Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

В широком смысле утешением  можно назвать всякое воздействие  на человека, способное снять отрицательные  переживания. Долгое время понятие  «утешение» связывалось только с  религией, но потребность в утешении объективно присуща людям. Религия утешает, давая иллюзорное решение проблемы. В христианстве для этого служит идея спасения, в буддизме – учение о карме – непреложном законе, согласно которому перерождение живых существ зависит от их поведения в земной жизни, и учения о нирване – некоем высшем состоянии, достигнув которого, человек может выйти из цепи рождений и смертей.

Одной из важнейших функций  религии является нормативная функция. Норма указывает на пределы, рамки в которых человек может и должен действовать. Норма  - итог многовекового общественного опыта, который поддерживается общественным мнением, чувством долга, чести, традицией и, конечно же, религией. Речь идет не о соблюдении того или иного закона, а об отношении к закону в принципе. То есть: все ли дозволено? А это уже – вопрос, более относящийся к компетенции культуры.

Любая религия включает нормы, сложившиеся в конкретном обществе и призванные регулировать поведение человека в быту, в семье, коллективе. Вместе с тем, религия создает свою систему духовных ценностей, ритуалов, стереотипов поведения.

Выделяют два механизма  религиозной регуляции: «табуирование» и религиозную этику. В ранних религиях существовала сложная система табу – религиозно – магических запретов, за нарушение которых, по представлениям древнего человека, обязательно следует кара. Часть табу вошла в развитие религии под видом запретов, нарушение которых ассоциировалось с понятием греха и последующим воздаянием.

В более поздних религиях автоматически действующая система табу меняется на глубоко и сознательно осмысленные религиозно-этические обязательства.

Нормативная функция, способы и механизмы ее воздействия обусловлены особенностями вероучения и практики данной религии. Особое понимание спасения в христианстве, буддизме, исламе предполагает и определенную систему духовных способов ее достижения – моральное совершенствование, ритуализм, мистицизм, посредничество учителей и церкви. В каждой религии существуют многочисленные описания моральных достоинств человека, диктуемых высшей необходимостью и позволяющих приобретать ему все больший социальный престиж, превращаясь в объект подражания.

Французскому социологу  Э.Дюркгейму удалось выделить интегративную функцию религии. Религия помогает людям сознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими идеями.

Религия, как форма  коллективного сознания, создает  общие представления, санкции и  нормы, которые сплачивают общество вопреки всем факторам разделенности. Религия сплачивает верующих на уровне конфессиональной общности и обеспечивает стабильность общества в целом.

Уже сама идея Бога-абсолюта служила общим связующим принципом, создавала предпосылки духовной общности. Но помимо этого, между верующими и всеобщностью внедряется сложный, разветвленный механизм, который осуществляет гигантскую сверхзадачу объединения верующих как по социальной горизонтали, так и по межпоколенческой вертикали.

Средствами религиозной  интеграции являлись и институт пророков – носителей идеи единения, и священные канонизированные тексты, и, конечно же, вера. Общая вера, принятие минимума требований вероучения создавали интегративное поле каждой религии, одновременно проводя границу между верующими и иноверцами.

Важным средством утверждения  единства во всех религиях был культ. Церемонии, праздники, ритуалы, паломничества создавали постоянную сетку действий, через которую индивид включался в единообразную жизнь религиозной общности, испытывая чувство растворения в ней.

Сакрализуя нормы и ценности, религия способствует стабильности по отношению к двум факторам неустойчивости – внутренним конфликтам и внешним завоеваниям. Не избавляя общество в принципе от потрясений и войн, религия способствовала его регенерации, восстановлению  в его прежней структуре и преодолению культурной традиции.

Но интегративная роль религии противоречива. Она выступает  и как фактор разрушительный, несущий  конфликт. Наличие общей веры не исключает конфликтов! Например, конфликт между католиками и протестантами  в Ирландии. Нередко возникают конфликты, связанные с существованием религии в светском обществе. Иногда религиозные ценности противопоставляются светским, как единственно заслуживающие уважение.  Конфликты могут быть между следованием закону и требованиями веры. В современном обществе существуют конфликты между консерваторами - традиционалистами и модернистами, сторонниками религиозного обновления.

Еще одна функция, осуществляемая религией - функция накопления, хранения и передачи информации. Эта функция у нас в стране считается важнейшей функцией культуры. Древнейшие знания сохранились в виде мифов, легенд, устного предания, которое затем было заложено в религиозных текстах.

Даже в тех случаях, когда гибли цивилизации (а с  ними и религии) их культурные достижения не исчезли бесследно. Они все равно, так или иначе, входили во всемирную сокровищницу культуры и ускоряли ее развитие. Зачастую именно религия выступала как связующее звено между культурой уходящей и грядущей. Она выступала как консервант культурологической памяти, как гарант сохранения религиозно-духовных ценностей. Эволюция различных религиозных представлений происходила не путем полной их смены, а постепенным наслаиванием нового на старое.

И в заключение необходимо сказать о коммуникативной функции религии. Религиозная личность немыслима без определенных, достаточно тесных контактов с другими членами религиозного общества. Их объединяет отправление религиозного культа и общность веры. Вне религиозной общины религиозность ослабевает и затухает. В религиозной жизни возникают не только религиозные контакты, но и межличностные, такие как симпатия и антипатия, дружба и вражда, взаимная заинтересованность. Психологи считают коммуникативность одним из важнейших факторов в религиозной общине. Она оказывает повседневное влияние на членов общины, удовлетворяя потребности в моральной, а иногда и в материальной поддержке и утешении. Религиозная община поддерживает общение и взаимодействие в микромире, которое обеспечивает ее определенную сплоченность. С одной стороны, религиозные коммуникативные связи создают специфические формы общения, а с другой - коммуникативная функция религии отчуждает религиозную общину от социальной среды, сводит ее общение к необходимому минимому, одновременно укрепляя связь с религиозными организациями.

Вывод по вопросу.

Таким образом, мы можем  сделать следующие выводы по четвертому вопросу:

        Религия выполняет в обществе  целый ряд социальных и духовных  функций, которые совпадают с  функциями культуры вообще. Как  часть культуры она внесла  и вносит свой вклад в ее развитие. Функции религии отличаются определенной спецификой, которая обусловлена специфичностью самой религии как части культуры. Несмотря на процесс секуляризации и уменьшение роли религии в жизни человечества, она все еще занимает важные позиции и потребность в ней велика. 

 Вывод по лекции.

Религия является составной  и неотъемлемой частью культуры, которая  развивается вместе с развитием  культуры и прошла долгий путь от первобытных  верований до современных мировых  религий. Она оказывала и оказывает заметное влияние на жизнь общества и его членов, вносит большой вклад в развитие культуры. Она имеет огромное влияние на самые разные сферы жизни; мораль, право, этику, эстетику, психологию человека, и его потребность в религии все еще велика. Поэтому нельзя говорить об отмирании религии.

Изучение религии ведется  давно и позиции разных наук; социологии, психологии, право. Объединить их усилия призвана культурология, которая должна создать целую систему знаний о религии и ее месте в мировой  культуре. Сложились разные подходы к изучению религии к такой плюрализм не только объясним, но и необходим, так как само явление религии неоднозначно и требует всестороннего изучения и осмысления.

ТЕМА 5.  РЕЛИГИЯ  И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

ЛЕКЦИИ: 1 ЧАС.

ПЛАН

 

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ЭТНОСА.

2. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОБЩНОСТЬ. САКРАЛИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ  В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО. 

 

 

  Цель занятия: Раскрыть роль религии в формировании и развитии духовной культуры, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию. Воспитывать уважение к человеческой деятельности, к убеждениям и результатам этой деятельности.  

 

 

 Вступительное слово: 

    На прошлом занятии мы  начали изучение религиоведения, проследили путь развития представления о религии, путь становления самой религии, ее структуру и функции. На этом занятии мы попытаемся выяснить соотношении религии и духовной культуры. Определим влияние религии на различные сферы культуры: науку, искусство, мораль, философию. Попытаемся проследить как и почему происходит секуляризация культуры в Европе, и что вызвало ее сакрализацию у нас. 

 

1 вопрос. 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ЭТНОСА. 

Прежде чем перейти  к рассмотрению данного вопроса  необходимо выяснить, как рассматривает  духовную культуру наука, философия  и религия.

