Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

Ответы проективной  методики «Содержание и глубина  жизненных перспектив» 8 класс:

 а) Завтра я...: -буду учиться; - утром пойду в школу;- учусь в первую смену; -завтра пойду в школу; -я буду отдыхать; -гулять; - буду отдыхать; и играть; -я иду на тренировку; - я буду гулять и иду на бокс; - я поеду за грибами; -я пойду домой.

б) Когда я закончу школу...: -я пойду гулять; -пойду работать; -я куплю машину; -пойду на работу; - я пойду в колледж; -я поеду в лагерь; -буду учиться; -буду отдыхать; -буду работать.

в) Наступит день, когда...:  -я поеду в гости; -закончу институт; -пойду работать; -когда я накоплю много денег; -когда я закончу школу; -когда я закончу класс; - я пойду в парк; -я уеду в лагерь; -тогда будет завтра.

г) Я хочу жить, потому что...: -потому что я хочу жить; -я есть ребенок у мамы; -буду работать; - мне интересно узнать, что будет дальше; -чтобы была семья; - потому что на земле много хорошего; -потому что светит солнце; -чтобы учиться; -потому что надо образование; -потому что мама дома; -не знаю.

9 класс:

а) Завтра я…:- не хочу писать; - пойду на улицу; -прогуливаю уроки; -буду помогать в спальне; -закончу школу; -буду смотреть телевизор; -пойду в магазин; -уйду на улицу.

б) Когда я закончу школу...: - я буду работать; - буду гулять; - пойду в колледж; - я уйду в университет.

в) Наступит день, когда...: - я поженюсь; - я пойду в школу; - когда я выйду замуж; - когда я умру; -не знаю; -мы поженимся с женой; - когда придет лето.

г) Я хочу жить, потому что ...: - я человек; - не знаю; - я умираю; -потому что я веселюсь; -потому что у меня есть мама, папа, сестры и братья; - потому что у нас в семье десять человек; - радостно.

По результатам  данной методики можно сделать выводы в двух аспектах: планирование собственной жизни и наличие осознания стремления к жизни. Относительно планирования собственной жизни ответы учащихся можно сгруппировать в три группы - учеба, работа, перспектива отсутствует.

Для 41% учащихся 8-х классов эта перспектива связана с учебой, а для 59% - с праздным существованием. В этом возрасте желание работать не является значимым для учащихся. Нет ни одного ответа, который бы подтверждал связь близкой перспективы с трудовой деятельностью. По ответам учащихся 9-х классов можно констатировать, что только 10% учащихся связывают «завтра» с учебой; для 90% учащихся - основное занятие - вольное времяпрепровождение; о работе подростки не задумываются, не высказываются, не видят необходимости в повседневных обязанностях. В таблице 2.13 представлена обработка данных осмысления ближней перспективы.

 

Таблица 2.13

Результаты  осмысления ближней перспективы ( в процентах)

 

Группа

Учеба

Работа

Отсутствует

Первая

20

20

60

Вторая

10

0

90

Итого:

24

20

70


 

Обработка данных осмысления по средней перспективе (когда я закончу школу...) представлена ниже в таблице 2.14.

 

Таблица 2.14

Результаты  осмысления средней перспективы ( в процентах)

 

Группа

Учеба

Работа

Отсутствует

Первая

50

25

25

Вторая

40

0

60

Итого:

44

18

36


 

Результаты  данных осмысления по средней перспективе (когда я закончу школу...) фиксируют в этой группе ответы, где отмечается направленность на учебу, работу, досуговую деятельности, но все ответы очень обтекаемы, неопределенны (пойду работать, буду учиться, буду отдыхать). Характерно, что среди учащихся 9-х классов появились ответы «не знаю» или отказ от ответа. 40% учащихся связывали послешкольную жизнь с учебой, причем есть желание учиться в университете. Тревожно, что встречаются ответы, связанные с девиантной перспективой (пойду грабить магазин). В итоге мы отмечаем, что подростки строят свои планы на будущее.

Эти планы  оптимистичны, но не выявлено ни одного ответа, где бы указывалось конкретное, реальное видение проблемы; учащиеся не задумываются над сложностью при поступлении в училище, при трудоустройстве на работу, т.е. сама перспектива видится им как должное, как свершившийся факт.

В таблице 2.15 представлена обработка ответов по осмыслению подростками дальней перспективы

 

 

Таблица 2.15

Результаты  осмысления дальней перспективы ( в процентах)

 

Группа

Учеба

Работа

Отсутствует

Первая

30

15

55

Вторая

30

0

70

Итого:

28

8

64


 

Результаты  данных осмысления дальней перспективы (наступит день, когда...) свидетельствуют  о том, что в 9-х классах 30% учащихся связывают свое будущее просто с  уходом из школы (уйду из школы). Просматриваются  перспективы с устройством семейной жизни (20% учащихся), причем ответы однотипные - «выйду замуж, поженюсь». 30% учащихся не дали ответов. Этот факт тоже настораживает, поскольку отсутствие далекой перспективы может привести к неправильному жизненному пути. Результаты обследования показали, что представления о своем будущем для учащихся специальной школы разноплановы; в то же время, они ни у кого не связаны с работой, с необходимостью находить пути и средства к существованию, это свидетельствует о наличие иждивенческой позиции у учащихся.

