Мапинфо карта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:50, дипломная работа

Описание

«Ашық таулы өңдеулердегі маркшейдерлiк iс» пәні «050707-Тау iсі» мамандықтары үшiн iргелi ғылымдардың бiрi болып табылады, мамандықтың кәсiби пән циклінің жоғары оқу орындарының компонентi болып табылады. Пән мамандарды әзiрлеуде маңызды рөлдi және мәнді алады.

Содержание

Дәрістердің қысқаша мазмұны.
5
1.1
Дәріс. Ашық тау-кен жұмыстарының дамуының тарихы. Ашық тау-кен жұмыстарының терминологиясы және маркшейдерлік қызмет шешетін мәселелер.
5
1.2
Дәріс. Ашық өңдеулердегі маркшейдерлік тірек торы.
8
1.3
Дәріс. Геодезиялық түсіріс торын құру әдістері, тор пункттерінің орын орналасуының дәлдігін анықтау.
12
1.4
Дәріс. Түсіріс торларының пункттерінің биіктігін анықтау және маркшейдерлік торларының пункттерін орнату тәсілдері.
22
1.5
Дәріс. Карьерлердің толық маркшейдерлік түсірісі.
27
1.6
Дәріс. Ашық таулы жұмыстардағы маркшейдерлік құжаттама.
31
1.7
Дәріс. Тау массасы мен пайдалы қазбалардың көлемін және ауданын анықтау тәсілдері.
36
1.8
Дәріс. Карьерлердің құрылысындағы және қайта құрудағы маркшейдерлік жұмыстар.
41
1.9
Дәріс. Шығатын және ойылған траншеяларды құрудағы маркшейдерлік жұмыстар.
46
1.10
Дәріс. Автокөлік және темір жолдарын құрудағы маркшейдерлік жұмыстар.
51
1.11
Дәріс. Бұрғылап жару жұмыстарын жүргізгендегі маркшейдерлік жұмыстар.
56
1.12
Дәріс. Кен үйінділерін құрудағы маркшейдерлік жұмыстар.
61
1.13
Дәріс. Пайдалы қазбалар мен аршу көлемін есепке алу түрлері.
64
1.14
Дәріс. Төгілген кен орындарын құрудағы маркшейдерлік жұмыстарының ерекшеліктері.
67
1.15
Дәріс. Карьерлерді рекультивациялаудағы маркшейдерлік қамтамасыз ету, ашық өңдеулерде маркшейдерлік жұмыстарды жүргізудегі еңбекті қорғау мен техника қауіпсіздігі.
72

Әдебиет тізімі.
75

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций ОГР, 2010 на каз.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Для размещения зарядов  ВВ в блоке с верхней площадки уступа бурят чаще вертикальные и реже наклонные скважины. Наклонные скважины для удобства заряжания их россыпными ВВ обычно бурят под углом не менее 60° к горизонту. Поскольку трассы наклонных скважин располагают примерно параллельно откосу уступа, то сопротивление пород взрыву при этом будет одинаковым по всей высоте уступа. Поэтому отрыв пород происходит, как правило, по линии скважин, улучшается степень дробления пород, включая  и почву уступа. Кроме того, снижается расход ВВ, а также сейсмическое воздействие на породный массив, что важно вблизи погашаемого контура карьера.

Перебур взрывных скважин  необходим для разрушения пород  в почве уступа. Поэтому в трудновзрываемых породах при использовании многорядного короткозамедленного взрывания блока перебур делают максимальным, а в легковзрываемых

 

 

Расположение скважин и зарядов ВВ в уступе

 породах —минимальным. Если же нижележащий уступ  представлен пластом полезного ископаемого (например, угля) или пластичными породами, то перебур не делают (скважины не добуривают).

Заряд ВВ в скважине делают сплошным колонковым или рассредоточенным с оставлением между отдельными частями заряда воздушных промежутков или промежутков, заполненных забойкой.

В соответствии с календарным планом горных работ карьера па каждый очередной массовый взрыв главный инженер выдает задание, е указанием длины, ширины и объема блока с приложением выкопировки из маркшейдерского плана участка взрыва.

На участке уступа, намеченного к взрыву блока, производят детальную планово-высотную съемку. По результатам съемки составляют план в масштабе 1 : 200—1 : 500. При неоднородном геологическом строении рудных участков одновременно с маркшейдерской производят геологическую съемку. Геологические особенности обнаженной части откоса уступа также наносят на план. Кроме того, детально изучают трещиноватость пород, слагающих уступ, частоту и элементы залегания трещин.

При значительной высоте уступа и сложной поверхности  откоса кроме плана участка взрыва через оси скважин 1-го ряда составляют поперечные профили, по которым графически определяют линию наименьшего сопротивления, рассчитывают оптимальный заряд ВВ по каждой скважине, а также определяют конструкцию зарядов. Поэтому, если на карьере применяют наземную стереофотосъемку с обработкой стереопар универсальным способом, то составление геологической документации и профилей уступа не представляет особых затруднений. При иных способах съемки (тахеометрическом, ординатном), применяемых на карьере, для профильной съемки откоса может быть использован тахеометр со стереоскопическим дальномером типа ТДС или простые приборы (высотомер, эклиметр и др.).

