Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

 

Способность к  словоизменению.

Изменение по падежам. Инструкция: « У меня есть кукла. У меня нет…( куклы). Я пою песенку ..( кукле). Я купаю…( куклу). Я люблю играть с …(куклой). Я мечтаю о  красивой….( кукле).»

Преобразование  имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное: стол – столы, рука - …; лист - …; окно - …

Образование имен существительных родительного падежа единственного числа и множественного числа:

Дом – дома – домов                     окно – окна - окон

Дерево - …-…                              марка - …-…. 

 

Яблоко - … - …                            стол - …. - ….

 

Согласование  прилагательных с существительными единственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар – красный; чашка – красная; платье – красное.

Способности словообразования

Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины: стул – стульчик; кровать – кроватка; ложка – ложечка; картина – картинка; …

Образование прилагательных от существительных ( подготовительная группа).

Образование глаголов движения с помощью приставок( подготовительная группа).

 

 

 

Данный метод обследования детей  с дислалией  взят из книги Волковой Г.А.

[ 3.7.]. На основе его были обследованы дети старшей группы детского сада

« Синяя птица». По результатам  обследования составлена таблица

( см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Выявление  нарушений звукопроизношения у  детей.

 

 

Было обследовано 25 детей старшего дошкольного возраста. Из них 16 детей имеют речевые нарушения различной этиологии. 

С диагнозом дислалия выявлено 11 человек; 5 дошкольников - с диагнозом дизартрия.   9 детей не имеют ни каких речевых дефектов.

По данным обследования составлена диагностическая карта. ( см. таблицу)

По горизонтали выделены критерии оценки развития речи детей, по вертикали – имена и дата рождения ребенка. ( см. таблицу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Определить  процент детей с нарушениями  звукопроизношения по отношению  к общему числу обследуемых  детей.

 

 

Из проведенного  обследования можно определить процентное соотношение  детей  имеющих речевые нарушения  и детей, которые не имеют проблем в развитии речи.

В обследовании участвовало 25 детей  старшей группы.

Из них 11 детей имеют диагноз  дислалия, что составляет 44% от общего числа детей.

5 дошкольников имеют диагноз  дизартрия, что составляет 20% от  общего числа детей .

9 детей старшего дошкольного  возраста не имеют проблем  в развитии речи, они составляют 36% от общего числа обследованных  дошкольников.

      Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что всего 64% детей нуждаются в коррекционной помощи логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Описание  структуры дефекта одного ребенка  дошкольного возраста

 

 

Структура дефекта Меньшова Ромы.

Родился мальчик 28 февраля 2003 года. Роды были своевременные. От первой беременности; токсикоза , заболеваний  во время беременности мать не имела. Закричал ребенок сразу, крик громкий. Приложили к груди сразу. Сосание активное. Головку стал держать к 2 мес. Ходить стал в 11 мес. К 1 году появились первые слова ( мама, папа, баба).

  Развивался ребенок  в соответствии с возрастными  нормами. В детский сад пошел с двух лет. В дошкольный период его речь развивалась интенсивно.

    К пяти годам   у Ромы наблюдается нарушение  звукопроизношения.  Звуки [ Р, Р*] – отсутствуют ( оза – роза; гоза – гроза. Этот дефект звукопроизношения называется ротацизм.  Звуки   [Л,Л*] – заменяются на звук  [ Й] ( йампа – лампа; йень – лень). Этот дефект звукопроизношения называется параламбдацизм. Фонематический слух у ребенка в норме, Рома слышит, что произносит неправильно слова. По требованию логопеда он выделяет заданный звук из предложенного наглядного материала

( картинок). Мелкая моторика  развита хорошо: ребенок выполняет  штриховку; лепит из пластилина, глины по замыслу и по образцу;  активно пользуется ножницам; завязывает  самостоятельно шнурки.  Общий диагноз: дислалия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Дефект звукопроизношения  ребенка экспериментальной группы

 

РОТАЦИЗМ И ЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ

 

Характеристика  звуков р и р’ по месту и способу  образования, по степени участия  голоса

 

    Согласные  звуки р и р’ по степени  участия голоса относятся к   сонорным.

По способу образования  эти звуки дрожащие (вибранты), По  месту  образования

– язычно-альвеольные, р  – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

  

             Артикуляция р                       Артикуляция р’

 

         Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты  и принимают положение следующего  гласного  звука,  что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и  нижними резцами сохраняется расстояние  4—5 мм. Язык принимает форму ложечки.  Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край  поднят  к альвеолам,  соприкасается  с  ними  и  вибрирует  под  напором  выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято  и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты  и  вибрируют,  производя голос.

    Мягкая  фонема  р'  отличается  по  артикуляции   от   парной   твердой

дополнительным подъемом спинки языка к твердому  нёбу   (примерно,  как  при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р,  задняя  часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

          Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы их

                     проявления

     Существует  две разновидности дефекта фонем  р и р’: ротацизм (искажение) и параротацизм (замена).

    Разновидности ротацизма.

    Фонема р  может  быть  лишена  собственной   присущей  ей  артикуляции   и

заявлять о себе в  речи путем удлинения смежного гласного.  Часто фонема  р

выступает в виде горлового  дрожащего звука.

    Первый тип  подобной артикуляции —  это   велярного  р  (velum  —  мягкое

нёбо), при котором  корневая часть языка сближается с  нижним  краем  мягкого нёба и образует с ним  щель.  Проходя через эту щель,  выдыхаемый  воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию  мягкого  нёба,  в  результате  чего возникает шум, который,  примешиваясь  к  тону  голоса,  сообщает  фонеме  р специфическое  дефектное  звучание.  Второй  тип  —  увулярное  р  (uvula  — язычок), при котором  вибрирует  только  

язычок.  При  этом  вибрация  носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

    Встречается  «кучерское» р, образуемое  вибрацией   обеих  губ,  а  также

воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной  или  губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

     Вместо  р порой встречается носовой  звук G, как английское или   немецкое

ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

    Нередко встречается  боковое р, при котором  вместо  вибрации  переднего

края языка взрывается смычка между его боковым краем  и коренными  зубами  с переходом  к  артикуляции,  присущей  мягкой  фонеме  л.  Получается  звук, напоминающий сочетание рл.

    Наконец, следует  упомянуть о редком виде ротацизма,  при котором  резкое

искажение звука обусловлено  тем,  что  струя  выдыхаемого  воздуха  проходит через щель, образуемую  между  боковым  краем  языка  и  верхними  коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

     В  некоторых   случаях  приходится   сталкиваться   с   так   называемым

одноударным р, при котором  передний край языка лишь один раз прикасается  к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится  звук,  напоминающий  английское (альвеолярное) d.

     В большинстве  случаев тот или иной вид  ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко,  однако,  при  дефектном  р  отмечается нормальное р’. Иногда  бывает  и  обратное,  когда  искажается   р’,  а   р остается нормальным.

    Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в).

Некоторые из них, в частности  замена р на р’, на  л  или  л’  часто  находят

свое отражение в письме.

     Характер детскости  речи  придает  наблюдаемая   также  замена  фонемы  р

фонемой  j. Попытки произнести длительный  рокочущий  звук  не  удаются.  У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством  л  и   л’   или полумягкого l, которая обычно носит временный характер.

    Иногда отмечается  замена  твердой  фонемы  р  мягкой  р’.  Возможна  и

обратная замена.

                       Приемы постановки звуков р и р’

     Предрасполагающими  к ротацизму анатомическими аномалиями могут  служить короткая подъязычная связка, узкое и  высокое  нёбо,  чрезмерно  узкий  или массивный, недостаточно пластичный язык. Первая попытка исправить  ротацизм у дошкольников или младших школьников  на  основе  подражания  предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома  и  т.  п.).  Одновременно  используется  возможность видеть и контролировать с помощью  зеркала  (при  несколько  открытом  рте) форму, положение и работу языка. 

 Поднесение кисти руки ко  рту в момент произнесения  фонемы  р  позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое  подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка  нормального произношения фонемы  р требует специальных упражнений.

     Если фонема  р   заменяется своей мягкой парой,  то  путем  постепенного

расширения  рта  во  время   протяжного   произнесения   звука   р’   можно

автоматически вызвать  некоторое  перемещение  артикуляции  переднего  края языка  назад,  что  влечет  за  собой  более  твердый  оттенок  звука.  При

необходимости следует воспользоваться  механической помощью:  для  раскрытия рта слегка нажать большим пальцем  на  подбородок,  для  перемещения  языка назад ввести под него шпатель или зонд.

     При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается  твердое,  надо

добиваться  постепенного  перемещения  языка  вперед,  к  верхним   резцам,

исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

    В большинстве случаев  для получения  артикуляции   фонемы  р  необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях.  Один  ряд упражнений направлен на то, чтобы, добившись  правильного  положения  языка, получить так называемое фрикативное р, артикулируемое при том  же  положении языка и в том же месте, что  и  нормальное,  но  пока  без  вибрации  (вроде английского г), например, в словах bread, dream).

     Другой  ряд упражнений  направлен   на  выработку  вибрации  языка.  Если

ребенок правильно произносит верхние ш  и  ж,  то  получить  фрикативное  р нетрудно. Достаточно  предложить  ему  произнести  протяжно  фонему  ж  при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов,  а  затем  и  фраз,  не  дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы  полученный  звук  произносился  с достаточным  напором  выдыхаемого  воздуха,  при  минимальной  щели   между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

     Если фонемы  ш и ж произносятся неправильно,  без подъема переднего  края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные  упражнения,  которые были  направлены на получение требуемого  положения  языка  при  постановке фонемы  ш.

     Для выработки  вибрации следует исходить из  быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами,  а  несколько  глубже,  с деснами  верхних  резцов  или  даже  с  альвеолами,  как  при  произнесении английской фонемы d.

     Упражнение  может состоять сначала из  двух-,  трехкратного  равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а  также  и  из  многократного  

Информация о работе Дислалия