Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
Для решения выше указанной задачи, которая поставлена на современном этапе перед наукой в области специального образования и которую мы считаем значимой для нашего исследования, мы изучили теоретическое изложение вопроса, касающегося «основных содержательных линий» развития ребенка с умственной отсталостью. Мы вкладываем в это понятие именно те особенности, которые заметно проявляются в личностном развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью и которые, на наш взгляд, будут определенными показателями социализированности данной категории детей.
Под руководством Л.С. Выготского с конца 20-х годов в Институте дефектологии велось систематическое исследование различных сторон психики умственно отсталого ребенка и развития его личности. Под руководством И.М. Соловьева проводились психологические исследования, посвященные личности умственно отсталых детей. Проводя индивидуальное изучение олигофренов, Л.В. Занков описал особенности эмоционально- волевой сферы и интересов умственно отсталых.
Остановимся на содержании тех особенностей развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, которые необходимо представлять для выявления его социального становления в нашем видении. Мы предлагаем изложение этих особенностей в трех проекциях: «Я как самоценность», «Я и ты», « Я и мир».
В специальных исследованиях Ж.И. Намазбаева изучала самооценку
успеваемости, интеллекта, характера
учащихся старших классов
В.А. Вярянен рассматривает самооценку умственно отсталых детей в системе личных взаимоотношений. Автор указывает на факторы развития уровня самооценки: качественные различия деятельности детей в различные периоды обучения, возраст, умственное развитие, уровень воспитанности коллектива, длительность его существования, личные качества отдельных членов коллектива. В.А. Вярянен указывает на тенденцию к развитию адекватной самооценки у учащихся с заниженной самооценкой; самооценка может достигнуть достаточного уровня, может быть устойчивой, чтобы оказать положительное влияние на личность, если будет проводиться коррекционно-воспитательная работа. Это личностное качество содействует успешной социальной адаптации выпускников вспомогательной школы [32, 33].
Теоретическое изучение особенностей самооценки ребенка с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии ее развития и возможности преобразования.
В современной общей психологии изучению мотивации жизнедеятельности посвящены многие теоретические и экспериментальные работы [2, 6, 16]. При этом лишь единичные исследования затрагивают проблему нарушений мотивационно-эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью в педагогическом аспекте (Ж.И. Намазбаева, Е.И. Пинский, А.А. Сагдуллаев, А.Г. Московкина), где указывается, что в отношении подростков необходимо учитывать неустойчивость иерархии мотивов и отсутствие ведущего мотива деятельности. Нарушения мотивационной структуры личности подростков препятствуют развитию у них социально значимых или общественно приемлемых форм поведения, формированию высших эмоций, волевой активности и нравственной зрелости, а также усугубляют девиантные формы поведения и социальную дезадаптацию (Б.Б. Зейгарник, Ж.Н. Намазбаева, С.Я. Рубинштейн, Н.П. Долгобородова, М.И. Кузьмицкая, И.П. Ушакова, Т.И. Пороцкая, Ж.И. Шиф).
С.Я. Рубинштейн отмечает незрелость чувств ребенка, это проявляется, во-первых, в недостаточной их дифференцированности (переживания весьма примитивны, диапазон их невелик). Во-вторых, ребенок довольно часто проявляет чувства, не соответствующие по своей силе и динамике внешним воздействиям. У них отмечаются быстрые переходы от одних настроений к другим. Ребенок-олигофрен не в состоянии отказаться от какого- нибудь проявленного им желания, несмотря на явную его нецелесообразность. Незрелость чувств, вызванная слабой интеллектуальной регуляцией, сказывается в импульсивности поведения, в склонности к аффективным состояниям, вспышкам раздражения, гнева. С опозданием и очень трудно у детей с умственной отсталостью формируются высшие духовные чувства. Их формирование требует слияния мысли и чувства. А недоразвитие способности обобщения и абстрагирования затрудняет образование у ребенка соответствующих моральных понятий и представлений, в связи с которыми и формируются моральные чувства у ребенка с проблемами в развитии, с трудом вырабатываются и переходят в переживания нравственные понятия и нормы, которыми он мог руководствоваться в оценке своих действий и поступков. Слабость мысли мешает выработке моральных чувств. Это делает часто отношение к своему поведению некритичным, и отсюда вытекают нарушения самых элементарных принципов морали [16].
Затрудненность
и даже неспособность к
Изучение вопроса структуры мотивации обнаружило, что взаимосвязанные компоненты претерпевают заметные позитивные изменения качественного порядка в личности ребенка с умственной отсталостью, хотя и проходят достаточно противоречивый путь развития с определенными достижениями и неудачами. Исследование проблемы подводит нас к выводу, что нельзя подготовить учащихся специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности и к жизни общества, не воспитав у них эмоционально-волевые качества, не научив правильно вести себя в различной обстановке, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи.
Изучив особенности личностного развития ребенка с нарушением интеллекта в пространстве первой проекции - «Я как самоценность», перейдем к освещению вопроса особенностей личностного развития в пространстве проекции «Я и ты». Это будет просматриваться через изучение проблемы общения и особенностей поведения [13, 23, 34, 37, 38, 40, 42] .
Чтобы воспитать аномального ребенка, необходимо изучить своеобразие развития его поведения, его отношений с окружающими людьми и к окружающей его жизни. Проблемой этиопатогенеза нарушений поведения учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида занимались Е.С. Иванов, Л.М. Шипицына и др. По результатам своих исследований авторы выделяют такие особенности поступков у подростка как импульсивность, необдуманность, возникновение трудностей в понимании и осмыслении происходящего, в неумении стать на место другого, посочувствовать ему; отмечается импульсивность и хаотичность поведения, следование сиюминутному побуждению без борьбы мотивов, недостаточная возможность критически осмыслить свои поступки и, тем более, поведение в целом [19, 20].
Преодолеть социальные последствия дефекта умственно отсталого ребенка, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Процесс этот осуществим только в специальном (коррекционном) учреждении – школе VIII вида, которая является специальной профессиональной школой, осуществляющей обязательное бесплатное обучение детей школьного возраста, страдающих умственной отсталостью. Школа готовит своих учеников к практической работе на производстве и в сельском хозяйстве, корригируя при этом недостатки их психофизического развития. Содержание обучения имеет решающее значение прежде всего для осуществления социальной адаптации умственно отсталых детей.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирует соответствующее общественным нормам поведение, готовит их к труду [12, стр.7].
Дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии, испытывают большие трудности в социальной адаптации. Для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению таких детей можно и необходимо использовать на уроках игровые методы и приемы.
Предмет СБО
− «Социально-бытовая
Обычно
уроки социально-бытовой
В новой игре участие учителя в качестве одного из действующих лиц обязательно (независимо от года обучения).
В игре учитель поочередно выступает во всех основных ролях (например, продавца, кассира, покупателя в игре «Магазин»). Делать это необходимо, так как воспитанникам нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия должен выполнить играющий, в какие отношения вступать с другими участниками игры и т.п.).
По мере того, как ученики овладевают новой игрой, степень непосредственного участия в ней педагога постепенно уменьшается. Но это отнюдь не означает, что освоенная воспитанниками игра не нуждается в руководстве и дальнейшем развитии. Подсказывая детям новые действия, новые роли, подключаясь к ним в качестве участника игры, учитель способствует тому, что игра каждый раз строится по-новому, обогащается. С этой же целью необходимо менять атрибуты игры (игрушки, предметы-заменители или реальные предметы).
Чтобы игры носили творческий характер, детьми необходимо руководить на всех стадиях обучения. Степень руководства, разумеется, меняется в зависимости от возраста воспитанников. Так, в младших классах руководство игрой осуществляется во многих случаях в форме совместных с детьми действий, а в старших классах — в форме советов, предложений, помощи в развитии замысла игры и т.д.
В процессе организации игр учитель должен следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникающие между ними конфликты (из-за игрушек, роли и т.п.), чтобы формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу, а также другие необходимые в этой связи личностные качества.
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали ; те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Например, при знакомстве с работой магазинов они должны не только уметь ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, но и уметь оплатить покупку, попросить необходимое у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и т.п. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явления ми окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
В педагогике различают комплексные и тематические экскурсии. Комплексные экскурсии предусмотрены для наблюдений за объектами, имеющими отношение к относительно широким темам одного и того же раздела программы. Например, такая экскурсия проводится по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. В этом случае задача комплексной экскурсии заключается в том, чтобы познакомить воспитанников с наземным транспортом в целом. Эта экскурсия предшествует тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский) транспорт».
Тематические, или целевые, экскурсии предназначены для более глубокого изучения небольшого числа вопросов, относящихся к определенной программой теме.
Учебная программа по социально-бытовой ориентировке определяет обязательные экскурсии, которые необходимо проводить по той или иной теме. Они планируются учителем заранее на всю четверть. Более подробно учитель отражает проведение экскурсии s поурочных планах.
Любая
экскурсия требует большой
На первом этапе в процессе подготовки учитель составляет план экскурсии по теме, соответствующей программе данного года обучения, продумывает, какой образовательный и воспитательный материал даст воспитанникам намеченная экскурсия, и формулирует ее цель.
Успешность проведения экскурсий во многом зависит от правильной их организации. Учитель должен сам предварительно ознакомиться с объектами, которые будут наблюдать воспитанники. Это предварительное посещение поможет учителю составить план экскурсии, ее маршрут, определить задания для воспитанников.
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента