Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
Своеобразный
подход к анализу процесса социализации
предлагается представителями
Анализ теорий развития личности показывает, что можно выделить два направления в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первое – субъект - объектное - утверждает и предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский Талкот Парсонс. Сторонники второго направления - субъект - субъектного - исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида [20,21,22].
Рассмотрим взгляды современных ученых социально - психологического направления на понятие « социализация ».
Л. С. Выготский, первый из исследователей, установил сложную взаимосвязь между понятиями «развитие личности» и «социализация». Они пересекаются, но не тождественны друг другу. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя, как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, человек может на себя воздействовать как социальный объект. Такие воздействия составляют основу развития личности [2].
Один из инициаторов возрождения социальной психологии Б.Д. Парыгин раскрывает понятие « социализация» как в широком, так и в узком его понимании. В отличие от «узкого» понимания социализации, под которым подразумевается процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, под «широким» пониманием предполагается исторический процесс, филогенез. Необходимость развития социально-психологической мысли по вышеуказанной проблеме в рамках исторического процесса вызвана потоком качественных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей, что требует переосмысления, уточнения и обогащения круга вопросов. Б.Д. Парыгин предпринимает попытки рассмотреть природу мирового процесса становления социально-психологического знания, историю отечественной социально-психологической мысли и в этом контексте особенности постановки и решения проблем личности, деятельности, общности, общения. Эти исследования проливают свет на объяснение сути процесса социализации как явления, так и проблемы [28].
Таким образом, Г.М. Андреева полагает, что по существу между понятием «социализация» и «воспитание» нет различий, при этом под воспитанием она понимает целенаправленное воздействие на личность всего общества, но социализация в любом случае шире воспитания.
Д.И. Фелъдштейн в своих работах раскрывает процесс социализации в его отношении с индивидуализацией личности. Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение, формирование себя как субъекта. Возможности освоения социального раскрываются в непрерывном изменении пространства его «социального созревания», в углублении и усложнении сознательного, в субъективной активности индивида, в характере погружения его в социальный мир. Таким образом, социализация рассматривается как сложно структурированный процесс, предусматривающий многоступенчатость процесса «индивидуального превращения» индивидом социального в свое индивидуальное. Это индивидуальное уже заключает общественную сущность индивида, а значит, характеристику его индивидуальности как носителя социального [ 30].
Процесс социализации
Т. Шибутани рассматривает как
зрения приспособительных
На волне активного интереса общества к проблемам эффективно управляемой социализации личности в середине XXI века оформилась новая отрасль педагогики - социальная педагогика, выделившая и разрабатывающая социальную функцию общей педагогики.
По А.В. Мудрику «социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт (это ее объект), т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) [23].
Такой подход к определению социальной педагогики позволяет обозначить в качестве ее предмета исследование воспитательных сил общества, способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций для создания условий развития и позитивной самореализации человека.
Различные подходы к определению социальной педагогики как отрасли знания и ее предмета исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в XXI веке получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология, этнология, социология и многие другие.
В современной педагогической науке личность рассматривается как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Но его содержание не является стабильным и однозначным и в этой области, что будет подтверждено нашими исследованиями [26, 27, 28, 29, 30 ].
В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничтожения.
Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и, в то же время, противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят становление его индивидуальности. В значительной степени это зависит от типа воспитания. Оно, в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательной контролируемой социализации. Во все периоды возрастного развития личности воспитание выступает
своеобразным механизмом управления процессами социализации [31].
А.Ф. Меняев отмечает, что социализация - третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации автор различает две подсистемы - культурную и социальную. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации во многом зависит от социального окружения школьника, от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, социальная среда выступает как двух аспектное пространство влияния на личность школьника: организованное и стихийное [33].
B.С. Селиванов отмечает, что развитие личности - результат воспитания. Человек рождается существом почти исключительно биологическим. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития, причем в условиях общественного существования. Автор указывает, что человек развивается в четырех отношениях: физическом, физиологическом, психическом и социальном. Социальное развитие характеризуется усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Характер взаимоотношений с людьми меняется, в результате они становятся более осознанными, разносторонними. Ребенок все больше становится субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. В.С. Селиванов указывает функции педагогического процесса. Это функция просвещения, развития учащихся, аксиологическая и функция социальной адаптации, последняя заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает приспособление воспитанников к условиям жизни. Этот процесс не ограничивается временными рамками, он продолжается всю жизнь, поскольку человек не стоит на одном месте и жизнь постоянно меняется [34].
В исследованиях И.Ф. Харламова указывается, что в общей структуре социализации личности процесс его социальной адаптации можно рассматривать на разных уровнях и в различных отношениях. С одной стороны, это усвоение ребенком форм социального поведения, взрослым - форм сотрудничества с людьми в бытовых, производственных и социальных условиях, преобразование общественных отношений в условиях социального творчества. С другой стороны, это просто усвоение и реализация определенного социального опыта человеком в различные возрастные периоды: в детстве - освоение опыта детских отношений; в школьные годы - опыта ученичества, в молодости - профессиональных знаний и умений. В любом случае, в содержании этой функции педагогического процесса следует видеть не только оказание помощи в обретении индивидом уверенности в своей полноценности в обществе, но и формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности и общественной. Поскольку всякая деятельность человека - общественная, социальная, постольку и профессиональная деятельность успешна по-настоящему лишь у тех, кто достаточно социально адаптирован. С одной стороны, профессиональная деятельность является главной предпосылкой социального признания, а с другой - социальная адаптированность является одним из необходимых условий успешности профессиональной деятельности [35].
Педагог С.И. Гессен в процессе социализации личности рассматривает три ступени:
- первая ступень - дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность;
- вторая ступень - период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают его социальные процессы общества;
- третья ступень - этап завершения ее формирования - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я», формирует ее мировоззрение [36].
В исследованиях Ж.Т. Тощенко мы отмечаем, что социализация представляет специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. В современных условиях этот процесс предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено тем, что глобальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Социализация личности охватывает весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии [37].
Перейдем к освещению вопроса структуры социализации. По традиции принято выделять следующие компоненты этой структуры: содержание, механизмы, социальные институты, стадии и факторы социализации [39,40,41].
Рассматривая содержание социализации, А.А. Бодалев отмечает значение «меню», т.е. какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям, а с точки зрения мировых стандартов, мировой цивилизации, культуры, образа и стиля жизни. Содержание социализации определяется, с одной стороны всей совокупностью социальных влияний, с другой стороны - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась [38].Существуют различные подходы по вопросу механизмов социализации [44,45].
А.В. Мудрик
выделяет психологические и социально-
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента