Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Шииты разделяют положения вероучения, названные выше. Но они наряду с пророками почитают и 12 имамов, первый из которых пророк Али, а остальные его потомки по мужской линии. В шиизме культ Али соперничает с культом Мухаммеда. Шииты верят в махди-мессию. Не признают они учения об абсолютном предопределении. Они имеют другую по содержанию Сунну. Она восхваляет не только Мухаммеда, но и Али. Шиизму присущ культ мучеников и обычай самоистязаний в честь имама Хусейна. Гибель Хусейна – сына Али оплакивается в траурный день ашура.

Ислам распространен  в Азии (Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан, полистан, Индонезия и др.), Африке (Египет, Маренко, Алжир, Тунис и др.), Европе (Турция, Кипр, Албания, Югославия, Болгария). В Саудовской Аравии, Пакистане, Иордании и ряде других стран он является государственной религией.

В нашей стране ислам  является наиболее распространенной религией. Ведущим течением ислама в нашей  республике является суннизм ханафитского мазхаба, характеризующийся терпимостью к инакомыслящим, использованием местного, обычного права. Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и верующими ряда других национальностей.

Среди чеченского населения  республики распространен суннизм шафиитского мазхаба, в котором ограничено применение обычного права. Организационно суннизм шафитского мазхаба в республике не оформлен.

С усилением связей верующих с мусульманским миром в Казахстан  начал проникать суннизм ханбалитского мазбаха, отличающийся отрицанием свободы мнений в религии, фанатичной строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Этот мазиб служит основой для распространения в республике идей исламского фундаментализма.

Исламский фундаментализм можно разделить на два основных течения. С одной стороны, это движение за возвращение к подлинному, первоначальному шариату, не искаженному традицией и современностью. Для него чужды методы силового распространения ислама, террористская деятельность. Он требует строжайшего соблюдения принципа единобожия. Это - ваххабизм.

С другой – это стремление перестроить политические отношения  в обществе в соответствии с принципами первых мусульманских общин, превратить  очищенный ислам в политическую идеологию. Именно это направление  фундаментализма можно назвать  исламским экстремизмом; в нашей стране  отсутствует.

Шиизм в Казахстане представлен  верующими азербайджанцами.

В Южно-Казахстанской  и ряде других областей распространен  суфизм, связанный с поклонением  Ходже Ахмету Яссави, который среди  тюркских мусульман считает вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал – малой Меккой.

В январе 1990года в Казахстане было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), возглавляет  его муфтий Ратбек Хажи Нысамбай-улы.

Сегодня в Казахстане насчитывается около 11 млн. мусульман, среди них представители 24 наций, или 65 % населения республики.

В целом по Казахстану действует 4 тысячи мечетей, из них официально зарегистированных 700. При них существуют курсы для желающих получить начальное  духовное образование.

Среднее мусульманское  образование дается в медресе, открытых в селе Мерке (для юношей), селе Луговое (для девушек), В Жамбыле, Шымкенте, Алматы.

Духовное управление направляет верующих на учебу в мусульманские  институты стран Востока.

В последнее время все больше верующих совершает хадж в Мекку. Усиливается поклонение святым местам, особенно выделяется мавзолей Хаджи Ахмеда Яссави. Хотя паломничество к могилам религиозно-родовых авторитетов, поклонение кому бы то ни было кроме Аллаха является нарушением норм ортодоксального ислама.

В республике в последнее  время развернули активную работу исламские  миссионеры из фундаиенталистских организаций. Финансируются они за счет зарубежных инвесторов и направляют деятельность на создание фундаменталистских центров в Казахстане. До последнего времени какого-либо противодействия этому процессу органов власти и казахстанского мусульманского духовенства не было. Лишь в последнее время, после организации Совета по делам религии, органы власти начали контролировать и упорядочивать этот процесс.

