Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65
Практическая часть .
2.1. Логопедическое
обследование детей с
Обследование детей проходило на базе МДОУ № 7 « Синяя птица»
г. Малоярославца в старшей группе « Гнездышко» ( 25 человек детей пятилетнего возраста). В ходе обследования у детей было отмечено :
По результатам обследования была составлена диагностическая карта, в которой по вертикали расположены имена детей группы и дата их рождения, а по горизонтали – критерии логопедического обследования.
Схема обследования детей с дислалией.
Анкетные данные
Фамилия. Имя ребенка________
Дата рождения ( число, месяц, год)_
Дата обследования_
Возраст ( количество лет, месяцев )__________
Домашний адрес, телефон___________________
Диагноз районной( городской ) медико-психолого-
Сведения о родителях
Мать: Ф,И,О, профессия, образование, место
работы ( или не работает)_____________________
Отец: Ф.И.О., профессия, образование,
место работы ( или не работает)_____________________
Жалобы родителей ( особенности
поведения ребенка, необычные, с
т.з. родителей , поступки; нарушения
в речи, в общении; трудности в
обучении: в детском саду или в
школе; влияние нарушений
Наследственные заболевания ( наличие нарушений речи,
нервно-психологически, хронических болезней
у родителей и родственников)________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок_______
Характер баременности:
токсикоз, хронические и инфекционные
заболевания___________________
Роды: стремительные, затяжные,
обезвоженные__________________
Особенности раннего развития: держт головку с____мес., сидит с ______мес., к 1 году ___зубов.
Перенесенные заболевания:
До 1 года____________
От 1до 3 лет__________
Инфекции_______________
Соматические заболевания______
Данные о раннем развитии
( собираются со слов родителей)
Когда стал гулить______; лепетать_______:; время появления слов ________;время появления фразовой речи; особенности онимания речи окружающих___________
Логопедическое обследование
Состояние звукопроизношения
Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другой звук, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
Гласные звуки при
дислалии, как правило, сохранены, но их произношение по подражанию логопеду
может выявить те незначительные отклонения
в оральном праксисе, которые обусловлены
социально-психологическими причинами(
подражание нечеткой речи взрослых, торопливая
речь ребенка, в результате которой гласные
звуки артикулируются неправильно, хотя
в изолированном произношении и нормальном
темпе произносятся нормально).
Для обследования звуков в словах нужен набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинка, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для названия картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале , середине конце слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения :
С: санки, автобус, усы, сковорода
Ш: шишки, шапка, душ, чашка
Л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа
Й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк
Р: радуга, корова, забор, труба
Г: гамак, вагон, нога
К: мак, комната, ветка
Х: хлеб, мох, мука, охотник
С*: сети, семь, Вася
З: завод, зубы, коза, звезда
З*: зима, бузина, газета
Ц: цапля. Солнце, палец, цветок
Ж: жук, жаба, кожа, ножи
Ч: чайник, качели, печка, ночь
Щ: щетка, щепки, плащ, клещи
Л*: малина, лебедь, полено
Особенности динамической стороны речи
Необходимо отметить следующее:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отмечается наличие и характер отклонений в строении
Отклонения в артикуляционном аппарате выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляционного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической ( механической) дислалии.
Состояние общей моторики.
У детей с дислалией общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания:
На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений – несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации – движения выполняются не одновременно, неточно.
Состояние пальчиковой моторики
Для выявления состояния пальч
Состояние мимической
моторики
При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются такие задания:
По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц( лба, глаз, щек, губ).
Состояние орального праксиса.
Кинестетическая основа
речи: способность выполнять
Кинетическая основа речи: способность выполнять серии артикуляционных движений. Можно предложить серии движений для губ, языка, для нижней челюсти, для мягкого неба.
По окончанию выполнения заданий отмечаем: объем движений( полный, неполный, нарушения или пропуски движений); точность выполнения; тонус; темп движений; синкинезии.
Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций
Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консультацию к врачу-оториноларингологу.
Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа « Возьми куклу», « положи куклу в кровать», « собери пирамидку».
При обследовании
дыхательной и голосовой
продолжительность речевого выдоха: для детей пять лет на 2-3 слова, для детей 6-7 лет на 3-5 слов на выдохе.
Дать характеристику
голоса по следующим
Состояние фонематическое слуха
Выделение звука на фоне слова. Инструкция : « Слышишь ли ты звук
[ М] в слове ДОМ? и т.п.
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, Ира, окна.
Фонематический синтез.
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности.: [С ] , [Ы] , [Р ] ;[Н ] , [О] , [С] ; [О] , [С] , [А] .
Фонематические представления.
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук.
Словарный запас.
Логопед выявляет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.
Далее ребенку предлагают назвать предмет по его описанию. Инструкция : « Как называют предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: « Кастрюля» и т.п.
Подбор синонимов к группе слов.
Подбор родственных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.
Исследование грамматического строя речи.