Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
показатели. Показатели выраженности каждого концентра свидетельствуют
об уровне социализированности детей с умственной отсталостью.
1) Микроконцентр («Я как самоценность») - самооценка, структура мотивации, представления о смысле жизни.
2) Мезоконцентр («Я и ты») - адаптивность (согласованность личности со средой: сверстниками и взрослыми); позитивность (доброжелательность) отношений учащегося к окружающим.
3) Макроконцентр («Я и мир») - содержание и глубина жизненных перспектив, отношение к профессиональному самоопределению, представления детей о социальных институтах и правовых знаниях.
В ходе констатирующего эксперимента выявлены значения показателей,
соответствующие определенным концентрам социализированности детей с умственной отсталостью: различный уровень самооценки от завышенного у учащихся 8-х классов до заниженного, характерного для учащихся 9-х классов; определили особенности структуры мотивации достижения и мотивации отношения. Каждая из этих структур представлена комплексом составляющих. Своеобразие мотивации заметно проявляется в представлениях о смысле жизни, таких компонентах как «Я хозяин жизни», «наличие жизненных целей и планов». Выше перечисленные показатели микроконцентра взаимосвязаны с такими особенностями, как позитивное отношение к окружающему, уровень дезадаптации и наличие фрустрации. Эти показатели составляют критерии социализированности на уровне мезоконцентра, т.е. результаты выполненных методик указывают на очевидность в затруднении межличностных контактов, на значительные преграды при столкновении с неожиданными ситуациями, растерянность, беспомощность, инфантильность. Своеобразие проявления поведенческих реакций подчеркивают значительную способность проявления дезадаптив- ных форм поведения, это приводит к проявлению конфликтности личности, неумению разумного разрешения проблем, нарушает микроклимат и разрушает или делает невозможным установление деловых контактов; такая способность так необходима в будущем в условиях конкурентности, особенно при профессиональном самоопределении. Все выявленные отпечатки взаимодействия на мезоконцентре зеркально отражаются на своеобразии социализированности подростка на макроконцентре. Значительное сужение интересов в профессиональном ориентировании, минимальная осведомленность о социальных институтах, неумение адекватно проявить ориентацию в правовых вопросах - все это настораживает и требует целенаправленного психолого- педагогического воздействия.
Таким образом,
располагая показателями, значимыми
для адекватной, полноценной
2.3 Обучающий эксперимент
Опытно-экспериментальная работа на следующем этапе исследования строилась на основе теоретических положений и результатов экспериментальных данных, рассмотренных ранее. Изучение практики работы специальной школы подвело нас к постановке задач на данном этапе исследования.
1) Разработать усовершенствованную программу коррекционных занятий по уроку «Социально-бытовая ориентировка» на основе социокультурного подхода, предполагающего развитие адекватной самооценки у учащихся, позитивного межличностного общения и формирование диспозиции, ориентированной на осмысление личностной значимости детей с умственной отсталостью.
2) Проверить эффективность предложенной программы.
В комплексной работе по социализации детей с умственной отсталостью педагогическая работа занимает значительное место. Она выступает и как необходимый компонент на различных этапах воспитания, и в различных видах реабилитационной работы и как особая социально- педагогическая деятельность. Программа социально-педагогической деятельности в специальном образовании разрабатывается с учетом эталонов организационных форм социальной среды, которые являются значимыми для человека определенного возраста независимо от уровня его физического или психического развития, наличия или отсутствия имеющихся нарушений. Для ребенка школьного возраста такими эталонами является семья, школа, спортивные секции, кружки в дворовых клубах.
Социально-педагогическая деятельность рассматривается как комплекс разнообразных образовательных технологий, применяемых в конкретной микросреде для восстановления социальных отношений личности в условиях ограничения возможностей. Вслед за Л.А. Аксеновой [4] мы опирались при разработке усовершенствованной программы урока СБО на следующие принципы:
1) Принцип социокультурного подхода к человеку с ограниченными возможностями как субъекту социализации. Данный принцип определяет ценностную ориентацию социально-педагогической деятельности, включающую в себя следующие позиции:
а) человек с ограниченными возможностями сам по себе не может быть источником проблем и трудностей: их создает инвалидность;
б) инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей;
в) для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, необходимо использовать все доступные средства и резервы общества;
г) объем личностно ориентированной помощи зависит от степени ограничения возможности и от конкретной ситуации.
2) Принцип обеспечения качества жизни, показателями которого являются комплекс факторов, определяющих качество жизни любого человека, независимо от ограничений здоровья, трудностей социализации, наличия инвалидности. Этими основными факторами являются:
а) здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);
б) материальное благосостояние;
в) работа, творчество (практическая готовность к бытовому и производственному труду, наличие хобби);
г) отношения с близкими людьми (умение поддерживать родственные отношения: частота и характер общения, добровольность и самостоятельность
контактов);
д) безопасность (знание и выполнение норм безопасности в различных общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);
е) непосредственная включенность в сообщество (осознание собственной социальной роли, готовность ее выполнять в общении и взаимодействии с разными группами людей);
ж) эмоциональное здоровье (понимание собственных ощущений, чувств и эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их вербальными и невербальными способами).
