Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
Введение
Родной язык играет большую роль в становлении личности человека. Язык и речь рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).
Основные
задачи обучения родному языку, общепринятые
в дошкольной педагогике, - воспитание
звуковой культуры речи – решаются
на протяжении всего дошкольного
детства. Специальное речевое воспитание
подводит ребенка к овладению
связной речью, которое представляет
собой развернутое высказывание, состоящее
из нескольких или многих предложений,
разделенных по функционально-смысловому
типу на описание, повествование и рассуждение.
Формирование связной речи, развитие умения
содержательно и логично строить высказывание
являются одной из главных задач речевого
воспитания дошкольников. Игровая деятельность
остается приоритетной в дошкольном
возрасте.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные Вместе с тем вопрос о развитии связной речи в сюжетно-ролевой игре изучен недостаточно в дошкольной педагогике. В работах авторов, занимающихся проблемой формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием (А.Н. Ефименко, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Е.А. Харитонова) отражается вопрос об использовании в этих целях сюжетно-ролевой игры.
Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употреблению фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития связной речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения связной речи.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования педагогического процесса в детских садах дают основание считать исследование по изучению возможностей развития связной речи в связи с сюжетно-ролевой игрой у детей старшего дошкольного возраста одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии.
Таким образом, проблема исследования заключается в оптимизации системы методов по развитию связной речи в сюжетно-ролевой игре, учитывающей индивидуальность каждого ребенка.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является состояние связной речи и пути ее развития в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что, эффективность развития связной речи зависит от систематического использования комплекса педагогических методов и приемов, включающих систему сюжетно-ролевых игр, в ходе которых осуществляется процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому целью исследования является
совершенствование системы педагогического
воздействия по формированию связной
речи у старших дошкольников.
На основе
вышеизложенного можно
Были выбраны следующие методы исследования:
База
исследования: детский сад № 9 р\п Черлак
Омской области.
Глава I. Теоретические основы
Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц. При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной психолингвистике используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.
Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив – мысль – внутренняя речь – внешняя речь.
Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А. Леонтьев выделил следующие операции порождения речевого высказывания: мотив – мысль – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь. [11 с. 12 ]
Н. И. Жинкин считал, что речь имеет собственную структуру и функциональную специфику. «Речь следует рассматривать как особый, специфический вид человеческой деятельности. Это процесс общения, осуществимый средствами данного языка».
В. А. Звегенцев сделал вывод, что «с речью неразрывно связан язык».
В
лингвистическом словаре язык понимается
как «система объективно существующих,
социально закрепленных знаков, соотносящих
понятийное содержание и типовое звучание,
а также как система правил их употребления
и сочетаемости». Речь рассматривается
как «воплощение, реализация языка (кода),
который обнаруживает себя в речи и только
через нее выполняет свое коммуникативное
назначение». Язык обладает абстрактностью
и воспроизводимостью, он потенциален
и объективен по отношению к говорящему.
Язык – это то, в чем общается и передается
отдельным людям опыт общественно – исторической
практики, человечества, а, следовательно,
это также средство общения, условие присвоения
опыта индивидом и вместе с тем формы его
существования в их создании. Язык, как
средство общения людей, является особым
видом интеллектуальной деятельности
Если
ребенок мгновенно
Это понятие (чувство языка) рассматривается в разных аспектах, однако все определения связаны с овладением родным языком, развитием речевых навыков и умений.
С. Ф. Жуйков считал, что: «Чувство языка внешне выражается в использовании ранее встречавшихся языковых форм применительно к новому материалу, в комбинировании элементов языка в соответствии с его законами, хотя последние не осознаются в форме понятий и суждений». Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка».
Ситуации
речевого общения постоянно меняются.
Это заставляет ребенка создавать
новые фразы, которые раньше в
его речевом опыте не встречались,
и комбинировать их в новых
сочетаниях. Изменение ситуации и
новые комбинации высказывания рождают
у ребенка новые мысли, отсюда возникает
и новое выражение их посредством языка.
Язык, как средство общения людей «является
особым видом интеллектуальной деятельности»
[Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,
Л. Н. Божович,
Т. Н. Ушакова отмечает: «С психологической точки зрения средством общения, включенным в коммуникативный контур и состоящим в передаче смысла, является и речь».
Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, А. В. Запорожец подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Он отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь». Речь развивается в процессе подражания.
Подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать. Ребенок бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих. Рубинштейн С. Л. отмечал, что «для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью, но формы связности в ходе развития меняются. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Основное развитие связной речи связано с овладением письменной речью и относится к школьному возрасту. Но важное значение имеют основы связной устной речи, которые закладываются в дошкольном возрасте. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у ребенка поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. [1 с. 249].
Речь – это процесс использования языка в качестве средства общения. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками.
Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Развиваясь, речь постепенно становится регулятором не только поведения ребенка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Речь выполняет и познавательную функцию. Ребенок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает, и объем индивидуального опыта. Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывается.
Чтобы к концу дошкольного детства речь стала действительным средством мышления, она должна быть развита до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувственный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью. В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи. [2 с. 14.]. это внешняя и внутренняя речь. Внешняя – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на взаимодействие с ними. Внутренняя – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления. Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