По второму  аспекту - наличие осознанного стремления к жизни - мы

получили следующие результаты. Фактически, в ответах подростков не отмечено осознанного стремления к жизни. Если в 8-х классах встречались ответы, содержащие стремления к работе, к созданию семьи, то ответы учащихся 9-х классов демонстрировали в основном легкомысленность и инфантильность - «жить охота, весело жить, жизнь хороша». Такие умозаключения не позволяют строить какие-либо определенные прогнозы на будущее, ставить цели и предпринимать попытки для решения кризисных ситуаций.

Обработка результатов методики «Ценностные ориентации». Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. По содержанию выбранных ценностей можно обобщить тип ценностных ориентаций. В таблице 2.16 приведены результаты полученных данных.

 

Таблица 2.16

Показатели  ценностных ориентаций ( в процентах)

 

Места

Ценности-цели

Ценности-средства

1 место

интересная работа  67

аккуратность              53

2 место

образование             45

смелость                      47

3 место

любовь                      48

жизнерадостность      35

4 место

наличие друзей        36

образованность           30


Продолжение таблицы  2.16

 

5 место

красота природы     32

воспитанность            29


 

Данная методика направлена на выявление ценностей, которые подросток считает значимыми  для себя. Из ценностей-целей (терминальные ценности) подростки отдают предпочтение интересной работе (67% учащихся), образование и любовь представляют равнозначность для 48% учащихся. Третья часть всех респондентов выбрали для себя как наличие друзей (36% учащихся), так и красоту природы (32% учащихся). Совсем не значимы такие ценности как творчество, общественная активность, общественное признание, свобода, т.е. то, что относится к общественному и гедонистическому типу ценностей. Выбранный список подчеркивает семейно-бытовую направленность и профессионально-творческую. В соответствии с выбранными терминальными ценностями определяется главная цель существования - бытовая направленность.

Относительно инструментальных ценностей полученные результаты

свидетельствуют о важности аккуратности для 53% учащихся и образованности для 30%учащихся - это ценности дела. Выделены такие ценности как смелость (47% учащихся), жизнерадостность (35%) - это ценности самоутверждения. Подростки не оценивают волю, исполнительность, отсутствуют запросы, терпимость. Этические ценности, ценности принятия других не значимы для детей с умственной отсталостью.

Таким образом, мы выделили определенные ценности, значимые для подростка с умственной отсталостью. В первую очередь важно то, что выявлена дифференциация ценностей, и каждая из них была представлена учащимся. В тоже время, выделена значительная ограниченность выбора ценностей, недостаточность критической осмысленности каждой из них.

Обработка результатов опросника « Деловое общение ». Подсчитывается количественное соотношение положительных, отрицательных ответов по каждому классу. Определяется уровень осведомленности детей в социальной и бытовой ориентировке.

Содержание  опросника «Деловое общение».

а) По какому номеру телефона вызывается скорая помощь? Какая первая помощь при травмах, при отравлении? Куда надо обращаться в этих случаях? Для чего выписывают рецепты?

б) Что ты знаешь о службе занятости населения? Какие документы необходимо иметь при трудоустройстве на работу? Где и как покупают билеты на поезд, самолеты и междугородние автобусы?

в) Какие продукты необходимо купить, чтобы можно было приготовить обед для семьи из трех человек, если тебе дали тысяча тенге? 2. Из чего складывается семейный бюджет? Что обозначают слова «аванс, зарплата, премия, отпускные»? Какие покупки можно планировать в соответствии с этим? Какие виды магазинов ты знаешь? Какая разница между магазином и рынком? Что обозначают слова «покупать в кредит»?

В таблице 2.17 приведены результаты опросника «Деловое общение».

 

Таблица 2.17

Результаты  опросника «Деловое общение» ( в процентах)

 

Ответ

Группа

Бытовая ориентировка

Социальная ориентировка

знаю

не знаю

знаю

не знаю

Первая

21

79

9

91

Вторая

25

75

10

90

Итого:

21

79

7

93


 

Социально - бытовая ориентировка является важным показателем социализированности подростка. Результаты опросника «Деловое общение» показывают, что у подростка возникают большие проблемы как в бытовой, так и в социальной ориентировке. Общее число положительных ответов по бытовой ориентировке составило всего 21% учащихся, а в социальной ориентировке только 7% учащихся владели элементарной информацией. У подростка выявлены минимальные представления по вопросам трудоустройства, часто не знают к кому обращаться при приеме на работу (к тетеньке), не имеют понятия о службе занятости населения. Вопросы экономики и торговли оказались мало знакомыми для выпускников: нет объяснения понятиям «кредит, аванс, отпускные и пр.», соответственно не могут спланировать свои покупки на будущее. В итоге мы не получили полных, обоснованных ответов на наши вопросы по СБО. Причины затруднений мы связываем с особенностями психофизического развития, прежде всего; значительно ограниченными возможностями общения с окружающим миром, со взрослыми, со сверстниками, отсутствием мотивации общения и достижения результатов. Социально-бытовая ориентировка непосредственно связана с формированием правильного понимания своего места в социальной среде, формированием жизненных материальных и духовных потребностей.

В соответствии с теоретическими представлениями  по проблеме социализации личности были указаны факторы социализации личности. Такой теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выделить на основе факторов социализации три концентра. В понятие «концентр» мы вкладываем своеобразное сочетание проявлений, близких по взаимодействию в структуре личности; эти концентры обозначены как микроконцентр, мезо- концентр и макроконцентр. Для каждого   концентра   были определены соответствующие

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента