Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65
приступить к постановке
проторного р, а затем выработке
вибрации кончикаязыка (как при
отсутствии звука).
P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.
Автоматизация звука.
Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в
слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может
проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы
самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
Носовое произношение звука P и его коррекция
Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От
правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка
не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.
Постановка
звука и автоматизация
Дидактический материал
Комплекс упражнений для
произношения звука P
Работа по развитию
основных движений органов
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в
день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за
раз.
При отборе упражнений
для артикуляционной
Артикуляционную гимнастку
выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая
спина, тело не напряжено,
Ребенок должен хорошо
видеть лицо взрослого, а
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок,
а взрослый контролирует
Взрослый, проводящий артикуляционную
гимнастику, должен следить
за качеством выполняемых
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть
рот и кончиком языка "
с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить,
чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у
корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо,
делая языком движения вперед-назад.
Внимание! 1.Губы и нижняя
челюсть должны быть
чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда
он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный
край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа
не должна натягиваться на
нижние зубы. 2.Нельзя
надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x,
т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в
сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не
помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его
касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к
упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет
распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока
не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы
движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен
"облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Цель. Укреплять мышцы
кончика языка, вырабатывать
умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним
альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский
звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять
темп.
Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя
челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил
характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен
подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При
правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Приведу пример использования игровых методов при работе над звуками р,
р’.
1) Артикуляция звука.
- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь
песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор
детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к
верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и
почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку
и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!
2) Узнавание звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со
звуками р и р', поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти
слова
3) Шутки-чистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь-
новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе;
ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза
грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки:
Шел Егор через двор,
нес топор чинить забор.
вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько
ревет Егорка.
Образец работы над
1)Выделение звуков л-л’, р-р’.
- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-
л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)
- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-
рь.
2)Шутки-чистоговорки:
Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал;
ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в
январе; ле-ле-ле - катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не
надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает
тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…
4) Скороговорки.
Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит
рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.
5) Определение слов со звуками л-л’, р-р’ в тексте.
Дети слушают рассказы,
потом находят слова с
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла
лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе
гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал
тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так
Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети
называют слова, а в них заданные звуки.
Автоматизация звука Р в
Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в словах и
предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого
звука, а затем автоматизировать звук в слогах.
Следует организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий.
Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5
лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать
возникновения утомления у малыша
На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго,
раскатисто, особенно в середине слова.
«Открытые» слоги.
Напоминаю, что «открытыми»
называются слоги типа «
Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» - кому как больше нравится)
развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь
встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает.
1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,