Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
Важным параметром социализации являются институты социализации, которые влияют на ее содержание [7, 8, 11, 12, 25]. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей, и которые выступают своеобразными передатчиками социального опыта, получили название институтов социализации [7]. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе - семью, детские дошкольные учреждения, школу, неформальные группы, официальные организации. Эффективность социализации зависит от нравственного, культурного, экономического состояния социальных институтов. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение неодинаково.
Семья рассматривается как важнейший институт социализации; ее роль зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам указывает о начале становления личности ребенка под воздействием одного из институтов социализации - семьи. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека; позиции, которые формируют родители, определяют в дальнейшем жизненный план ребенка. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли [7].
Другим институтом социализации является школа. Она дает первичное представление человеку о его гражданской позиции, способствует или препятствует его вхождению в общественную жизнь. Е.В. Андриенко рассматривает функции школы как института социализации и отмечает, что «...пока еще нет более достойной альтернативы современной школе как социального» [8]. Р.С. Немов, анализируя школу как социальный институт, представляет группы качеств, которыми должны овладеть молодые люди по окончанию школы [9]. Первая группа качеств - это те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества.
Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре. Эти качества характеризуют в целом уровень зрелости личности [11]. Для этого института важна проблема старших возрастов, Это период «ролевого моратория», так как связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, системы ценностей и т.д. (Кон,1997.)[12].
Профессиональные группы или трудовой коллектив как институт социализации определяют возможности самореализации человека в интересующей его деятельности [13,14].
Социальные институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличным социальным условиям. Если институты социализации работают неэффективно, то может развиваться асоциализация личности - процесс приспособления к негативному, социально неприемлемому опыту. В этом случае типичным становится девиантное, делинквентное поведение людей. Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности для личности. Драматический характер приобретает процесс социализации в период перестройки (ломки) социальных институтов - аномия. Кризисные явления в функционировании политических, экономических институтов, семьи, системы образования и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом ценностно - нормативной системы общества, резко снижает социализирующую роль норм- образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известной дилеммой «что такое хорошо, а что такое плохо». Личность зачастую теряет ориентиры, в результате - асоциализация или конфликтная социализация, Человек начинает сталкиваться с внешними конфликтами и переживает внутриличностные конфликты, перерастающие при определенных условиях в острые личностные кризисы. С этими проблемами неэффективной социализации сталкивается и современное казахстанское общество, здесь идет перестройка всего механизма социализации. Общество меняется и востребует другой тип личности, изменяет заказ институтам социализации, содержание самой социализации [44].
Вопрос о стадиях социализации тоже неоднозначен. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации [7, 15, 16]. Социологический - акцентирует внимание на процесс усвоения человеком репер- туаров социальных ролей, завоевания положений в той или иной общности. Примером данного подхода является точка зрения профессора Г.М. Андреевой, которая выделила три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду [7].
А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте) и собственно возрастной аспект социального развития личности [39].
Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством условий, которые называют факторами социализации. Значение каждого фактора неоспоримо на развитие личности. Для педагогики классификация факторов, предложенная А.В. Мудриком, считается наиболее продуктивной. Он объединяет факторы в четыре группы:
- мегафакторы - космос, планета, мир;
- макрофакторы - страна, общество, этнос;
- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, различающиеся по различным показателям (условия проживания, субкультура, место проживания и пр.);
- микрофакторы - семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации [16].
Заканчивая анализ научных исследований по проблеме социализации личности, необходимо обратить внимание на понятие «социализированность» как результат социализации, определить критерии социализированности личности. Единой точки зрения на то, что собой представляет социа- лизированность человека не существует [17, 25].
Наполняемость этого понятия определяется подходом к процессу социализации в исследованиях А.В. Мудрика. Так, в русле субъект - объектного подхода в это понятие вкладывает «...сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Это результативная конформеность индивида к социальным предписаниям». В русле субъект - субъектного подхода выделены характеристики личности, «...обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ори- ентаций; умение находить равновесие между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей» [23].
Обобщая данные рассмотренных исследований, социализированной личность может считаться в том случае, когда проявляется равновесие между содержательной характеристикой качеств (чувство собственного достоинства, уважение к людям, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни), адаптированностью и обособлением в обществе.
Для понимания сущности процесса социализации мы рассмотрели основные положения различных теорий развития личности, выделяя специфику каждой. Само понятие «социализация» многоаспектно, различные авторы толкуют его по-разному. Представители социально-психологического направления определяют его следующим образом: это и равнозначность с понятием «воспитание» (Г.М. Андреева), «адаптация» (А.Н. Сухов), «воспитание и обучение» (Н.И. Шевандрин), Л.С. Выготский рассматривает пересечение понятий « социализация и развитие личности», Д. И. Фельдштейн
понятие «социализация и
Неоднозначно толкование этого понятия и в современном социально- педагогическом видении. В.А. Сластенин рассматривает социализацию как придаток воспитания, С.А. Смирнов соотносит социализацию и воспитание, у Б.З. Вульфова - это поток внешних и внутренних влияний [19,20].
Различна позиция исследователей относительно роли личности в процессе социализация. Рассматривается ее активность — пассивность и это является основой определенного направления (субъект - объектного и субъект - субъектного) в понимании сущности изучаемой проблемы.
Содержание данного раздела заканчивается освещением вопроса анализа структуры социализации, где мы выявили неоднозначность по различным ее составляющим. Относительно содержания одни исследователи ограничиваются описанием этого процесса: коммуникативный процесс (Т. Шибутани), феномен непрерывного онтогенеза личности (Н. Смелзер). Другие представляют этот процесс как сложноструктурированный, двусторонний (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик)[13,2,4]. В этом плане мы фиксируем необходимость значения «меню» (А.А. Бодалев) для оценки содержания социализации, раскрываем значение трех сфер становления личности для социализации (Г.М. Андреева), указываем на механизмы данного процесса: позитивные и негативные (Н. Смелзер), психологические и социально-психологические (А.В. Мудрик). В работе мы обращаем внимание на факторы социализации, которые воздействуют на личность, способствуя или препятствуя ее социализированности. Это мегафакторы, макрофакторы, ме- зофакторы и микрофакторы. Указываются основные критерии социализированности личности. Обобщая теоретические исследования, мы фиксируем, что социализированной личность может считаться в том случае, когда просматривается единство между содержательной характеристикой качеств, адаптированностью и независимостью в обществе.
1.2 Урок «Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы
Изучение процесса социализации в специальной педагогике началось задолго до формулирования в науке значения этого термина. Проведенный анализ научных источников, позволил сделать вывод о том, что многие авторы описывали и анализировали процесс социализации, его составляющие, не пользуясь термином «социализация» [38,с. 49].
Исторически, длительное время процесс формирования человека шел независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному. История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рождение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. Л.И. Аксенова раскрывает в историческом аспекте становление системы социально- педагогической деятельности в Казахстане относительно детей с проблемами в развитии [4]. Не касаясь освещения вопроса о периоде зарождения и становления отечественной системы социально-педагогической деятельности, укажем лишь на тот факт, что этот процесс проходил непоследовательно, прерываясь социальными катаклизмами, которые оказывали негативные последствия на экономическое и социально-политическое развитие Казахстана. В результате вся отечественная система социально-педагогической деятельности складывается как особая форма отражения ценностных ориентаций и норм общества, и это приводит к «... образованию огромного количества детей-маргиналов, социальных сирот (сирот при живых родителях); снизило общий моральный уровень общества, обозначило резкие противоречия с провозглашенными идеалами гуманизма» [4, с.67]. Содержание ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без возможностей средового общения вело к обострению патологических проявлений существующего дефекта и являлось тормозом социального становления личности ребенка.
На современном этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с различными нарушениями, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью. Рассматривается вопрос о реабилитации детей средствами образования, Н.Н. Малофеев, указывая на роль науки в планомерном выходе специального образования из кризиса, ставит определенные задачи, одна из которых «...на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач» [44, с.76].
Н.М. Назарова считает, что важным условием полноценной социализации и социальной жизни является усвоение навыков социального общения - коммуникация и умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреация. Она отмечает, что в нашей стране издавна существовала патерналистская позиция общества и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды и не только ведет к маргинализации, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможностями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Основными компонентами независимого образа жизни Н.М. Назарова определяет сферы жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
Л.И. Шипицына под социализацией понимает «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей» [20]. Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого- педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
- активное участие в этом процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества.
Социализация ребенка осуществляется широким набором средств, специфических для данного общества и зависит от его возраста. На социализацию ребенка влияет ряд факторов - макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Влияние микрофакторов осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии с которыми происходит его жизнь. Важным агентом социализации подростка с нарушением интеллекта является педагогический персонал специального учреждения, где он обучается. Для успешной работы с данной категорией детей учителю важно знать особенности их психического и личностного развития. Это поможет понять причины, обуславливающие успехи и неудачи обучения и воспитания, это необходимо для поиска наиболее адекватных приемов и способов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей степени помочь ученикам расширить его возможности в плане общего и личностного развития и, тем самым, способствовать его социализации.
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента