Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть .

2.1. Логопедическое  обследование детей  с дислалией.

   Обследование детей проходило на базе МДОУ № 7 « Синяя птица»

 г. Малоярославца в старшей группе « Гнездышко» ( 25 человек детей пятилетнего возраста).  В ходе обследования у детей было отмечено :

  • Состояние звукопроизношения;
  • Особенности динамической стороны речи;
  • Анатомическое строение артикуляционного аппарата;
  • Состояние общей моторики;
  • Состояние пальчиковой моторики;
  • Состояние мимической моторики;
  • Состояние орального праксиса;
  • Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций;
  • Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • Особенности словарного запаса;
  • Исследование грамматического строя речи.

 

По результатам обследования была составлена диагностическая карта, в которой по вертикали расположены имена детей группы и дата их рождения, а по горизонтали – критерии логопедического обследования.

 

Схема обследования детей  с дислалией.

Анкетные данные

Фамилия. Имя ребенка________

Дата рождения ( число, месяц, год)_

Дата обследования_

Возраст ( количество лет, месяцев )__________

Домашний адрес, телефон___________________

Диагноз районной( городской ) медико-психолого-педагогической комиссии__________________________________________________________

 

Сведения о родителях

Мать: Ф,И,О, профессия, образование, место работы ( или не работает)__________________________________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы ( или не работает)__________________________________________________________

Жалобы родителей ( особенности  поведения ребенка, необычные, с  т.з. родителей , поступки; нарушения  в речи, в общении; трудности в  обучении: в детском саду или в  школе; влияние нарушений звукопроизношения  на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми)________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

Наследственные заболевания ( наличие нарушений речи, нервно-психологически, хронических болезней у родителей и родственников)_______________________________________________________________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок_______

Характер баременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания________________________________________________________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные_________________________

Особенности раннего  развития: держт головку с____мес., сидит с ______мес., к 1 году ___зубов.

Перенесенные заболевания:

До 1 года____________

От 1до 3 лет__________

Инфекции_______________

Соматические заболевания___________________

 

Данные о  раннем развитии

( собираются со слов  родителей)

Когда стал гулить______; лепетать_______:; время появления слов ________;время  появления фразовой речи; особенности  онимания речи окружающих___________

 

Логопедическое  обследование

Состояние звукопроизношения

Определение характера  нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другой звук, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

  • Изолированно – по подражанию логопеду;
  • В открытых, закрытых слогах со стечением ;
  • В словах: односложных, двусложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
  • Во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
  • В связной речи – потешках, стихотворениях, в текстах.

 

Гласные звуки при  дислалии, как правило, сохранены, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами( подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально). 

 

Для обследования звуков в словах нужен набор специальных  предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинка, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для названия картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале , середине конце слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения :

С: санки, автобус, усы, сковорода

Ш: шишки, шапка, душ, чашка

Л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

Й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

Р: радуга, корова, забор, труба

Г: гамак, вагон, нога

К: мак, комната, ветка

Х: хлеб, мох, мука, охотник

С*: сети, семь, Вася

З: завод, зубы, коза, звезда

З*: зима, бузина, газета

Ц: цапля. Солнце, палец, цветок

Ж: жук, жаба, кожа, ножи

Ч: чайник, качели, печка, ночь

Щ: щетка, щепки, плащ, клещи

Л*: малина, лебедь, полено

 

Особенности динамической стороны речи

Необходимо отметить следующее:

  • Темп: нормальный. Ускоренный, замедленный
  • Ритм: нормальный, аритмия, правильное употребление пауз в потоке речи;
  • Интонация ( употребление основных видов интонации) : повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого надо предложить ребенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, например: « Саня катается на санках», « Ты хочешь конфету?», « возьми машину», « Ой! Мяч упал!»

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

 

Отмечается наличие  и характер отклонений в строении

  • Губ: толстые. Тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; 

 

  • Челюстей: прогения, прогнатия;
  • Прикуса: открытый передний, открытый боковой;
  • Зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;
  • Языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;
  • Неба( твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, « готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.

 

Отклонения в артикуляционном аппарате выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляционного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической ( механической) дислалии.

 

Состояние общей моторики.

У детей с дислалией  общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания:

  • Пройти на полной ступне, по сигналу логопеда ( хлопок в ладоши или по команде « Бегом») перейти на бег, вновь по сигналу идти на полной ступне;
  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;
  • По команде логопеда « Раз» одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед объясняет, как выполнить движение.

 

На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений – несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации – движения выполняются не одновременно, неточно.

 

Состояние пальчиковой  моторики

 

 Для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания:

  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы( « Пальчики поссорились»). , сдвинуть их вместе( « Пальчики помирились») . Повторить 5-6 раз.
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук. Повторить 5-6 раз.

 

Состояние мимической моторики 

 

При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются такие  задания:

  • Поднять брови вверх – опустить; нахмурить брови – покой; закрыть глаза – открыть; прищуриться; надуть щеки- покой ; отразить на лице: « радость», « печаль», « подозрительность», « удивление»Ю « гнев».
  • По словесной инструкции логопеда показать , как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.

 

По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц( лба, глаз, щек, губ).

Состояние орального  праксиса.

Кинестетическая основа речи: способность выполнять отдельные  артикуляционные движения. У детей  с функциональной дислалией кинестетические  ощущения, как правило, сохранны, но у этих детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться лотентный период между предъявлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспоминает необходимое артикуляционное движение. В силу этого движения выполняются с некоторыми отклонениями. Задания:

  • Для губ: вытянуть вперед – покой; оскал – покой; круговое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу;
  • Для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы потягивалась подъязычная связка;
  • Для нижней челюсти: рот широко открыть – закрыть.

 

Кинетическая основа речи: способность выполнять серии  артикуляционных движений. Можно  предложить серии движений для губ, языка, для нижней челюсти, для мягкого неба.

По окончанию выполнения заданий отмечаем: объем движений( полный, неполный, нарушения или  пропуски движений); точность выполнения; тонус; темп движений; синкинезии.

 

Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций

Выписать из медицинской  карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консультацию к врачу-оториноларингологу.

Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с  ребенком и при выполнении поручений  типа « Возьми куклу», « положи куклу в кровать», « собери пирамидку».

 При обследовании  дыхательной и голосовой функций  следует отметить тип дыхания(  грудное, диафрагмальное, брюшное,  смешанное); объем;  

продолжительность речевого выдоха: для детей пять лет на 2-3 слова, для детей 6-7 лет на 3-5 слов на выдохе.

    Дать характеристику  голоса по следующим параметрам: сила голоса( нормальный, громкий.  Чрезмерно тихий); высота ( низкий  глосс, высокий. Смешанный, нормальный); тембр ( монотонный голос, наличие  или отсутствие носового оттенка).

 

Состояние фонематическое слуха

Выделение звука на фоне слова. Инструкция : « Слышишь ли ты звук

[  М] в слове ДОМ?  и т.п.

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, Ира, окна.

Фонематический синтез.

Логопед предлагает ребенку  составить слово из звуков, произнесенных  логопедом в ненарушенной последовательности.: [С ] , [Ы] , [Р ] ;[Н ] , [О]   , [С]   ; [О]  ,  [С]  , [А]   .

Фонематические представления.

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук.

 

Словарный запас.

 

Логопед выявляет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.

   Далее ребенку  предлагают назвать предмет по  его описанию. Инструкция : « Как  называют предмет, в котором  варят суп?» Ответ ребенка:  « Кастрюля» и т.п.

  Подбор синонимов к группе слов.

Подбор родственных  слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.

 

Исследование  грамматического строя речи.

Информация о работе Дислалия