В плане реализации принципов социокультурного подхода к человеку-
инвалиду и обеспечения
До недавнего времени привитие учащимся жизненно необходимых навыков и умений осуществлялось, в основном, в различных формах воспитательной работы. Отсутствие четкой программы не давало возможности утверждать, что эта работа проводится в полном объеме и во всех школах на должном уровне. Совершенствование условий жизни людей, достижения науки и техники, усиление потока информации обусловили необходимость введения в учебный план школы системы специальных коррекционных занятий. В учебные планы вводится новый предмет «Социально- бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий. Содержание специальных коррекционных занятий по данному уроку отличает их практическая направленность, в ходе которой учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, у них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Усваиваются навыки ухода за одеждой и обувью. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении.
Программа по социально-бытовой ориентировке предусматривает
широкое использование разнообразных межпредметных связей: с уроками развития речи, где учащиеся знакомятся с образцами деловых бумаг; с математикой - составляют бюджет; с уроками истории, где знакомятся с правилами разрешения трудовых споров. На уроках профессионально- трудового обучения охрана и гигиена труда изучаются практически и специально рассматриваются отдельные положения законодательства об охране и условиях труда.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных презентаций, слайдов. К перечисленным формам работы можно добавить один из наиболее применяемых в специальной школе - это моделирование реальных ситуаций. Эта форма работы раскрыта в исследованиях Н.П. Павловой, автора существующей программы. Моделирование реальных ситуаций - это воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Моделирование реальных ситуаций позволяет расширять и закреплять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей и дает большой положительный эффект в том случае, если разыгрыванию будет предшествовать большая подготовительная работа, а затем со стороны учителя осуществлено внимательное руководство игрой. Анализ урока СБО, предложенный в «Программе» [45], подводит нас к следующему выводу.
Программа урока СБО, внедренная в систему обучения специальной школы, соответствует социально-экономической ситуации времени, когда не требовалась активность личности в решении жизненных проблем. Программа курса предусматривает, в основном, бытовую ориентировку, которая определена соответствующей тематикой разделов, оставляя без должного внимания социальную ориентировку - в своих возможностях, в жизненных планах, в умении установления социальных контактов и проявлении мобильности. Структура занятия равнозначна любому уроку и предусматривает определенную тему, цель, в основном познавательную, использует стандартные формы сообщения учебного материала, и определяет объем умений и навыков по каждому году обучения. Таким образом, мы констатируем следующее.
Урок «Социально-бытовая ориентировка» имеет традиционную зна- ниецентристскую, а не личностную ориентацию. Он нацелен на передачу знаний о социуме и формирование практических, бытовых навыков жизнедеятельности, но не решает вопросов формирования концепции личности, ее отношения к тому социуму, в которое ей придется вступить. На наш взгляд, данный курс должен стать частью более широкой социально- педагогической программы; в этой программе мы опираемся на социокультурный подход, предусматривающий три концентра социализированности микроконцентр, мезоконцентр и макроконцентр. Внутри концентра каждая отдельная система, структура, звено имеют свои ресурсные возможности, важно выявить эти ресурсы и направить в определенное русло.
Предложенный педагогический потенциал технологии социализации
подростка с умственной отсталостью на основе урока СБО определяется тремя направлениями работы:
- усовершенствование содержания занятий уроков СБО на основе формирования социально-психологической диспозиции;
- психологическая коррекция развития социальных качеств личности подростка с умственной отсталостью, осуществляемая школьным психологом;
- дополнительное направление работы, способствующее формированию социальной субъектности учащегося.
В разработке и реализации первого направления в содержании программы рассматриваются три концентра социализированности: микроконцентр,
мезоконцентр и макроконцентр.
В рамках микроконцентра сам подросток рассматривается как система. Для эффективности процесса социализации важно, чтобы подросток научился осознавать себя, чтобы он не только узнавал о своих человеческих возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками. При этом появляется возможность включения компенсаторных механизмов самого организма ребенка. Основная цель данного концентра - помочь ребенку в осознании своей субъектности.
Для мезоконцентра характерно, что нетипичный подросток рассматривается в рамках социального окружения, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. Самостоятельно значимое место в процессе социализации занимают сверстники. Детское общество является источником информации о социальной действительности. Оно является школой формирования социальных чувств и личностных качеств. Здесь важно выявить значение для ребенка каждой из этих структур, скоординировать деятельность различных систем, чтобы они могли более плодотворно оказывать воздействие на ребенка с целью его включения, интеграции в жизнь социума. Основная цель данного концентра - развитие коммуникативных навыков у ребенка и его взаимосвязь с другими членами общества, организация содержательной деятельности.
В рамках макроконцентра
мы рассматриваем ребенка в
Таким образом, урок СБО рассматривается в данной психолого- педагогической программе как системообразующая организационно-структурная единица, в которой целенаправленно формируется в рамках каждого из указанных контекстов социально-психологические диспозиции, т.е. определенное отношение субъекта к выполняемой роли, к усваиваемому материалу (таблица 2.18).
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента