Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

 

Суммируя  показатели всех выше рассмотренных  компонентов, мы определили индекс осмысленности жизни (ИОЖ) учащихся коррекционного учреждения « Вспомогательной школы № 21).

В итоге, у 11% учащихся отмечено, что ИОЖ находится  на низком уровне. У основной части (86% учащихся) ИОЖ находится на среднем  уровне, этому соответствует нейтральность  при ответах: неумение или нежелание  разбираться в жизненных ситуациях, определять свою жизненную позицию, намечать цели в своей дальнейшей жизни, умение ориентироваться и полагаться на свои собственные силы при решении различных проблем. Далекая перспектива осмысленности жизни вызывает неопределенность, растерянность неадекватность суждений. Просматривается возрастная динамика ИОЖ. Так, среди учащихся 8-х классов выделяются все три уровня ИОЖ, причем примерно у равного количества отмечен как низкий, так и высокий уровень осмысленности жизни (по 8% учащихся). К 16-17 годам просматривается более конкретное понимание перспектив своей жизни, для этого возраста не выделен высокий показатель уровня осмысленности жизни (0% учащихся), для 10% учащихся определен низкий уровень, а для основной части (до 90% учащихся) - средний, нейтральный уровень данного показателя.

Обработка результатов методики «Структура мотивации». Пользуясь ключом методики, мы подсчитываем суммарный балл указанных мотивов; выстраиваем графики жизненной

мотивации на каждого респондента  и подсчитываем в процентном отношении выраженность каждого мотива по классам.

По проведенной  нами методике жизненная мотивация  подростка определяется размышлениями, которые определяются дальше содержанием структуры мотивации, а именно мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО).

Мотивацию достижения определяют содержание следующих мотивов: познавательный, состязательный, мотив  достижения успеха, внутренний мотив, мотив означения результатов и сложности заданий. Содержание этих мотивов дают информативную картину достижений, начиная с простого, доступного в плане изучения и, заканчивая мотивом, который достаточно трудно выявить в личности подростка. В таблице 2.7 приведен анализ полученных данных.

 

Таблица 2.7

Показатели  методики «Структура мотивации» (мотивация  достижения)

( в процентах)

 

 

Уровень мотивов

Первая типологическая группа

Вторая типологическая группа

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Познавательный

36

    16

        48

40

20

40

2

Состязательный

75

    25

        0

60

30

10

3

Достижения успеха

36

    62

        12

20

50

30

4

Внутренний

28

    36

       36

40

50

10

5

Означения результатов

50

    25

       25

80

20

0

6

Сложности заданий

63

    25

       12

90

10

0


 

Диагностические тесты познавательного мотива определяют насколько интересны выполняемые задания, отмечается ли желание у ученика узнать границы своих собственных возможностей.

Немного больше половины всех учащихся (58%) считают  этот мотив важным для себя. Незначительная динамика прослеживается и по классам: К девятому классу фактически не изменяется показатель по высокому уровню и равен 40%. В то же время на 10% снижается низкий уровень познавательного мотива по сравнению с показателями по восьмому классу (соответственно 40% и 50%). Увеличивается показатель по среднему уровню примерно в два с половиной раза (8% и 20%), т.е. к 16-17 годам подростки не пренебрегают значимостью познавательного мотива для достижения цели, хотя и не придают ему большой важности.

Для учащихся 8-х классов не выделен показатель высокого уровня этого мотива. Сравнивая показатели по низкому уровню данного мотива с познавательным мотивом, мы отмечаем значительную разницу между ними - 50% ,т.е. для такого количества подростков состязательный мотив не характерен в деятельности вообще.

Мотив достижения успеха показывает желание подростка  превзойти свой уровень достижения, стремление выполнить более трудные  задания, определяет уровень притязания. Количественная обработка данных показывает, что этот мотив достаточно значим в структуре мотивации подростка по сравнению с другими мотивами. Для 62% учащихся он характерен в деятельности, хотя показатели по классам очень неоднозначны. Отмечается динамика по всем уровням этого мотива. Примерно в три раза снижается показатель по низкому уровню с 58% в 8-ом классе до 20% в 9-ом классе. В два раза увеличивается значимость этого мотива для подростка к 16 годам. Происходит постепенная переориентация личности, помимо познавательного мотива формируются и другие структуры мотивации деятельности. Мотив достижения успеха проявляется у подростка с умственной отсталостью и это говорит об имеющихся потенциальных его возможностях к предстоящей самостоятельной деятельности, хотя не на таком высоком уровне, как это необходимо в этом возрасте.