На составленном крупномасштабном рабочем  плане  участка взрыва проектируют сеть буровзрывных скважин, которую переносят в натуру.

Во время бурения  скважин геологи отбирают пробы  шлама. По отработанным пробам представляется возможность повысить надежность среднего содержания полезного компонента (металла) в руде, уточнить контакты различных сортов руд и пород в блоке. Кроме того, по специальной шкале устанавливают тип по буримости и тип по взрываемости руды и породы.

По окончании бурения  всех скважин блока производят съемку, в результате которой определяют фактическое положение скважин каждого ряда и 1-го ряда относительно верхней бровки и откоса уступа. Измеряют глубину скважин и одновременно устанавливают величины перебура по каждой скважине. Неправильно пробуренные скважины по глубине и направлению бракуются.

Глубины вертикальных скважин  измеряют при помощи разделенного на дециметры тросика с грузом. Измерение глубин наклонных скважин целесообразно производить телескопической дюралевой трубкой со звеньями 2 — 2,5 м. Угол наклона трасс скважин легко определить горным компасом или полукругом, приложенным к трубе, опущенной в скважину. По скважинам 1-го ряда, как указывалось выше, составляют поперечные профили с нанесением на них контактов различных сортов руд и пород, а также другие детали, вошедшие в сечение.

Поперечные профили  позволяют с достаточной точностью определять ЛНС, т. с. кратчайшие расстояние от заряда до поверхности откоса и нижней бровки уступа, а также фактическую величину перебура.

При отсутствии точного  определения указанных параметров при ведении буровзрывных работ, ограничении только съемкой верхней и нижней бровок уступа эффективность массовых взрывов значительно снижается.

После внесения всех фактических  и расчетных данных в проект его  окончательно оформляют, утверждают и передают на исполнение.

После взрыва блока производят детальную тахеометрическую или фотограмметрическую съемку развала и вновь образовавшейся верхней бровки уступа.

 По результатам  съемки пополняют поперечные  профили, по которым способом вертикальных параллельных сечений или с помощью объемной палетки определяют объем взорванной массы, ширину и угол развала, линию верхней бровки и угол верхней части откоса уступа, а также коэффициент разрыхления.

После  полной отгрузки взорванной горной массы блока производят съемку нижней бровки и откоса уступа.

По результатам указанной съемки представляется возможность определении  всех показателей взрыва: производительности скважины и I м ее, удельного расхода ВВ, поверхности отрыва пород по почве уступа, выхода негабарита, производительности экскаватора при отгрузке горной массы и полного объема горной (рудной) массы, полученного с данного взрыва.

Помимо широко распространенных массовых взрывов одиночных блоков в последние годы на ряде карьеров производят  так называемые групповые или каскадные взрывы.

 Применение каскадных  взрывов целесообразно, если мощные однородные по физико-механическим свойствам и качеству руды или вскрышные породы одновременно разрабатывают несколькими уступами равной высоты. Поэтому участки буровзрывных работ на  таких уступах группируют, располагая их непосредственно друг над другом, одновременно подготавливают к взрыву и практически одновременно взрывают в восходящем порядке.

Каскадные взрывы при  условии сохранения устойчивого угла откоса борта карьера и достаточной ширины самой нижней площадки группы уступов позволяют в 2—3 раза сократить ширину рабочих площадок вышележащих уступов, необходимых для размещения взорванной горной массы при взрывах одиночныхблоков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   При этом в какой-то мере сокращаются потери отбитой руды при взрыве по сравнению с одиночными блоками при ограниченной или недостаточной ширине нижних рабочих площадок.

Маркшейдерские работы по отдельным блокам при подготовке каскадного взрыва по существу не отличаются от аналогичных работ в одиночных блоках, описанных выше.

 Однако после взрыва, поскольку происходит значительный  перепуск взорванной массы с верхних уступов на нижние, а линии обрезов верхних бровок уступов оказываются закрытыми, съемку развала удобнее производить не поуступно, а всего каскада в целом.

До полной зачистки взорванной массы всех блоков количество отгруженной породы за отчетный период (месяц) в этом случае определяют по оперативному учету или по результатам пополнительной маркшейдерской съемки развала.

Рекомендуемая литература

1.стр.170-174 [3]

      2.стр.175-178[3]

3.стр.179-180[3]

4.стр.181-183 [3]

Контрольные задания  для СРС (темы 11) [1, 3,4,5,6,11]

1.Исследовать причины  искажения снимков

2.Сущность комбинированной  съемке местности

3.Изучить свойства  стереоснимков положенных в основу  сгущения опорных точек

4. Вычислить превышения  точек местности по измеренным  на снимках

 

 

1.12 Лекция «Маркшейдерские работы при строительстве породных отвалов».

План лекций:

1.Общие сведения отвалообразования;

2.Использование транспорта  при отвалооразовании;

3.Маркшейдерское обеспечение  отвалообразования.

Строительство внешних  породных отвалов заключается в  сооружении отвальных насыпей с доведением их высоты до проектной отметки, в создании фронта отвальных работ, а также в прокладке транспортных путей.

При отвалообразовании  на косогоре площадки первоначального фронта разгрузки пород в 1—2 и более уступов обеспечиваются путем проведения по соответствующим изогипсам косогора полутраншей .

 

        Отвалообразование:

а — по склону горы, б ~ с постепенным подъемом железнодорожного пути

 В зависимости от  применяемого при отвалообразовании  оборудования и средств транспорта отвальные насыпи возводят различными способами. Например, сооружение первоначальной (пионерной) насыпи может быть произведено механической лопатой пли драглайном из породы одностороннего и двустороннею резерва, т е путем проведения одной или двух траншей параллельно возводимой насыпи. При этом высота и ширина насыпи по верху зависит от параметров экскаватора.

При  непосредственном   использовании   железнодорожного транспорта возведение первоначальных  (пионерных)  и последующих насыпей до проектной высоты чаще осуществляют из привезенных пород вскрыши. Для удобства разгрузки думпкаров и черпания породы механическую лопату перемещают по отдаваемой ею выемке глубиной до 1,5 м. Драглайн, расположенный на одном уровне с железнодорожными путями, с той же целью делает приямок — бункер

Отвалообразование при автомобильном транспорте и  использовании бульдозеров заключается в подведении автодороги  к отвальному отводу и создании первоначального отвала с учетом постепенного расширения фронта разгрузки При этом наращивание отвальной насыпи до проектной высоты осуществляют или путем послойного складирования пород на  разгрузочной площадке с последующей планировкой ее бульдозером, или путем разгрузки автосамосвалов под откос при заданном подъеме насыпи        0,05—0,07, т е. до 3—4°.

До начала развития горнокапитальных и вскрышных работ на строительстве карьера или прииска, на отведенных земельных участках под породные отвалы производят детальную топографическую съемку в масштабе 1:1000 с одновременным развитием сети опорных пунктов.  При самом строительстве отвалов маркшейдерско-геодезические работы заключаются в трассировании, разбивке транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) и первоначальных насыпей  согласно  проекту, в контрольной съемке и определении объемов выполненных работ.

При разработке месторождений  открытым способом общий объем вскрышных пород, подлежащих перемещению в отвал, как правило, превышает объем добываемого при этом полезного ископаемого. Поэтому состояние и работа отвального хозяйства, представляющего собой неотъемлемую часть общего технологического комплекса предприятия — карьера, решает общую задачу повышения эффективности разработки.

На породных отвалах  выполняются следующие маркшейдерские работы:

- расчет приемной способности и фронта разгрузки породных отвалов;

- трассирование, разбивка и профилирование транспортных путей;

- периодическая планово-высотная съемка; наблюдения за деформациями породных отвалов;топографическая съемка, опробование, определение мощности и объемов удаляемого почвенного слоя на площадях, отведенных под внешние отвалы.

Под приемной способностью отвала понимают объем породы, который можно разместить на площади, отведенной под отвал.

Высота внешних породных отвалов и отдельных уступов (ярусов) в 

зависимости от условий  и рельефа местности, применяемых отвалообразователей и физико-механических свойств пород, поступающих в отвал, колеблется в широких пределах  от 8 - 15 до ,   30—50 м и более.

При железнодорожном  транспорте пород и бортовой разгрузке составов в отвальных тупиках развитие отвалов может быть кольцевым и веерным.

При различных способах отвалообразования (бульдозерном, скреперном, с применением отвальных плугов и т. д.) шаг  передвижки рельсовых путей может колебаться в значительных пределах. Общий фронт разгрузки при железнодорожном транспорте пород определяется суммарной длиной отвальных тупиков.

При автомобильном транспорте, вблизи верхней бровки отвального уступа, для тупикового разворота машин и подачи их задним ходом к пункту разгрузки (под откос или у откоса),  временные отвальные дороги расширяются в площадки. Поэтому развитие отвальных уступов и отвала в целом возможно в любом радиальном направлении, в том числе и по всему отвальному фронту.

Внутренние породные отвалы создают при разработке горизонтальных и пологопадающих пластов и пластообразных залежей полезных ископаемых В зависимости от направления перемещения вскрышных пород применяют следующие системы разработки:

с перемещением породы во внутренние отвалы без применения колесного транспорта;с непосредственной перевалкой вскрышных пород механическими лопатами и драглайнами ;с кратной экскаваторной перевалкой (с частичной переэкскавацией) вскрышных пород; с перемещением вскрышных пород в отвалы консольными отвалообразователями ;с частичным транспортированием породы на внутренние и внешние отвалы или с перемещением всей породы во внутренние отвалы колесным транспортом.

Информация о работе Мапинфо карта