Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
8) Проективная
методика «Незаконченные
Цель. Выяснить
направленно отношение
Процедура обследования. Испытуемому предлагается продолжить предложения:
а) Завтра я...
б) Когда я закончу школу ...
в) Наступит день, когда...
г) Я хочу жить, потому что...
9) Методика
«Ценностные ориентации» (М.
Цель. Провести диагностику ценностей-целей и ценностей-средств, ведущих к достижению предпочитаемых целей.
Процедура обследования. Испытуемому предъявляется два списка ценностей, которые он должен проанализировать по степени значимости для себя. Для этого необходимо распределить карточки с написанными ценностями по местам: на первом месте поставить самую значимую, на последнем - наименее значимую ценность.
10) Опросник «Деловое общение».
Цель. Выявить
уровень социально-бытовой
Процедура обследования. На основании разделов урока СБО разработан опросник, который включает вопросы по некоторым разделам урока. Содержание ответов предполагает знание детей по тематике уроков и умение ориентироваться в жизненных ситуациях.
2.2 Анализ
результатов констатирующего
При проведении диагностического исследования были получены следующие результаты: у одних детей проявлялся интерес к работе, другие были безразличны, третьи работали потому, что это была установка со стороны
учителя или воспитателя («надо работать»), были дети, которые работали
только в силу подражания своим сверстникам.
Первоначальная инструкция по определению показателя по параметру роста (низкий - высокий) не вызывала затруднений в понимании значения и выполнялась детьми практически самостоятельно. Подростки все инструкции воспринимали правильно, выполнение их не вызывало затруднений и раздумывания.
Последующие качества, социальные (ум, доброта, смелость и пр.), требовали участия со стороны взрослого, объем вмешательства дифференцировался возрастом ребенка и тяжестью его дефекта. Это проявлялось в разъяснении значения определенного качества для учеников 9 класса, давалось содержание этого качества через реальную жизненную ситуацию. Мы отмечаем низкую обдуманность ответов, некритичность, простоту фиксации, иногда стереотипность. Некоторые дети ставили отметки на своих бланках чисто автоматически, т.е. оценка своих качеств и мнение окружающих не совсем осознавалось детьми.
Обработка результатов полученных данных методики «Тест « самооценка» представлена в следующем виде (таблица 2).
Таблица 2
Уровень самооценки подростков с умственной отсталостью (в процентах)
Уровень группа |
Адекватный |
Заниженный |
Завышенный |
Первая типологическая |
63 |
0 |
37 |
Вторая типологическая |
50 |
30 |
20 |
Итого в среднем |
53 |
10 |
37 |
В самом характере выполнения у учащихся отмечалась замедленность, подростки иногда пытались отойти от ответа, заменить свои действия просто словами «не знаю», требовалась стимуляция к деятельности. Характер деятельности отмечался у учащихся и во внешних проявлениях: они были беспокойны, не допускали присутствия во время обследования взрослых, тем более сверстников, некоторые контролировали реакцию исследователя, пытались переправить свои показатели.
Изучение личных дел ребенка, а именно заключений ПМПК, давало возможность выявить зависимость качества самооценки от тяжести дефекта. Дети с осложненной формой олигофрении менее критичны к себе. Для них важен сам процесс - поставить крестик, т.е. говорить о каком-то уровне самооценки в данном случае не приходилось. Отчетливо прослеживается возрастная динамика уровня самооценки. Если в 8-х классах (14-15 лет) у половины учащихся наблюдается завышенная самооценка и практически отсутствует заниженная, то в 9-х классах треть учащихся (30%) занижают оценки себе; удельный вес заниженных оценок снижается вдвое. Данная динамика говорит, с одной стороны, о формировании с возрастом оценочных способностей детей—олигофренов (самокритичности); с другой стороны, - о появлении в результате отрицательного социального опыта самооценочной тревожности у каждого третьего учащегося 9-х классов (16-17 лет).
Мы определили результаты самооценки социальных качеств.
Прослеживая
оценочные суждения социальных качеств,
мы отмечаем чрезвычайно малую
Таблица 2.1
Уровень самооценки социальных качеств (завышенный) (в процентах)
Качества |
Первая типологическая группа |
Вторая типологическая группа |
итого |
Ум |
70 |
55 |
75 |
Доброта |
70 |
70 |
70 |
Везение |
70 |
75 |
72 |
Счастье |
80 |
70 |
80 |
Любовь |
75 |
72 |
82 |
Продолжение таблицы 2.1
Смелость |
65 |
72 |
71 |
Благополучие |
70 |
75 |
75 |
Обработка результатов методики « Представления об осмысленности
жизни».
Обработка результатов представляет подсчет суммы баллов по ряду показателей. Это «индекс осмысленности жизни, «переживание полноты бытия», «наличие жизненных планов и интересов», «я - хозяин жизни». В таблице 2.3 представлены полученные данные.
