Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

 Фрейд считает что  культура, а значит и религия,  как её часть выполняет репрессивную  роль по отношению к природному  началу в человеке. Это ведёт  к заболеваниям психики. Но  всё же Фрейд отличает три стабилизирующие и организующие функции религии: 

1.она удовлетворяет  человеческую любознательность;

2.умаляет страх людей  перед опасностями и превратностями  жизни;

3.дает предписания,  провозглашает запреты и ограничения.

Таким образом, Фрейд  признавал ценность религии, но не идеализировал ее, утверждал, что за тысячелетия своего существования она так и не смогла облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью большое количество людей. А безнравственность во все времена находила в религии не меньшую основу, чем нравственность.

В теории этногенеза Л.Н.Гумилева также большое место уделяется религии.

Гумилев считает историческое движение ни линейным, ни циклическим  или спиралевидным, а колебательным.

 Как называется  такой тип движения культуры?

История – это затухающая вибрация, в которой нет движения вперед или назад. Зарождение, развитие, умирание этносов и пассионарности. Религия же, согласно теории Л.Н.Гумилева, способствует сохранению исторической преемственности в культуре.

Вывод по вопросу:

 Заканчивая рассмотрение  первого вопроса можно сделать следующие выводы:

1)роль религии в  культурном процессе универсальна;

2)прямолинейные оценки  религии едва ли правомерны, ее  надо рассматривать в контексте  всей человеческой культуры, доказывая  ее сопричастность всем компонентам  духовной культуры: философии, искусству, науке, морали.

3)полной истиной не  обладает никто. На одни и  те же вопросы существуют разные  ответы. Отсюда правомерность разных  подходов к анализу религии.  

 

2 вопрос. ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.

А теперь перейдем к рассмотрению второго вопроса занятия и проследим традиционную точку зрения на зарождение и генезис религии.

В первобытном обществе религия являлась ядром духовной культуры. Все компоненты духовной культуры находятся в это время  в зародышевом состоянии. Человек в это время уже пытается познать мир и свое место в этом мире. Это и приводит к появлению религии.

Основой всех религиозных  верований стал анимизм – вера в существование душ, духов и одушевленность всей природы. Именно анимизм позволял людям отвечать на вопросы: что есть жизнь и смерть, какова природа сознания, что есть «я»? Он позволял толковать сны, галлюцинации, видения.

С ним связано и  поклонение духам животных – тотемов  и зарождение тотемизма – веры в родство человека с каким-либо видом животных (чаще всего с тем, на которое охотились, а, следовательно, от которого зависело благополучие народа).

В связи с этим появляется магия – вера в возможность  воздействия на природу колдовством. Все стороны жизни первобытного человека были пронизаны магическими  действиями.

Вся деятельность человека осуществлялась через магическое и  анимическое, с которыми связано  зарождение фетишизма – вера в магические свойства вещей.

С религиозной верой  связано становление нравственности и морали, так как в первобытном обществе религиозные табу (запреты) играли роль моральных и нравственных норм.

В рамках религии рождается первобытное искусство – искусства в чистом виде не было, но оно органично вливалось во все виды деятельности людей, но особенно в религиозные обряды. В них мы видим и элементы танца и живописи и пения. А изображения тотемов, духов имели не эстетический, а религиозный характер – им поклонялись, а не любовались ими.

Из  попыток  осмыслить  непонятное  в   мире  родилась  мифология - древние сказания, предания. 

  Что характерно  для мифов?

В дальнейшем,  с  усложнением  отношений  в  обществе,  пере-

ходом  людей к земледелию и скотоводству усложняются и  верования  людей. Теперь обожествляются те силы природы, которые так или  иначе влияют на земледелие и скотоводство: ветры, дожди, засухи, земля. А это ведет к антропоморфизму, то есть обожествляемым силам природы придается человеческий облик.

Появляется шаманизм, с появлением профессиональных служителей культа – шаманов и веры в их особую способность общаться с миром духов.

Из антропоморфизма  вырастает пантеизм. Пантеизм происходит от пантеон – многобожие, где каждый бог отвечает за какой-то участок деятельности и подчиняется верховному богу. Появляются ранние национальные религии, которые охватывают верхние и средние слои населения, в то время как нижние слои не допускаются к культу и подавляются силой. Это греческая, римская религии. В них уже появляется вера в потустороннее воздаяние за земную жизнь.

Затем на смену им приходят поздние национальные религии, они охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национальности. Почвой для их возникновения стал кризис общественных порядков и необходимость изменять религию для усмирения и утешения угнетенной части населения.

Основными чертами поздних  национальных религий являются:

1. Больший масштаб  влияния, теперь она распространяется  на все слои общества и служит  уздой, для наиболее угнетенной  его части;

2. Большая живучесть,  индуизм, иудаизм, синтоизм  дожили  до наших дней;

3. Сочетание пантеизма  (многобожия) с монотеизмом (единобожием), хотя, в последнем остаются остатки политеизма – вера в ангелов;

4. Упрощение жертвоприношений  – сокращение жертв: скота,  птицы, отказ от человеческих  жертвоприношений.

5. Развитость учения  о загробном воздаянии.

Поздние национальные религии сменяются мировыми религиями,  которые охватывают все слои населения среди людей разных национальностей. На сегодня существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Вместе с тем, с развитием  культуры, религия утрачивает свое доминирующее положение в сфере культуры и становится одним из ее компонентов. Это происходит потому, что происходит дифференциация духовной культуры на различные виды духовной деятельности: художественное творчество, нравственность, науку, религию, которые приобретают характер самостоятельной формы активности. Часть из них сохраняет связь с религией – религиозное творчество, богословие, религиозная мораль, а часть освобождается от нее.

