Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Вторая черта – большая живучесть. Многие из них дожили до наших дней. Например, синтоизм, даосизм, иудаизм.

Третья черта –  сочетание политеизма (многобожия) с монотеизмом (единобожием). Большинство религий этого типа является политеистическими, но есть и монотеистические, например, иудаизм, синкхизм.

Четвертая черта – упрощенность жертвоприношений, жертвы скота, птиц, рыб значительно сокращены, а человеческие жертвоприношения отменены.

Пятая черта – развитость учения о загробном воздаянии.

Дело в том, что обещание небесной награды за хорошее поведение  на земле распространено и на самые  угнетенные слои населения, что позволяет  держать их в  повиновении.

Последними по времени  появляются Мировые религии, которые охватывают своим влиянием все социальные слои населения людей различных национальностей.

За счет чего они это  делают?

В остальном этим религиям присущи те же черты, что и поздним  национальным религиям. 

 

Вывод по первому вопросу: религия развивается от первобытных верований в сложную систему. В ней можно выделить следующие типы верований: родоплеменные, ранние национальные, поздние национальные и мировые религии. Родоплеменные религии сохраняются еще и сегодня в самых отдаленных и нецивилизованных уголках планеты. Ранние национальные религии погибли с породившим их рабовладельческим строем. Господствующее же положение в обществе сегодня занимают поздние национальные и мировые религии, именно на их рассмотрении мы и остановимся подробнее в нашей лекции.  

 

2 вопрос. ЭТНИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ.

Для начала обратим внимание на поздние национальные религии  и для этого обратимся ко второму  вопросу нашего занятия, который  так и называется: Поздние национальные религии.

Мы не будем рассматривать их все и остановимся лишь на некоторых. Это: конфуцианство, даосизм, индуизм и синтоизм.

Конфуцианство и даосизм распространены почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае. Общая численность последователей конфуцианства превышает 300 миллионов человек, даосизма – 50 миллионов человек.

И конфуцианство, и даосизм возникли примерно одновременно в VI -V вв. до н.э. Основателем Конфуцианства считается философ древнего Китая Кунь-цзы (Конфуций), даосизма – Лао-цзы. Но в начале и конфуцианство, и даосизм существовали не в качестве религий, а в качестве философско-этических систем, содержавших, правда, отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры оба учения трансформировались в религиозные системы.

Эти религии развивались в тесном взаимодействии друг с другом и проникшим в Китай из Индии буддизмом.

Даосизм, как философское течение, на первых порах содержал в себе элементы наивного материализма и стихийной диалектики. Лао-цзы учил, что основой возникновения, изменения и конца всех вещей является «дао» (путь). Хотя понятие «дао» и было несколько неясным, делались попытки трактовать его в материалистическом духе, как естественный ход жизни, природу. Лао-цзы утверждал также, что все явления и вещи находятся в непрерывном изменении и со временем переходят в свою противоположность.

Даосизм как религия впитал в  себя различные народные верования. Появился обширный пантеон даосских богов и святых, наиболее почитаемыми  из некоторых являются Паньгу, Юй хуан и сам Лао-цзы, возросла роль жречества.

В отличие от даосизма в конфуцианстве  нет жречества, и религиозные  ритуалы в нем совершают главы  семей, старейшины родов. Особенностью этой религии является также преобладание в ее законоположениях этических  элементов.

Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сышу (Четверокнижие). Одной из важнейших норм конфуцианства является строгое требование послушания старшему, уважения всякой власти, признания различий в общественном положении людей, которые якобы предначертаны богом.

Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играет культ предков и культ природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском пантеоне почетное место заняли Конфуций, его ученики и   наиболее ревностные последователи, верховным же божеством считается небо.

Следующая религиозная система, которую  мы с Вами рассмотрим индийского происхождения. Называется она индуизм.

Индуизм является одной из самых крупных национальных религий в мире. В Индии индуисты составляют 84 % всего населения, в Непале – 89%, в Бангладеш – 18%, в Республике Шри Ланка – 19 %. Значительные группы индуистов имеются также среди выходцев из Индии и их потомков, проживающих в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Гайане.

Индуизм возник в результате трансформации брахмаизма - религии, сложившейся в Индокитае еще в начале 1 тысячелетия до н.э. Брахманизм в свою очередь представлял синтез (что это такое?) верований мигрировавших в Южную Азию арийских племен (так называемого ведизма) –и религиозных представлений местного населения. «Священная книга» индуизма была унаследована им через брахманизм от ведической религии. Это Веды, представляющие собой собрание гимнов, магических заклинаний, ритуальных предписаний и т.п.

Для индуистской религии характерно многобожие. Наибольшим почитанием пользуются бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель Шива. Наряду с ними почитаются и многие другие божества, духи, различные священные животные (обезьяны, коровы).

Индуизм освещает своим авторитетом кастовое деление общества. Представления о кастовом  неравенстве людей теснейшим образом связаны с существующими в этой религии положениями о дхарме, карме и перерождении. Под дхармой подразумевается установленный для каждой касты «порядок жизни». В зависимости от выполнения дхармы, человек получает после смерти то или иное возмездие, именуемое кармой. Индуисты верят, что с наступлением смерти душу человека ожидает перевоплощение, которое происходит в соответствии с принципами кармы. В случае строго соблюдения «порядка жизни» душа человека может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в телесную оболочку небожителя. В противном случае душа воплощается в тело представителя низкой касты, либо в телесную оболочку животного или растения.

Наряду с этими догмами, взятыми из брахманизма, в индуизме имеется ряд положений, заимствованных из буддизма. Среди них следует отметить положение об ахинсе – непричинении зла. Заимствованием из буддизма является и представление об авторе – возможности воплощения божества в другом боге, человеке или животном.