Спецификой научного познания является его объективность. Научное знание опирается на реальные законы природы и старается нарисовать объективную картину мира. Таким образом, наука видит в культуре только совокупность достижений материальных и духовных, созданных разумом человека. В духовной культуре это достижения науки и искусства – открытия, изобретения, все то, что основывается на разуме. Иррациональное, неподкрепленное законами науки, не признается культурной ценностью. Таким образом, наука признает духовную культуру, объективно существующей, созданной человеком. Вне сознания и деятельности человека, согласно научному мировоззрению, культура не существует и существовать не может.

Спецификой философского отношения к культуре является то, что философия изучает культуру не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремление к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы “излучать” из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек находит себя. В духовной культуре философия признает и рациональную, основанную на разуме часть духовной культуры, и иррациональную, чувственную, основанную на чувствах этой же культуры. Более того, философия пытается рассматривать их во взаимозависимости, взаимодействии и единстве.

В религиозном понимании  культуры, главное, определяющее место занимает иррациональное, чувственное. Вся культура вообще возводится к понятию “культ”, которое трактуется как поклонение, слушание, почитание. Духовная же культура считается тем идеальным, что открыл человеку Бог. Религия признает и рациональное знание, но по сравнению с божественным открытием это знание она считает низшим.

Таким образом, научное мировоззрение основой  духовной культуры считает рациональные знания, религиозное - иррациональные чувства, философское пытается рассматривать обе эти части духовной культуры в единстве и взаимодействии.

Как мы уже говорили, религия  возводит культуру к культу, видит  в ней воплощение божественной воли. Поэтому, для богословов она является универсальным, определяющим элементом  культуры. Несмотря на то, что богословские трактовки имеют конфессиональные отличия в них, имеется и ряд общих моментов.

Все они сходятся на том, что религиозные идеи и представления  людей лежали в основе культурного  творчества с давних времен. Они  сичтают, что этапы, отмеченные высоким  уровнем развития творчества характеризуются  тем, что идеи и понятия, на основе которых строились не только искусство и наука, но также правовые отношения, формы и стиль хозяйственной деятельности и т.п., были строго подчинены религиозным представлениям. Высшие достижения в области архитектуры, скульптуры, живописи в таких культурах, как египетская, древнегреческая и римско-эллинистическая, неразрывно связаны с религиозными представлениями. Пение и музыка, танцы, театральное искусство у всех народов первоначально имели сугубо религиозный смысл и значение. Религиозная тема занимает центральное место в фольклоре всех народов. Религиозные сюжеты лежат в основе выдающихся творений поэзии и прозы, живописи и скульптуры, архитектуры и музыки эпохи средневековья, ренессанса и нового времени. Особенно глубок и значителен символизм христианского искусства, выражающий в возвышенных эстетических формах глубочайшие религиозные чувства и переживания.

Христианская  теология наиболее плодотворно работала над вопросом соотношения религии и культуры. Поэтому именно к ней мы обратимся, рассматривая данный вопрос. При этом необходимо учитывать, что различные конфессии выработали свое понимание данного вопроса.

Согласно католическим представлениям, культура является историческим фактом, продуктом деятельности человека, и религия не составляет часть культуры, подобно философии, морали, искусству, технике, институтом; христианство – это не культура, а религия. Поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других ценностей, которые содержат различные культуры, для христианства она есть высшее суждение обо всем. Но христианство не безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить себя в ней. По мнению Иоанна Павла 2, культура представляет собой “привилегированный сектор евангелизации”. Последняя, будучи автономной от культуры, должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение Евангелия в какой либо культуре – инкультурация – совершается через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству – достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее возвышенном даре – даре любви, человек поднимается через “культуру души”. Чтобы культура была организована как подобает, весь человек должен участвовать в этом, необходимо развивать его разум, его знание мира и людей, способность владеть собой, самоотверженность, солидарность, готовность к труду для развития общего блага. “Поэтому – говорит Папа, - первым и самым важным является тот труд, который совершается в человеческом сердце, а то, каким образом человек включается в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя и своего предназначения. Именно этой плоскости касается специфический  и сущностный вклад Церкви в пользу истинной культуры”. Подлинной культурой является христианская (католическая) культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душевного стимула, данного религией.

Информация о работе Лекции по "Религии"