Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

Данная таблица  показывает, как личностные социально- психологические диспозиции формируют  социальную субъектность личности на уровне названных концентров.

Так, для  микроконцентра диспозиция определяет осознание собственной ценности учащегося к своему здоровью, выражение индивидуальности своем внешнем виде, в необходимых покупках, финансовых возможностях, анализируются нормы поведения при трудоустройстве, в кругу семьи и пр.

Для мезоконцентра  формируемая диспозиция расширяется, происходит углубление общения, децентрация; расширение общения понимается как умножение контактов учащихся с другими людьми через различные виды деятельности. Формируемая диспозиция затрагивает вопросы соответствия различным социальным ролям, культуры общения в обществе. Мы отмечаем формирование отношения к выбору профессии, взаимоотношений с партнерами по деловому общению, в семейном окружении, определяются культурные нормы поведения в различных общественных местах.

Макроконцентр расширяет «каталог деятельности», т.е. происходит освоение новых видов деятельности и социальных институтов. Мы подчеркиваем важность в формировании у учащихся ценностного отношения к социальным традициям и социальным институтам: здоровому образу жизни как основе успеха в жизни человека; отношение к семье как социальному институту; отмечается необходимость формирования позиции пользователя сферой бытовых услуг, службы общественного питания. Осведомленность о службе занятости населения, о медицинской службе, о транспортных средствах и прочее.

 

Таблица 2.18

Содержание  занятий по СБО на основе концентров социализированности

 

Концентры

Формируемая социально-психологическая  диспозиция

Макроконцентр

1) Здоровый образ жизни как основа  успеха в жизни человека

2) Пользователь услугами  сферы бытового обслуживания

3) Семья как социальное  окружение

4) Традиции культурного  поведения в современном обществе

Мезоконцентр

1) Стиль одежды людей разных  социальных ролей

2) Социальная роль - я - хозяин, я принимаю гостей

3) Основы семейного очага

4) Культура общения юноши  и девушки

5) Выбор профессии

6) Уход за больным

7) Культура поведения  в транспорте

8) Семейный бюджет


 

Продолжение таблицы 2.18

 

Микроконцентр

1) Ценностное отношение к своему  здоровью

2) Одежда, обувь, внешний  вид - средство выражения индивидуальности

3) Рациональное питание  - залог моего здоровья

4) Я помощник маме

5) Я в профессии

6) Забота о здоровье  в моих руках

7) Мои финансовые возможности


 

Таким образом, выделенные нами концентры социализированности  позволяют формировать определенную социально-психологическую диспозицию по тематике разделов курса СБО.

При разработке содержания занятий усовершенствованного урока СБО по социализации подростка с нарушением интеллекта и проведении формирующего эксперимента мы опирались на следующие положения общей педагогики:

1) Направление витагенного образования, разработанного А.С. Белкиным: опора на жизненный опыт поможет ребенку выработать свою точку зрения на сотрудничество, на взаимодействие [17].

2) Интерактивное обучение как одно из актуальных направлений образовательного процесса. «Технология интерактивного обучения - это способ познания, основанный на диа- и полилоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого обучающиеся решают учебно-познавательные задачи с одновременным приобретением коммуникативно - развивающего и социально - ориентационного опыта» [27].

3) Личностно ориентированное обучение (В.В. Сериков). Оно реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций [14].

4) Обучение на основе «ситуации успеха». «Ситуация успеха - это комплекс оптимальных приемов, создаваемый с целью включения каждого ученика в активную учебную деятельность на основе его потенциальных возможностей, расширяющий эти возможности посредством развития эмоционально-волевой сферы личности школьника» [18, с.75].

Мы представляем содержание занятий для 9 класса по одному из разделов урока СБО, а именно разделу «Учреждения, организации, предприятия», на примере которого показаны возможности при решении проблемы социализации детей с умственной отсталостью.

Решение проблемы социальной интеграции предполагает значительное повышение трудоспособности учащихся и развитие их профессиональной мобильности, т.е. способности в короткие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям. По данным исследований у данной категории детей только к 14 годам выявляются понятия осмысленности жизненных перспектив, выявляется смыслопонимание и выделение личностных и профессиональных качеств, поэтому изучение данного раздела предполагается именно в старших классах. Рассмотрим содержание занятий обозначенного раздела через формирование показателей социализированности выделенных нами концентров социализированности (см. приложение А).

Показателями  выраженности микроконцентра («Я как  самоценность») являются самооценка, структура  мотивации и представления об осмысленности жизни подростка. Мы формируем диспозицию по этому разделу «Я в профессии».

В программе  развитие самооценки достигается через  формы взаимодействия, когда учебная  задача решается на жизненном уровне, переживается как жизненная проблема. Подросток с умственной отсталостью самостоятельно не фиксирует свое внимание на жизненных проблемах, мало задумывается о перспективе, не видит себя в будущем. В данном случае мы не можем говорить об адекватной самооценке подростка, но самое близкое, самое доступное для него - это витагенная информация. Источниками вита- генной информации является окружающий мир: средства массовой информации, интернет. чтение литературы, бытовое общение, различные виды деятельности, т.е. те каналы, на которые можно опираться при построении образовательного процесса с данной категорией учащихся. Мы не ставили цели использовать на занятии большое количество заданий, а строили каждое занятие в определенной логике так, чтобы ребенок пережил, осознал, принял информацию; чтобы эта информация была понятна и доступна для ребенка и в этом случае он переносил ее в свой внутренний мир. Знания об окружающем мире становились значимыми для ребенка, не являясь абстракцией и отвлечением. Постепенно эти знания переходили в жизненную позицию и помогали подростку ориентироваться в жизненных ситуациях, выбирать свой путь и вырабатывать свою адекватную точку зрения на окружающий мир. В работе учитыались последовательность стадий процесса перехода витагенной информации в витагенный (жизненный) опыт.