Таблица 2.3
Показатель переживания полноты бытия ( в процентах)
Уровень группа |
Низкий (2.9 балла) |
Средний(3-4.4 балла) |
Высокий(4.5-5 баллов) |
Первая типолог. |
15 |
85 |
0 |
Вторая типолог. |
30 |
60 |
10 |
Итого: |
15 |
77 |
9 |
Компонент «переживание полноты бытия» включает как «узкое», так и «широкое» переживание бытия. Узкое переживание - это повседневные обязанности, учеба, свободное время.
Переживание полноты бытия в широком смысле (смысл жизни, ее наполненность, интерес, новизна) оценивается диффузно. Для учащихся 8- х классов нет выбора показателей, которые определяли сомнение, рассуждение по жизненному вопросу. Среди учащихся данного возраста низкий уровень переживания полноты бытия отсутствует вообще и равен 0. К 9- ому классу этот уровень характерен для 30% учащихся, т.е. к данному возрасту проявляется тенденция к переживанию, причем, подростки отмечали свою ненужность, отсутствие разнообразия в жизни, свободное время у них менее заполнено интересными делами.
При ответах часто выбирался средний балл «3», что подтверждает сомнительность, значимость, тревожность данной проблемы для подростка. Анализ данных показал, что происходит динамика роста к 16-17 годам. Отсутствие низкого уровня переживания полноты бытия проявляется к 9-ому классу у 30% учащихся, для 7% учащихся снижается высокий уровень, для 60% учащихся этот параметр небезразличен.
Таким образом, результаты компонента «переживание полноты бытия» свидетельствуют о неоднозначности позиции подростка, о проявлении беспокойства перед реалиями предстоящей самостоятельной жизни.
В таблице 2.4 представлены результаты параметра о наличии жизненных целей и планов.
Таблица 2.4
Показатель наличия жизненных целей и планов (в процентах)
Уровень группа |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Первая |
0 |
100 |
0 |
Вторая |
50 |
40 |
10 |
Итого: |
50 |
72 |
6 |
Знание этого компонента раскрывает содержание и наличие жизненных целей и планов у подростка с умственной отсталостью: имеются ли вообще жизненные планы, есть ли цель в жизни, содержание постшкольной деятельности, раскрывается отношение подростка к самоопределению в жизни. Количественная обработка данных показала, что для большинства учащихся (до 72%) характерен средний уровень наличия жизненных целей и планов, для 50% учащихся очень низко определены свои планы на будущее, лишь для 6% учащихся (усредненный показатель) цели и планы на будущее определены более конкретно. Выбор баллов по показателям данного компонента чаще всего определялся цифрой «3». Это свидетельствует о том, что учащиеся испытывали трудности, сомнения при ответе или, наоборот, отказывались продумать свой ответ. Цели на будущее определялись, в основном, учебой и работой. Заметно увеличивается количество учащихся к 9-ому классу (до 50%), для которых наличие жизненных планов снижается. Это подтверждает выбор ответов: не могу понять для чего живу, в жизни ничего не добился.
Таким образом, подросток в 16-17 лет не видит смысла своего существования, перспективы размытые, общие, неопределенные. Недостаточность социального опыта, дефицит социального общения выпускников специального коррекционного учреждения отрицательно сказывается на формировании у них жизненных целей и планов. Данный компонент методики позволяет еще раз убедиться в наличии социально иждивенческой позиции подростка, что часто можно объяснить спецификой личностного развития и социальной изоляцией.
В таблице 2.5 представлены результаты параметра «я - хозяин жизни»
Таблица 2.5
Показатели параметра «я - хозяин жизни» ( в процентах)
Уровень группа |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Первая |
25 |
75 |
0 |
Вторая |
40 |
30 |
30 |
Итого: |
23 |
60 |
30 |
Содержание
данного компонента показывает отношение
подростка к своим
Показатели результатов компонента «я - хозяин своей жизни» складывались, в основном, из нейтрально выбранных баллов. Самое адекватно выбираемое положение - ответственное отношение к своим обязанностям. Все учащиеся выбирали наивысший балл по этому пункту. Это объясняется хорошо поставленной воспитательной работой в данном учреждении. Причину такого равнодушия к жизни и безысходности перед будущим мы видим в ограниченности жизненных контактов, в отсутствии волевых установок, в слабо сформированной мотивационной деятельности. В таблице 2.6 представлены результаты итогового показателя данной методики.
Таблица 2. 6
Показатели индекса осмысленности жизни ( в процентах)
Уровень группа |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Первая |
15 |
85 |
0 |
Вторая |
10 |
90 |
0 |
Итого |
11 |
86 |
0 |
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента