии, приспособить их к современным условиям. Религия еще долго будет оказывать существенное влияние на жизнь человека.
ЛИТЕРАТУРА
Тема 13. Религия и свободомыслие
Лекции: 2 часа
ПЛАН
2. Формы свободомыслия.
3.Свободомыслие в истории
4. Современное отечественное и зарубежное свободомыслие.