Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра,
Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-
работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа,
карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран,
гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость,
раковина.
2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав,
рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару,
руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох,
пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий,
сорока, коробка, макароны.
4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ,
(рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры,
базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь),
пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог,
творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны,
сырок, сурок, ворона, дорога.
Отгадай загадку - назови
отгадку. Загадки развивают
и расширяют кругозор.
Совет: если Вы отыщите
картинки с изображением
легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая
болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он,
а жильцов в нем - миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые
травы, закудрявились луга,
да и сам я весь
кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что
гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Повтори предложения.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.
Cледующим этапом
этого звука в закрытых слогах.
2.6. Этапы и содержание звуковой работы( комплексы гимнастики и способы постановки звука)
Исправление звуков проводится в четыре этапа:
1.Подготовительный.
2.Постановка звука.
3.Автоматизация звука.
4.Дифференциация смешиваемых звуков.
Так как новый навык
I этап
Подготовительный этап
Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного
анализаторов к правильному восприятию
и воспроизведению звука. При этом работа
ведется сразу в нескольких направлениях:
Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
Формирование направленной воздушной струи.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие фонематического слуха.
Отработка опорных звуков.
Для формирования точных движений органов
артикуляционного аппарата используется
артикуляционная гимнастика. Специальные
упражнения этой гимнастики позволяют тренировать подвижность
и переключаемость органов речи, отрабатывать
определенные положения губ, языка. Эти
упражнения имеют как широкую направленность
и могут использоваться для тренировки
правильного произношения всех звуков,
так и узкую - для определенного звука.
Залогом успеха здесь является правильный
подбор упражнений и качество их выполнения.
При подборе упражнений необходимо учитывать
как правильную артикуляцию звука так
и то, что именно нарушено в произношении
данного звука.
При выполнении любого упражнения нужно
следить, чтобы все движения выполнялись
последовательно, с паузами перед каждым
движением. Это необходимо для того, чтобы
можно было ощущать, осознавать, контролировать
и запоминать свои действия. Сначала упражнения
выполняются в медленном темпе перед зеркалом,
затем зеркало убирается и функцию контроля
на себя берут собственные кинестетические
ощущения человека.
Все упражнения
учитель должен выполнять вместе с учеником
перед зеркалом. При этом учитель должен
уметь правильно делать упражнения без
зрительного контроля.
Если какое-то упражнение
не получается, можно использовать
механическую помощь (шпатель, ручку
чайной ложки, чисто вымытый палец
ученика). Если ученик не ощущает, где
должен находиться язык, можно концом ручки чайной ложки провести по этому
месту. Например по бугоркам (альвеолам)
за верхними резцами.
Работа над выработкой направленной воздушной
струи проводится параллельно с артикуляционной
гимнастикой.
В том случае, если у ребенка недостаточно
развита мелкая моторика, то, помимо собственно
упражнений для рук и пальчиков, необходимо
уделять повышенное внимание упржанениям
на координацию движения и на развитие
музыкально-ритмических движения на уроках
физкультуры и на музыкальных занятиях.
На данном этапе необходимо работать над
воспитанием у ребенка умения улавливать
разницу между правильными и искаженными
звуками. У ребенка должна быть возможность
сравнить и осознать разницу между правильным
звучанием звуков и собственным дефектным
произношением. Это позволит направить
слуховое внимание ребенка на эти звуки,
будет способствовать выработке стимула
для преодоления нарушения.
Для того, чтобы научить кого-либо правильно
произносить тот или иной звук необходимо
выработать новые навыки и затормозить
неправильно сформированные ранее.
Отработка опорных звуков включает в себя
уточнение артикуляции звука и его правильного
произношения в изолированном виде, в
слогах, словах, предложениях.
Работа над опорными звуками помогает
выработке хорошей дикции, приучает выделять
опорный звук в слогах, словах, фразах,
что
развивает фонематический слух и способствует более быстрой
и успешной постановке и автоматизации
нарушенного звука.
К этапу
постановки звука можно переходить, когда
получится легко, быстро и правильно выполнять
основные движения и положения органов
артикуляционного аппарата, четко различать
правильное звучание от искаженного.
II этап
Постановка звука
Цель этого этапа - добиться правильного
звучания изолированного звука.
Различают три основных способа постановки
звука:
По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно испльзовать тактильно-вибрационные ощущения.
Постановка звука с
механической помощью. В случае, когда
недостаточно зрительного, слухового
и тактильно-вибрационного
Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
К этапу автоматизации звука
III этап
Автоматизация звука
Цель этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой
речи.
Для этого необходимо постепенно и последовательно
вводить поставленный звук в слоги, слова,
предложения (потешки, стихи, рассказы)
и в самостоятельную речь. К новому материалу
можно переходить, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах необходимо
соединить закрепляемый
согласный с гласными
а, о, у, ы сначала в прямые слоги:
ла, ло, лу, лы, затем в обратные: ал,
ол, ул, ыл, затем в слоги, в которых
звук находится между гласными: ала,
оло, улу, ылы, и только после этого в слоги со
стечением согласных (необходимо проследить,
чтобы выбранные согласные звуки произносились
верно): кла, кло, клу, клы.
Автоматизация звука в словах требует
длительной и систематической тренировки.
Принцип подбора речевого материала соответствует
принципу подбора слогов. Иными словами,
необходимо отбирать слова, в которые
входят отработанные слоги в той же последовательности
(прямые, обратные, между гласными, со стечением
согласных).
Автоматизация звука в предложениях проводится
на базе отработанных слов, в аналлогичной
последовательности. Желательно, чтобы
в каждом слове, входящем в предложение,
был авматизируемый звук и отсутствовали
неправильно произносимые звуки.
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках,
стихотворениях позволяет ввести правильное
произношение звука в собственную речь.
Иногда, правда, этого оказывается недостаточно
и необходимо проводить дальнейшую автоматизацию
на материале различных рассказов, насыщенных
словами с нужным звуком.
IV этап
Дифференциация звуков
Цель этапа - учить различать
смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной
речи.
Дифференциацию звуков проводят на следующем
речевом материале:
Слоги.
Слова.
Предложения.
Потешки, чистоговорки, скороговорки.
Стихотворения, рассказы.
Самостоятельная речь.
В работе над дифференциацией
звуков обязательно нужно использовать
зрительный контроль. Для этого необходимо
использовать зеркало, с помощью
которого можно наблюдать разницу
в артикуляции звуков.
Для осуществления слухового контроля за произношением, необходима
тишина в помещении, где проводятся занятия.
Комплексы артикуляционных упражнений
Комплекс № 1 Упражнения № 1 – 19 общей артикуляционной гимнастики, рекомендуется выполнять детям с любыми недостатками звукопроизношения
Комплекс № 2 Упражнения № 20 -31 используют при нарушении звукопроизношения свистящих звуков [ с ], [ з ] ,[ ц ]
Комплекс № 3 Упражнения № 32 - 36 используют при нарушении звукопроизношения шипящих звуков [ ж] ,[ ш] ,[ ч], [ щ]
Комплекс № 4 Упражнения № 37 – 43 направлены на постановку звука [р]
Комплекс № 5 Упражнения № 44 – 50 для подготовки постановки звука
[ л]
Общая артикуляционная гимнастика, рекомендуется выполнять всем детям с любыми недостатками звукопроизношения.
( 1 – 19)
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5 -10.
Обращаем внимание ! 1. Следите, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы. Нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребенка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук « и»: « и – и – и» - и губы растянутся в улыбке.
Цель. Выработать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать и х в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратить внимание! 1. Следите. Чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру « Кто сильнее?», когда ребенок удерживает губами бинтик или чистый платочек ( свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: у – у – у» – и губы примут положение трубочки.
3. « Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы, язык в заданном положении.
Описание. Слегка улыбнуться.
Медленно открыть рот ( как для пропевания
звука «а»: « а-а-а»), подержать рот открытым
5-10 секунд, медленно закрыть.
Обратить внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.2. Если у ребенка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.
4. Чередование « Хоботок» – « Улыбка» – Домик открывается»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание. Упражнение выполняется в форме игры « Делай, как я» или « Посмотри и повтори». Игру можно проводить , озвучивая движения губ ( « у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочередно движения губами в любом порядке (« у-и-а», «и-у-а», «и-а-у», « и-у,у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребенок повторяет.
Обратите внимание! 1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.