Первая стадия - первичное восприятие витагенной информации. Мы предлагали следующие  задания: на уроках литературы вы знакомились с произведениями В.В. Маяковского «Кем быть?». Вспомните, кто из ваших знакомых, родных работает на предприятии и кем? Какую работу они выполняют? Можешь ли ты сейчас встать на это рабочее место? Почему? (8 класс)

Использование художественной литературы, сюжетных картин способствовало тому, что на поверхность выходили факты, с которыми ребенок уже сталкивался.

На второй стадии - оценочно - фильтрующей - мы предлагали детям разобраться в увиденном, услышанном. Учащиеся давали свое видение  проблемы, свою определенную оценку и объяснение с помощью поисковых вопросов. Оценочно - фильтрующая информация обязательно фиксировалась учениками. Для этого мы использовали в работе следующие формы работы и задания:

- ведение рабочей тетради, где оформлялись рабочие таблицы;

- вычерчивание схем: «Пути выбора профессии», «Структура управленческого аппарата»;

- во время проведения экскурсий работа с записной книжкой, где фиксировали режим работы предприятий, учреждений, делали схемы маршрута до пункта назначения.

В результате у учащихся оставалась та информация, которая им необходима в повседневной жизни и жизненном опыте.

Третья стадия - установочная. Она прослеживалась на заключительных занятиях каждого  цикла, когда проявлялись способности  ребенка в умении использовать свои записи в практической деятельности. С этой целью, например, в 9 классе при  разработке темы «Служба бытовых  услуг» предполагалось проведение деловой  игры по организации собственной службы бытовых услуг. В этом случае, учащиеся с опорой на свои записи представлялись в службе, где требовалось умение рассказать о себе.

Таким образом, закрепление витагенной информации и преобразование ее в жизненный  опыт приводило к обозначению  субъектности каждого учащегося; такой голографический подход, т.е. стремление учителя включить в совместную деятельность учащихся на основе сотрудничества с опорой на их витагенный опыт, оказывался весьма значимым для подростка и способствовал формированию его самооценки.

Мотивация - это сложный показатель, для него характерна множественность характеристик, от степени его задействования во многом зависела вся дальнейшая деятельность подростка, поэтому мы представляем большее количество методических средств, опирающихся на различные направления методологической основы программы.

Организуя коррекционные  занятия по СБО, применялись методы работы, которые способствовали созданию предпосылок для развития мотивации. Здесь уместно сказать о введении интерактивной формы процесса познания. Используя интерактивное обучение, т.е. обучение, погруженное в общение, осуществлялись диалоговые формы взаимодействия, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Процесс научения при интерактивном обучении происходил в совместной деятельности, способствовал осознанию ценности себя и других людей, необходимости общения с ними, помогал почувствовать «плечо друга»; при таком обучении корректировались роли, уточнялась система оценки результата совместной деятельности.

Мы активно  использовали в коррекционной программе  определенные положения, обуславливающие интерактивное обучение.

1) Организация учебного пространства.

Традиционная  система не устраивает, поскольку занятия по социально-бытовой ориентировке имеют свою значимость в развитии субъекта. Изменение привычной организации учебного пространства, возможность решать вопросы сообща подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения. Л.С. Выготский подчеркивал, что «ожидание облегчает поведение при наступлении конкретного события».

Был выбран наиболее оптимальный вариант организации рабочего пространства, который способствовал установлению элементарного контакта. Подвижность стульев позволяла ребенку занимать место при необходимости с любой стороны стола. Такое видоизменение в классной комнате создавало иную атмосферу: учащиеся не испытывали стандарта, была возможность выбора места, предоставлялась большая свобода при общении, что способствовало проявлению активности учащегося. Таким образом, были созданы условия для мотивационной готовности к межличностным отношениям и взаимодействию и возможности для развития общегрупповой рефлексии.

2) Обращение к методам работы, которые способствовали формированию субъект - субъектных отношений.

Интерактивное обучение предполагало ведение диалога  на уроке. Уровень диалога зависел от уровня готовности двух сторон - учителя и ученика,

от их способности воспринимать друг друга, проникать во внутренний мир другого. Роль учителя в диалоге - помочь ученику сформировать свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задачи.

В программе  эффективность диалога зависела от мотивированности подростка. Это достигалось включением в содержание занятия проблем, поставленных жизнью, равноправным положением участников диалога, готовностью учителя к диалогу, учетом особенностей психофизического развития и уровня социальной компетентности, готовностью ученика к диалогу. Для развития диалога на занятиях по социально-бытовой ориентировке мы использовали такие приемы как постановка проблем, имеющих актуальный смысл, нахождение противоречий, создание преднамеренных ситуаций, разгадывание тайн, постановка интригующих вопросов и пр. Очень важно было педагогу при этом опираться на метод убеждения, который помогал стимулировать подростка на мотивацию отношения. Педагогу иногда приходилось убеждать учащегося на протяжении всего занятия быть контактным, доброжелательным. Знания и убеждения помогали подростку в практической деятельности выстроить отношения с одноклассниками на основе определенных ценностей.

Предлагаем  задания, в ходе которых реализуются  возможности диалога.

На своих  занятиях мы активно использовали один из продуктивных приемов интерактивного обучения - ведение мини-диалога  по разнообразной тематике. В одних  случаях, работая парами, учащиеся проверяли  друг друга в знании учебного материала. Например:

- работа по карточкам с пособием «Типы профессий» ( см.Приложение Б). Один ученик раскладывал карточки, а другой - оценивал (правильно - неправильно).

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента