Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция
Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.
Фрейд считает что
культура, а значит и религия,
как её часть выполняет
1.она удовлетворяет человеческую любознательность;
2.умаляет страх людей
перед опасностями и
3.дает предписания,
провозглашает запреты и
Таким образом, Фрейд признавал ценность религии, но не идеализировал ее, утверждал, что за тысячелетия своего существования она так и не смогла облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью большое количество людей. А безнравственность во все времена находила в религии не меньшую основу, чем нравственность.
В теории этногенеза Л.Н.Гумилева также большое место уделяется религии.
Гумилев считает историческое движение ни линейным, ни циклическим или спиралевидным, а колебательным.
Как называется такой тип движения культуры?
История – это затухающая вибрация, в которой нет движения вперед или назад. Зарождение, развитие, умирание этносов и пассионарности. Религия же, согласно теории Л.Н.Гумилева, способствует сохранению исторической преемственности в культуре.
Вывод по вопросу:
Заканчивая рассмотрение первого вопроса можно сделать следующие выводы:
1)роль религии в
культурном процессе
2)прямолинейные оценки
религии едва ли правомерны, ее
надо рассматривать в
3)полной истиной не
обладает никто. На одни и
те же вопросы существуют
2 вопрос. ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
А теперь перейдем к рассмотрению второго вопроса занятия и проследим традиционную точку зрения на зарождение и генезис религии.
В первобытном обществе религия являлась ядром духовной культуры. Все компоненты духовной культуры находятся в это время в зародышевом состоянии. Человек в это время уже пытается познать мир и свое место в этом мире. Это и приводит к появлению религии.
Основой всех религиозных верований стал анимизм – вера в существование душ, духов и одушевленность всей природы. Именно анимизм позволял людям отвечать на вопросы: что есть жизнь и смерть, какова природа сознания, что есть «я»? Он позволял толковать сны, галлюцинации, видения.
С ним связано и поклонение духам животных – тотемов и зарождение тотемизма – веры в родство человека с каким-либо видом животных (чаще всего с тем, на которое охотились, а, следовательно, от которого зависело благополучие народа).
В связи с этим появляется магия – вера в возможность воздействия на природу колдовством. Все стороны жизни первобытного человека были пронизаны магическими действиями.
Вся деятельность человека осуществлялась через магическое и анимическое, с которыми связано зарождение фетишизма – вера в магические свойства вещей.
С религиозной верой
связано становление нравственн
В рамках религии рождается первобытное искусство – искусства в чистом виде не было, но оно органично вливалось во все виды деятельности людей, но особенно в религиозные обряды. В них мы видим и элементы танца и живописи и пения. А изображения тотемов, духов имели не эстетический, а религиозный характер – им поклонялись, а не любовались ими.
Из попыток осмыслить непонятное в мире родилась мифология - древние сказания, предания.
Что характерно для мифов?
В дальнейшем, с усложнением отношений в обществе, пере-
ходом людей к земледелию и скотоводству усложняются и верования людей. Теперь обожествляются те силы природы, которые так или иначе влияют на земледелие и скотоводство: ветры, дожди, засухи, земля. А это ведет к антропоморфизму, то есть обожествляемым силам природы придается человеческий облик.
Появляется шаманизм, с появлением профессиональных служителей культа – шаманов и веры в их особую способность общаться с миром духов.
Из антропоморфизма вырастает пантеизм. Пантеизм происходит от пантеон – многобожие, где каждый бог отвечает за какой-то участок деятельности и подчиняется верховному богу. Появляются ранние национальные религии, которые охватывают верхние и средние слои населения, в то время как нижние слои не допускаются к культу и подавляются силой. Это греческая, римская религии. В них уже появляется вера в потустороннее воздаяние за земную жизнь.
Затем на смену им приходят поздние национальные религии, они охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национальности. Почвой для их возникновения стал кризис общественных порядков и необходимость изменять религию для усмирения и утешения угнетенной части населения.
Основными чертами поздних национальных религий являются:
1. Больший масштаб
влияния, теперь она
2. Большая живучесть, индуизм, иудаизм, синтоизм дожили до наших дней;
3. Сочетание пантеизма (многобожия) с монотеизмом (единобожием), хотя, в последнем остаются остатки политеизма – вера в ангелов;
4. Упрощение жертвоприношений – сокращение жертв: скота, птицы, отказ от человеческих жертвоприношений.
5. Развитость учения о загробном воздаянии.
Поздние национальные религии сменяются мировыми религиями, которые охватывают все слои населения среди людей разных национальностей. На сегодня существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Вместе с тем, с развитием культуры, религия утрачивает свое доминирующее положение в сфере культуры и становится одним из ее компонентов. Это происходит потому, что происходит дифференциация духовной культуры на различные виды духовной деятельности: художественное творчество, нравственность, науку, религию, которые приобретают характер самостоятельной формы активности. Часть из них сохраняет связь с религией – религиозное творчество, богословие, религиозная мораль, а часть освобождается от нее.
Но, утратив доминирующее положение в культуре, религия остается важным компонентом материальной и духовной культуры и продолжает оказывать влияние на многие сферы человеческой деятельности и, в свою очередь, сама испытывает обратное влияние других сфер культуры.