 

Вывод по вопросу: ислам, несмотря на то, что является самой молодой мировой религией, занимает прочное положение в мире и оказывает огромное влияние на жизнь многих стран, особенно центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки, хотя его влияние выходит далеко за пределами этого региона. Опасность представляет воинствующее направление исламского фундаментализма, использующее в своих целях методы террора. В нашей стране ислам является ведущей религией. В основном у нас распространен суннизм достаточно либерального толка, но в последнее время активизировалась пропаганда фундаменталистских идей. Для сохранения мира в республике экстремизм необходимо ограничить, в том числе и исламский. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        ТЕМА 10. НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ СОВРЕМЕННОСТИ

лекции: 1 час

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. ПОНЯТИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ  КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ.

2. ОБЩЕЕ И  ОСОБЕННОЕ ПОЗИЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ  И ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ  КУЛЬТОВ.

 

А теперь перейдем к рассмотрению нетрадиционных культов современности.

Многим современным  религиозным организациям присуща  тенденция к объединению. Цель таких  объединений – сплочение церковных  сил для современного укрепления позиций религии в современном  мире.

Влиятельным международным  объединением являются Всемирное братство буддистов, созданное в 1950г. Руководит деятельностью братства исполком, избираемый на международных конференциях.

Много международных  объединений создано приверженцами  христианства, особенно протестантами. Практически каждая разновидность протестантизма имеет свою всемирную организацию. Вот лишь некоторые из них: Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методический совет, Всемирный союз баптистов, Союз реформаторских церквей мира, Международный конгресационистский совет, Всемирный союз адвентистов седьмого дня и другие.

Деятельность англиканских церквей всех стран координируют Лондонские конвенции. Они собираются в Лондоне раз в десятилетие.

Некоторые международные  христианские объединения включают в себя не только протестантов, но и  представителей других исповеданий. К числу них относятся Христианский союз молодых людей (ИМКА), христианский союз молодых женщин (ИВВКА), Всемирная федерация студентов-христиан и другие.

Разветвленной сетью международных организаций  и объединений располагает католическая церковь. В сфере ее влияния и контроля находится свыше сорока всемирных союзов, движений и фередераций, большая часть которых входит в так называемое Католическое действие – ассоциацию светских католических организаций. Наиболее влиятельными из них являются: Всемирное движение трудящихся – христиан, Международная организация рабочей христианской молодежи, Всемирный союз женских католических организаций, Международная федерация католической молодежи, Всемирный союз преподавателей – католиков и т.п. Их деятельность координируется Конгрегацией монашеских и светских организаций, существующей при Государственном секретариате Ватикана.

Некоторые религиозные  организации активно участвуют  в политической жизни, например, находящийся  в Саудовской Аравии Всемирный исламский центр.

Важным фактором международной  деятельности христиан является экуменистическое движение (греч. обитаемый мир). Его формальная цель – устранение последствий религиозных расколов и достижение вероисповедного единства христиан. Фактически же экуменистическое движение направлено на преодоление кризиса христианства в современном мире.

Зародилось экуменистическое движение в начале нынешнего  столетия в недрах протестантизма. Но организационно оформилось лишь в 1948 году, когда был  создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). Избирается ВСЦ генеральными ассамблеями раз в шесть-семь лет.

Экуменистическое движение социально неоднородно, в нем  представлены протестанские, православные и нехалкидонские церкви, хотя доминируют протестантские организации. Католическая церковь в ВСЦ не участвует, хотя Ватикан и поддерживает с ним контакты.

Существует еще ряд новейших культов, которые можно условно подразделить на псевдохристианские, восточные, псевдонаучные, оккультные и синкретические. С некоторыми из них мы познакомимся подробнее.

Бахаи – религия последователей Баха - Уллы (1817-1892 гг.) в переводе с арабского это имя означает «Слова Господа».

Зародившись в Иране  – вера бахаи сегодня объединяет более 5 миллионов человек из 166 стран. Литература бахаи переведена на 800 языков.

Их священными книгами  являются произведения Баха-Улы и  Абдул-Баха.

Бахаи утверждают принцип  единства человечества, принцип единства религий и их исторического развития, признают таких посланников Бога на земле как Кришна, Зороастр, Монсей, Будда, Иисус, Мухаммад, Баха-Улла (чье учение считается высшей стадией религии). Они обосновывают идею гармонии религии и науки, учат о бессмертии души и равенства мужчины и женщины.

Бахаи осуждают аскетизм, проповедуют воздержание от наркотиков и алкоголя, всеобщее обязательное  образование, служение человечеству.

Бахаи не запрещают всем верующим посещать любые другие храмы  и совершать там религиозные  обряды.

В Казахстане действует  уже более 30 их общин.

Следующее нетрадиционное направление с которым мы познакомимся – общество сознания Кришны. Его основатель – индустский монах А.Ч.Бхактиведанта Свани (1896-1977), основал общество в Нью-Йорке в 1966г.

Вероучение заключается  в том, что высшая истина есть Бог-Верховное  Всесовершенное Существо, который признается в трех аспектах: Брахман, Безличный, всепроникающий дух); Параматма (Высшая душа, пребывающая в сердце каждого живого существа, в каждом атоме творения); Бхагован (Верховная личность Бога), являющаяся источником и Параматны и Брахмана.

По утверждениям кришнаитов существует  два вида живых существ-кшара и акшара. Акшара вечно свободны и всегда живут с Господом в его духовном царстве, но кшара находятся в материальном мире и их существование обусловлено действием материальной природы. Отождествляя себя с временными материальными телами, они вращаются в бесконечном круговороте перевоплощений и страдают от рождения, смерти, старости, болезней.

Существует еще огромное множество различных новых культов, но все они так или иначе  пытаются модернизировать религию, приспособить ее к современным условиям, примирить с данными науки. 

 

Вывод по шестому  вопросу: В мире создано большое число религиозных международных организаций и различных современных культов. Их цель модернизировать религию, скоординировать действия религиозных организаций и приспособить их к современным условиям. 

 

Вывод по лекции: Религии прошли длительный путь развития, они очень многообразны и своеобразны, но все имеют основой веру в сверхъестественное. До сего дня существуют родоплеменные религии, но господствуют в мире национальные и мировые религии. Кроме того существует ряд новых нетрадиционных культов. Международных религиозных организаций, стремящихся модернизировать религии, приспособить их к современным условиям. Религия еще долго будет оказывать существенное влияние на жизнь человека. 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

 

 

  1. 1.       Дик П.Ф. Основы религиоведения. – Астана-Костанай, 2000.
  2. 2.       Трофимов Я.Ф. Религия в Казахстане: Уч. пособие. С. 30-82.
  3. 3.       Бессонов М.Н. Православие в ниши дни. – М., 1990.
  4. 4.       Библейский энциклопедический словарь. Торонто, 1979.
  5. 5.       Гече Г. Библейские истории. – М., 1988.
  6. 6.       Косидовский З. Библейские сказания. Изд. 4-е - М., 1978.
  7. 7.       Косидовский З. Сказания евангелистов. Изд. 2-е. – М., 1979.
  8. 8.       Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1982.
  9. 9.       Миркина З., Померанец Г. Великие религии мира. - М., 1995.
  10. 10.   Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е - М., 1983.
  11. 11.   Прошин Г.Г. Черное воинство. – М., 1985.
  12. 12.   Рижский М. Библейские пророки и библейские пророчества. – М., 1987.
  13. 13.   Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. Изд. 2-е - М. 1985.

 

  

 

 

                              Тема 13.    Религия и свободомыслие  

Лекции: 2 часа  

 

ПЛАН 

 

  1. Понятие свободы применительно к религии.

          2.  Формы свободомыслия.

          3.Свободомыслие в истории духовной  культуры.           

4. Современное отечественное и  зарубежное свободомыслие.

Информация о работе Лекции по "Религии"