Особенностью индуизма является то, что эта религия не имеет руководящего центра, главы. Отсутствие централизации привело к возникновению в индуизме большого числа направлений и течений, мирно уживающихся друг с другом. Два основных направления – вишнуизм и шиванизм названы так в связи с преимущественным почитанием в них богов Вишну и Шивы.

Рассмотрим с Вами еще одну национальную религию- синтоизм.

Синтоизм – японская национальная религия. В Японии синтоизм в течение многих веков сосуществует с буддизмом. Общая численность синтоистов – 60 млн. (многие верующие из этого числа являются одновременно и буддистами).

В основе синтоизма лежат  древние культы, которые  были распространены в Японии в период размножения  первобытного строя. Синтоистская религия до сих пор содержит в качестве главных компонентов многие элементы этих верований: культ природы, культ предков, магию, шаманизм и др. «Священная книга» синтоизма , написанная в VIII веке, содержит космогонические мифы и легенды о происхождении японского народа.

Синтоисты верят в  существование большого числа богов  и духов. Возглавляет этот пантеон  богиня солнца Аматэрасу Омиками, от которой ведется родословная  императоров Японии. До последних  дней Второй Мировой войны личность японского императора обожествлялась. И хотя сейчас культ императора отменен, многие синтоисты по-прежнему считают умерших императоров богами.

Несложный синтоистский ритуал состоит из произношения молитв и совершения жертвоприношения. Молитвенные  дома синтоистов (дзиндзя) намного проще буддийских храмов. Обряды выполняются жрецами, должность которых передается по наследству.

Синтоизм подразделяется на храмовый (ортодоксальный) и сектантский, представленный большим количеством  отличающихся по вероучению черт. С 1886 по 1945 годы синтоизм был государственной религией Японии. После поражения Японии во Второй Мировой войне он утратил этот статус, но по-прежнему занимает важное место в жизни японского общества. 

 

Вывод по второму вопросу: в мире существует много национальных религий. Все они различны, но их отличительной чертой является то, что они распространяются на все социальные слои какого-то одного народа. Это связано с тем, что боги данных религий считаются богами лишь данного народа. Учение этих религий достаточно развито и они проявляют большую живучесть.  

 

Материал для  СРС: БУДДИЗМ. 

 

Буддизм – религия распространенная преимущественно в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, где сосредоточена основная масса ее приверженцев. Однако сфера влияния буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве.

Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Народным массам он импонировал идеей иллюзорного равенства людей и обещанием избавления в загробном мире от страданий, перенесенных в земной жизни. Господствующие классы буддизм привлек, с одной стороны, осуждением племенной раздробленности, с другой – ориентацией трудящихся на применение с социальным неравенством, пропагандой в массах идеи покорности и смирения.

Отправной точкой буддизма является легенда об индийском  царевиче Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиск путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества его осенила истина и он стал Буддой, «просветвленным», «достигшим прозрения»), проповедуя свое учение на протяжении сорока лет. Приверженцы буддизма образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами пропаганды и распространения этой религии.

В I веке н.э. в буддизме образовались две ветви: хинаяма (узкий путь спасения) и махаяма (широкий путь спасения). Это разделение было прежде всего вызвано различиями в социально-политических условиях в отдельных частях Индии. Хинаяма, теснее связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников – монахов, но и для мирян, причем упор делается на активную проповедческую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Чуждая аскетических крайностей хинаяны, махаяна легче приспосабливается к новым условиям при распространении за пределами Индии, где породила множество толков и течений. Будда постепенно превратилась в высшее божество, в честь которого стали сооружаться храмы, совершаться культуовые действия.

В VI-VII вв. н.э. начался упадок буддизма в Индии, обусловленный падением рабовладельческих деспотий и ростом феодальной раздробленности, а к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

Одной из таких  разновидностей буддизма, утвердившейся  в Тибете и Монголии, явился ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе махаяны. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живших богов, к которым причислялись главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества. Ламаизм упростил процесс «общения» с божеством. Для этого верующему достаточно прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить в специальный барабан. Подобные примитивные представления проходят через весь ламаизм.

Вероучение  и культ буддизма. Вероучение и обрядность раннего буддизма изложены в Трипитаке («тройной корзине») – своде религиозных произведений, принимаемых верующими за откровение Будды. В этом сборнике, окончательно оформленном в начале новой эры, изложены принципы организации монашеской общины, сформирована догматика буддизма, а также буддийское истолкование религиозно-философских и этических проблем.

Центральное место в буддизме занимает учение о четырех «священных истинах»: «жить значит страдать»; «причина страданий – желания»; «для освобождения от страдания надо избавиться от желания»; «путь избавления от желания – следование учению Будды», которое может привести верующего к главной цели его бытия – нерване (успокоению, угасанию), то есть состоянию полной отрешенности от жизненных привязанностей, вечного блаженства в слиянии с божеством и абсолютного покоя.

Много места  в буддийскойм учении  отведено этической проблематике. Оно требует от верующего уважения к чужой собственности, чистоты в мыслях и делах, щедрости и благотворительности, запрещает убивать живые существа и т.п.

Ранний буддизм  отличался простотой обрядности. Ее главными элементами являлись: культ  Будды, проповедь, почитание «святых мест», якобы связанных с рождением, просветвлением, проповедью и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв (тех, чья сущность знание) – божеств, находящихся на пути превращения человека в Будду и не погрузившихся в нирвану только из-за желания указать путь другим людям. Обрядность позднее заметно усложнилась: были введены молитвы, разного рода магические заключения, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал. Ламаизм пополнил буддийский культу поклонением духам гор, обожествлением рода животных, установлением религиозных праздников, сопровождаемых мистериями.

Информация о работе Лекции по "Религии"