Содержание  внутреннего мотива определяется такими тестами как «работа захватила  меня; чем дольше работаешь, тем становится интереснее; исследование надоело», содержит как положительную, так и отрицательную  характеристику отношения к деятельности. Обработка данных показала, что это  мотив малозначим в деятельности учащихся (до 40%) как в 14, так и в 17 лет. Это подчеркивает незначительное наличие интересов у данной категории подростков, отсутствие желания узнать новое, подчеркивает пассивность деятельности.

В содержание мотива означения результатов автор  методики включает позицию исследуемого относительно целесообразности работы: работа имеет для кого-то определенное значение; напрасно выполняю эту работу. Количественная обработка данных показывает, что для основного количества подростков этот мотив не значим в деятельности, для 59% учащихся показатель определен низким уровнем. Отмечается достаточное снижение показателя по всем уровням к девятому классу. Если в 14 лет подросток проявляет незначительную заинтересованность в выполнении деятельности (58% низкий уровень), то к 17 годам на 20% учащихся становится больше, которые не

видят смысла своей работы, не придают  ей определенного положительного значения. К этому возрасту отсутствует  показатель высокого уровня данного  мотива (0%), хотя в 8-ом классе он был характерен для 36% учащихся. Такая отрицательная динамика объясняется вышеуказанными характеристиками личностного развития подростка. Мы определяли своеобразие, которое проявляется в заниженной самооценке в 16-17 лет, вероятно, этим объясняется показатели мотива означения результатов. Такие особенности отражаются на всей деятельности подростка - его безучастность ко всему происходящему, отстранение от поручений и обязанностей, халатность по отношению к выполнению.

Мотив сложности  заданий - субъективная оценка сложности  заданий - фактически не просматривается  в мотивации достижения. 96% всех учащихся не пытаются преодолеть сложности заданий, не адекватно оценивают свои возможности при выполнении заданий. Отмечается отрицательная динамика по всем уровням этого мотива аналогично предыдущему. 90% учащихся 9-х классов формально подходят к оценке предстоящей деятельности, хотя в 8-ом классе четвертая часть учащихся (25%) и дают оценку выполняемому заданию. Для подростка в 16-17 лет не характерно выделение данного мотива (0%). Такие показатели очень беспокоят, они подчеркивают бесперспективность в решении жизненных проблем, неумение и нежелание задумываться о будущем, о предстоящих в самостоятельной жизни сложностях и о возможностях оценивать свои результаты деятельности.

Данный аспект методики «Структура мотивации» позволяет  сделать вывод о своеобразии  мотивации достижения, которая отмечается в размышлениях о жизненных мотивах. Значительной помехой социализированности наших респондентов является практически отсутствие мотивов внутреннего плана - мотив означения результатов, сложности заданий, внутренний мотив. Мы констатируем, насколько зависимы подростки от внешнего воздействия, им свойственна позиция ведомого. Подростку трудно адаптироваться, включиться в самостоятельную деятельность, так как ярко проявляется его безволие, отсутствие целеустремленности, неумение оценить свои возможности, адекватно соотнести свои интересы с потребностями общества. В таблице 2.8 представлены результаты второго аспекта данной методики.

Рассмотрим  структуру, содержание и полученные данные второго аспекта структуры мотивации, а именно мотивацию отношения (МО). Она определяется содержанием следующих мотивов: мотив инициации, мотив са- мооценки волевого усилия, мотив самомобилизации, самооценка личностного потенциала, личностное осмысление работы, позитивного личностного ожидания. Все они опираются на  определенные  показатели       личностного

развития.