Выводы по вопросу:
Религия зарождается в древнейшую эпоху существования человека. Причиной ее появления являются любознательность человека, его стремление познать мир, дать объяснение непонятным явлениям природы и страх перед ними, вызывающий попытки повлиять на них магическим путем. В древности религия является ядром духовной культуры, но в процессе становления и развития человеческого общества развивается и культура. А в
результате развития и дифферентации культуры религия становится одним из ее компонентов, но сохраняет важное значение для самых различных областей человеческой культуры.
Вместе с тем сама религия также развивается и проходит путь от простейших примитивных форм, первичного анимизма до сложных мировых религий с церковной организацией и многообразными функциями, а также сложной структурой.
ТЕМА 4. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ.
2. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
3. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ.
4. РЕЛИГИОЗНОСТЬ:
ПОНЯТИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
1 вопрос. 1. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ.
Перейдем к первому вопросу нашего занятия и рассмотрим какова структура религии, из каких элементов она состоит.
Элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная вера, религиозная деятельность, культ, религиозные организации.
Основой всякой религии является религиозная вера, то есть вера в сверхъестественное, в души, в бога, рай и ад. Основой этой веры являются религиозные чувства, то есть чувства, вызванные соприкосновением с неестественным, сверхъестественным (реальным или мнимым). Это любовь к богу, надежда на лучшее, вера в воздаяние в будущей жизни, страх перед «нечистой силой».
Религиозные чувства вызывают религиозные действия, то есть попытки людей повлиять на сверхъестественное в желаемом для себя направлении. К ним относятся все религиозные обряды: молитва, исповедь, причастие, участие в богослужениях. К религиозным действиям также относятся меры принимаемые для нейтрализации опасности - плевать через левое плечо, обходить место по которому пробежала черная кошка, подкладывать пятак в туфли перед экзаменом.
Религиозные идеи и религиозные чувства, взятые в единстве, составляют религиозное сознание. Система религиозных действий составляет религиозный культ.
Каждая религия имеет свои строго установленные нормы поведения, которые и составляют культ присущий именно этой религии.
За правильным исполнением этого культа следят священнослужители. В поздних религиях они объединяются в специальную организацию - церковь. При этом у служителей культа должен иметься единый руководящий центр, который определяет роль церкви ее позицию, взгляды, политику и так далее.
В религиозном сознании выделяют два уровня: обыденное религиозное сознание и теоретическое религиозное сознание.
Обыденное религиозное сознание - потребность не только в рациональном знании, но и в знании алогичном, образном, иррациональном, в том числе и религиозном.
Вместе с тем религия представляет собой не только социальный, но и психологический феномен. Психологическая функция является одной из главных функций религии, так как она способна воздействовать не только на сознание, но и на эмоционально – чувственный мир человека. Главный элемент любой религии – вера в Бога. Человек живёт не в мире как он есть, а сознание-это те религиозные представления, которые вырабатываются рядовыми верующими. Обычно оно
бывает более конкретно, наглядно.
Теоретическое религиозное сознание - вырабатывается богословами, оно более абстрактно. Но, вместе с тем, между этими уровнями
религиозного сознания нет непреодолимой преграды. Многие понятия выработанные богословами, прочно входят в сознание рядовых верующих, а в богословских теориях часто употребляются образы, созданные обыденным сознанием.
Вывод по вопросу.
Религия – сложное
явление, состоящее из различных, взаимосвязанных
элементов. Эти элементы религии
образуют систему, которая позволяет
религии успешно существовать в
современном мире и удовлетворять
различные потребности
3 вопрос. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ.
Каковы же функции, которые религия выполняет в обществе?
Современный отечественный культуролог Зара Александровна Туфан считает, что поскольку религия является составной частью культуры, то ей присущи все те функции, которые выполняет и культура, но она вносит в них свое специфическое содержание.
Одна из важнейших функций - религии – функция освоение мира. Но религия осваивает не внешний мир, а внутренний мир человека, духовно осмысливает мир и создаёт свою картину мира. Тем самым она выполняет и мировоззренческую функцию, создаёт свою религиозную картину мира. В этой картине мира страдание, несправедливость, всё, что в принципе делает человека несчастным, может привести к лучшей жизни после смерти.
Долгое время проблема значимости мировоззренческой функции религии решалась однозначно, считалось, что религиозное мировоззрение в скором времени будет окончательно уничтожено доводами науки. Но в конце ХХ века намечается тенденция к поиску новых форм религии и отхода людей от чисто научного мировоззрения. Чем это объяснить? Дело в том, что, сколько бы открытий не делал человек, область неизвестного всегда остаётся больше чем область изученного, кроме того, помимо научного знания существуют многообразные формы «ненаучного» и «вненаучного» знания, самоценность которых сегодня уже не оспаривается. В поисках путей совершенствования мира человек обращается к многообразным формам освоения действительности, испытывает их в том мире, который, преломившись в его сознании, создан самим человеком.
Эту функцию религии недаром называют утешительно – компинсаторской. Действительно человек часто обращается к религии в неблагоприятных обстоятельствах, для того чтобы избавиться от отрицательных эмоций, очистится. Нередко верующие говорят, что освободились от «душевного страдания», пришли к просветлению и утешению.