Но, утратив доминирующее положение в культуре, религия  остается важным компонентом материальной и духовной культуры и продолжает оказывать влияние на многие сферы человеческой деятельности и, в свою очередь, сама испытывает обратное влияние других сфер культуры.

 

Выводы по вопросу:

Религия зарождается  в древнейшую эпоху существования человека. Причиной ее появления являются любознательность человека, его стремление познать мир, дать объяснение непонятным явлениям природы и страх перед ними,  вызывающий попытки повлиять на них магическим путем. В древности религия является ядром духовной культуры, но в процессе становления и развития человеческого общества развивается и культура. А  в

результате развития и дифферентации культуры религия  становится одним из ее компонентов, но сохраняет важное значение для  самых различных областей человеческой культуры.

Вместе с тем сама религия также развивается и  проходит путь от простейших примитивных  форм, первичного анимизма до сложных  мировых религий с церковной  организацией и многообразными функциями, а также сложной структурой.

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

 

                                                                                      ЛЕКЦИИ: 2 ЧАСА

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. СПЕЦИФИКА  РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ.

2. РЕЛИГИОЗНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

3. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ.  МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ.

4. РЕЛИГИОЗНОСТЬ:  ПОНЯТИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.

 

1 вопрос. 1. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ.

Перейдем к первому вопросу нашего занятия и рассмотрим какова структура религии, из каких элементов она состоит.

Элементами религии  являются: религиозное сознание, религиозная вера, религиозная деятельность, культ, религиозные организации.

Основой всякой религии  является религиозная вера, то есть вера в сверхъестественное, в души, в бога, рай и ад. Основой этой веры являются религиозные чувства, то есть чувства, вызванные соприкосновением с неестественным, сверхъестественным (реальным или мнимым). Это любовь к богу, надежда на лучшее, вера в воздаяние в будущей жизни, страх перед «нечистой силой».

Религиозные чувства  вызывают религиозные действия, то есть попытки людей повлиять на сверхъестественное  в желаемом для себя направлении. К ним относятся все религиозные обряды: молитва, исповедь, причастие, участие в богослужениях. К религиозным действиям также относятся меры принимаемые для нейтрализации опасности - плевать через левое плечо, обходить место по которому пробежала черная кошка, подкладывать пятак в туфли перед экзаменом.

Религиозные идеи и религиозные  чувства, взятые в единстве, составляют религиозное сознание. Система религиозных действий составляет религиозный культ.

Каждая религия имеет  свои строго установленные нормы  поведения, которые и составляют культ присущий именно этой религии.

За правильным исполнением  этого культа следят священнослужители. В поздних религиях они объединяются в специальную организацию - церковь. При этом у служителей культа должен  иметься единый руководящий центр, который определяет роль церкви ее позицию, взгляды, политику и так далее.

В религиозном  сознании выделяют два уровня: обыденное религиозное сознание и теоретическое религиозное сознание.

Обыденное религиозное сознание - потребность не только в рациональном знании, но и в знании алогичном, образном, иррациональном, в том числе и религиозном.

Вместе с тем религия  представляет собой не только социальный, но и психологический феномен. Психологическая функция является одной из главных функций религии, так как она способна воздействовать не только на сознание, но и на эмоционально – чувственный мир человека. Главный элемент любой религии – вера в Бога. Человек живёт не в мире как он есть, а сознание-это те религиозные представления, которые вырабатываются рядовыми верующими. Обычно оно

бывает более конкретно, наглядно.

Теоретическое религиозное сознание - вырабатывается богословами, оно более абстрактно. Но, вместе с тем, между этими уровнями

религиозного сознания нет непреодолимой преграды. Многие понятия выработанные богословами, прочно входят в сознание рядовых  верующих, а в богословских теориях  часто употребляются образы, созданные  обыденным сознанием.

  

     Вывод по вопросу.

Религия – сложное  явление, состоящее из различных, взаимосвязанных  элементов. Эти элементы религии  образуют систему, которая позволяет  религии успешно существовать в  современном мире и удовлетворять  различные потребности человека.  

 

 

      3 вопрос. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ.

 Каковы же функции,  которые религия выполняет в  обществе?

Современный отечественный  культуролог Зара Александровна  Туфан считает, что поскольку  религия является составной частью культуры, то ей присущи все те функции, которые выполняет и культура, но она вносит в них свое специфическое содержание.

Одна из важнейших  функций  - религии – функция освоение мира. Но религия осваивает не внешний мир, а внутренний мир человека, духовно осмысливает мир и создаёт свою картину мира. Тем самым она выполняет и мировоззренческую функцию, создаёт свою религиозную картину мира. В этой картине мира страдание, несправедливость, всё, что в принципе делает человека несчастным, может привести к лучшей жизни после смерти.

Долгое время проблема значимости мировоззренческой функции религии решалась однозначно, считалось, что религиозное мировоззрение в скором времени будет окончательно уничтожено доводами науки. Но в конце ХХ века намечается тенденция к поиску новых форм религии и отхода  людей от чисто научного мировоззрения. Чем это объяснить? Дело в том, что, сколько бы открытий не делал человек, область неизвестного всегда остаётся больше чем область изученного, кроме того, помимо научного знания существуют многообразные формы «ненаучного» и «вненаучного» знания, самоценность которых сегодня уже не оспаривается. В поисках путей совершенствования мира человек обращается к многообразным формам освоения действительности, испытывает их в том мире, который, преломившись в его сознании, создан самим человеком.

Эту функцию религии  недаром называют утешительно – компинсаторской. Действительно человек часто обращается к религии в неблагоприятных обстоятельствах, для того чтобы избавиться от отрицательных эмоций, очистится. Нередко верующие говорят, что освободились от «душевного страдания», пришли к просветлению и утешению.

Информация о работе Лекции по "Религии"