 

Таблица 2.8

Показатели  методики «Структура мотивации» ( в процентах)

 

 

Уровень

мотивов

Первая типологическая группа

Вторая типологическая группа

Низкий

Средний

Высокий

  Низкий

  Средний

Высокий

1

Инициации

52

38

12

90

10

0

2

Самооценки волевого усилия

52

38

12

80

10

10

3

Самомобилизации

12

52

38

90

10

10

4

Самооценка личностного потенциала

25

50

25

80

10

10

5

Личностное осмысление работы

37

37

26

70

30

20

6

Позитивное личностное ожидание

25

38

36

60

30

10


 

Мотив инициации  позволяет выявить насколько  респондент может сам выбирать задания  при выполнении работы, отмечает свою независимость в выборе или, наоборот, отмечает свое подчинение. Мы констатируем, что для 70% учащихся этот мотив находится  на низком уровне. Это самый низкий из средних показателей по всем мотивам МО. Данные фиксируют снижение этого мотива к 17 годам, на 20% больше учащихся показывают низкий уровень, а высокий уровень не проявляется совсем. Только 10% подростков этого возраста способны проявить незначительную независимость при выборе работы. Для 14 лет отмечается более обнадеживающая картина. Хотя и здесь не выявлено высокого уровня по показателям, но треть учащихся (33%) указывают на способность проявить инициативу. Такую диспропорцию в возрастной периодизации мы объясняем возрастанием иждивенческой позиции, нежеланием позаботиться о себе и недооценкой своих возможностей.

Мотив самооценки волевого усилия позволяет проследить уровень волевых качеств, который свойственен подростку, его критичность по отношению к своей работоспособности. Только 10% респондентов стремятся проявить свои волевые усилия в этом возрасте, лишь на 2% больше, чем количество учащихся в 8-ом классе. Такая регрессирующая динамика свидетельствует о возрастании иждивенческой позиции подростка при интеллектуальной недостаточности, обо всех возрастающих потребительских способностях и об отсутствии проекции на будущее.

Мотив самомобилизации  фиксирует способность подростка  включаться в деятельность для получения определенного результата, его отношение к достижению результата, критичность к самому себе. Дается определение таких формулировок: не хочу выкладываться в этой работе, задания выполнять не трудно. Средние данные свидетельствуют, что для 53% учащихся этот мотив как-то значим по отношению к выполнению деятельности. Просматривается на каждом возрастном этапе снижение показателей. Если в 14 лет у одной трети учащихся отмечается желание получить результаты работы, то к 17 годам лишь у десятой части учащихся отмечен этом мотив на высоком уровне, т.е. только 10% подростков проявляют желание отнестись к деятельности. Все остальные очень пассивны в стремлении мобилизовать себя на деятельность, отмечается, уход от деятельности, безразличие. Подросток не проявляет должной ответственности, активности, инициативы, налицо отсутствие тех качеств, которые необходимы в самостоятельной жизни, которые способствуют достижению жизненных перспектив, т.е. являются определенными показателями социализированности.

Самооценка  личностного потенциала дает представление  об отношении подростка к своим возможностям, определяет насколько он чувствует уровень своих сил при выполнении задания. Показатели этого мотива дублируют уровни мотива самомобилизации волевого усилия. Мы не выявили специфики, особенностей, отмечается сходная динамика развития, поэтому нет необходимости повторяться в анализе.

Мотив личностного  осмысления работы располагает информацией  о смысле работы для подростка, определяет случайность - не случайность достижения результата. Мотив личностного осмысления работы претерпевает отрицательную динамику и проявляется в характерных особенностях личностного развития, что непременно сказывается на трудностях процесса социализации подростка.

В отличие  от выше рассмотренных мотивов МО специфично просматривается мотив позитивного личностного ожидания, при котором динамика показателей является наиболее просматриваемой в положительном плане. Наполняемость этого мотива определяется верой подростка в определенный успех в работе, в результативность своей деятельности, наличием- отсутствием ошибок в работе. Усредненный показатель свидетельствует о том, что только для половины учащихся этот мотив малозначим. Данные фиксируют, что по мере взросления у подростка отмечается динамика данного мотива. Уменьшается показатель по низкому уровню с 76% до 60% учащихся; незначительно, но увеличивается количество подростков, для которых становится значимым фиксация на результат (на 2%). Для 40% подростков 17-18 лет отмечается определенная вера в успех, в получении положительных результатов от своей работы. Данные этого мотива противопоставлены результатам всех предшествующих, такая специфика указывает на возможности проявления положительного, говорит о потребностях подростка в ситуациях успеха.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента