Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных  искажений звука Р (до 28). Основными  видами искажений считаются следующие 

ГУБНО-ГУБНОЙ РОТОЦИЗМ («КУЧЕРСКОЕ» ПРОИЗНОШЕНИЕ)

Произношение, при котором  губы вибрируют как в звукоподражании  тпру

ОДНОУДАРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

В этом случае вибрация кончика  языка отсутствует, кончик ударяется  лишь один раз об бугорки за верхними резцами.

БОКОВОЙ РОТОЦИЗМ

При этом виде нарушения  различаются двусторонний и односторонний  ротацизм.

ПРИ ОДНОСТОРОНННЕМ произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротоцизм)

При ДВУСТОРОННЕМ  боковом ротоцизме вибрируют боковые края языка.

ВЕЛЯРНЫЙ РОТОЦИЗМ

При этом нарушении велярное Р образуется вибрацией мягкого  нёба.

УВУЛЯРНЫЙ  РОТОЦИЗМ

При таком нарушении  Р, образуется за счет вибрации маленького язычка. Звук Р при таком нарушении, почти не отличается от нормального (грассирующий Р)

НОСОВОЙ РОТОЦИЗМ

Носовой ротоцизм возникает  тогда, когда  воздушная струя при произнесении звука Р проходит через нос, а не через рот. Звук Р получается с гнусавым, носовым оттенком

ГЛУХОЕ Р

Такой звук Р произноситься  без участия голоса (голосовые  складки разомкнуты и не вибрируют)

ПАРАРОТАЦИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКОВ Р,Рь)

Звук Р чаще всего  заменяется следующими звуками: Л, ЛЬ, Й,Д, Г,В.

Нарушения произношения звука Р связаны с недостаточной  подвижностью кончика языка. Это следует учитывать при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики.

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й (ЙОТАЦИЗМ)

Нарушения произношения звука Й наблюдаются очень  редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука («олка» «Ама» вместо ёлка и яма), либо в замене его звуком ЛЬ («лелька», «ляма»).

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

К, КЬ (КАППАЦИЗМ), Г (Г АММАЦИЗМ), Х (ХИТИЗМ)

Нарушения произношения данных звуков встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношений) и проявляются в следующим образом:

 

 

 

ОТСУТСВИЕМ  ЗВУКОВ

Звуки К и Г полностью  отсутствуют («от» вместо «Кот», «алка» вместо «галка»), иногда при опущенном  языке вместо К и Г слышится едва уловимое щелканье голосовых связок.  

ЗАМЕНА ЗВУКОВ

Звуки К, Г , Х  заменяются звуками Т и Д  («таша» - вместо «каша», «долова» вместо «голова»),  Звук Х заменяется на П (чаше при физиологической дислалии) «плеб» вместо «хлеб»

ЗАМЕНА Г  и К 

Г и К могут заменяться придыхательным южнорусским заднеязычным звуком, при произнесении звуков Г, К спинка языка не смыкается с нёбом.

ЗАМЕНА ВНУТРИ ГРУППЫ

Замены звуков Г на К, К на Х («хот» вместо «кот»)

 

ДЕФЕКТЫ ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ

Причинами нарушений  произношения звонких и глухих согласных  звуков являются недоразвитие фонематического слуха (Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка), недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Более всего дефекты  звонкости и глухости проявляются  при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е дефект звонкости.

ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ  СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Согласные Б, В,Г,Д,Ж,З  произносятся глухо, без голоса, как  П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа, шелесо, и.т.д.)

Эти недостатки чаще всего  встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

ОЗВОНЧЕНИЕ  ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При озвончении согласных  звуки П,Т,К,С,Ш, Ф   произносятся с участием голосовых связок и звучат,  как Б,Д,Ж,З,В.

Такие дефекты встречаются  реже, чем оглушение согласных  звуков

СМЕШЕНИЕ ЗВОНКИХ  И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При этом недостатке ребенок  хотя и может правильно произносить  в отдельности согласные звуки, но в речи часто их смешивает: пулка, добор. В основе этого дефекта лежит главным образом плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же и плохое слуховое Внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков по артикуляционному укладу.

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием  средней части спинки языка.  

ДЕФЕКТЫ ТВЕРДОСТИ  И МЯГКОСТИ согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах. Эти дефекты могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц), повышенного тонуса спинки языка.

ЗАМЕНА ТВЕРДЫХ  ЗВУКОВ МЯГКИМИ 

При таком нарушении  звукопроизношении средняя часть  спинки языка слишком приподнята - получается смягченность звука (сянки - санки, дёмик-домик).

ЗАМЕНА МЯГКИХ ЗВУКОВ ТВЕРДЫМИ

Замена  мягких звуков твердыми (дада- дядя, лублу - люблю)происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к небу, иногда из-за плохого фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.

СМЕШЕНИЕ ТВЕРДЫХ  И МЯГКИХ ЗВУКОВ

Этот  дефект чаще встречается у детей  с нарушением слуховой дифференциации звуков и у тугоухих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения.

    Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап -- подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового  внимания, слуховой памяти и фонематического  восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап -- формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах  самостоятельной речи детей.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического  восприятия

Исправление недостатков звукопроизношения  у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном  развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8).

Начинается эта работа на материале  неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые  только еще ставятся и вводятся в  самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий  проводится работа по развитию слухового  внимания и слуховой памяти, что  позволяв добиваться наиболее эффективных  и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это  очень важно, так как невслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий  ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения  собственной речи с речью окружающих.

     Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап -- узнавание неречевых звуков.

II этап -- различение высоты, силы, тембра  голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап -- различение слов, близких  по звуковому составу.

IV этап -- дифференциация слогов 

V этап -- дифференциация фонем.

VI этап -- развитие навыков элементарного  звукового анализа.

Артикуляционная гимнастика

        В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной  гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных  органов, необходимых для правильного  произношения звуков, и объединение  простых движений в сложные -- артикуляционные  уклады различных фонем.

Как правило, упражнять  ребенка необходимо лишь в тех  движениях, которые нарушены, а также  в тех, которые требуются для  постановки каждого конкретного  звука.

Всю систему артикуляционной  гимнастики можно разделить на два  вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Формирование  произносительных умений и навыков

   Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

   Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:

1) постановка звука;

2) автоматизация навыка  произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением  согласных);

3) автоматизация навыка произношения  звука в словах;

4) автоматизация навыка произношения  звука в предложениях;

5) дифференциация сходных по  звучанию или артикуляции звуков;

6) автоматизация звука в разговорной  речи.

   Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов.

       При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное 

слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.

В практике применяются разнообразные  пособия, начиная с простой полоски  бумаги, отклоняющейся под действием  струи выдыхаемого воздуха, и  кончая различными электроакустическими приборами, преобразующими звук или  вибрации частей речевого аппарата в  зрительные сигналы («ДВИН», виброскоп и др.).

В тех случаях, когда не удается  получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная  управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике .

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

Третий способ -- смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.

Информация о работе Дислалия