Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65
24. « Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от1 до 5-10.
Обратить внимание! 1. Губы растянуты в улыбке.2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу.4. Боковые края языка должны уголков рта.5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению « Шлёпаем губами по языку».
25. « Дуем на лопаточку»
Дую, дую на “ лопатку”,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Усложнение. По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь. 2. Боковые края касаются уголков рта. 3. Не сжимать язык зубами. 4. Выдох спокойный.
26. “ Горка” ( “ Мостик”)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель. Научиться удерживать язык
в положении, необходимом длч произеношения
свистящих звуков. Развивать мускулатуру
языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить “Горкой”. Удерживать в таком положении под счет от1 до 5-10.
Обратить внимание!. Если ребенок затрудняетсявыполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук “ и”: “и-и-и” – и язык примет нужное для “ горки” положение.
27. “ Ветерок дует с горки”
С горки дует ветерок ,
И несёт он холодок.
Цель. Научить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание.Улыюнуться, приоткрыть рот. Установить язык “ горкой”, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратить внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку. 2. Если, не меняя положения языка. Приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть , то у ребёнка может получиться звук “с”: “ с-с-с”.
28. “ Мостик построим – мостик разрушим”
Ставлю я язык “дугой”
И кладу – даю покой.
Цель. Научить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки ( “ Мостик построим”), затем расслабить его ( “ Мостик разрушим”). Удерживать язык в расслабленном и напряженном состоянии по 3-5 секунд.
Обратить внимание! 1. Губы растянуты в улыбке.2. Кончик языка постоянно находится за нижними зубами и не отодвигается назад прирасслаблении языка. 3. Язык не “ выкатывается” вперед, как в упражнении “ Катушка”.
29.” Чистим нижние зубы” ( С внутренней стороны”)
Ходит “горка” влево-вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель.Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка “ почистить” нижние зубы с внутренней стороны.
Обратить внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. 3.Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при
“ межзубном прооизношении свистящих”, когда в процессе речи язык ребенка находится между зубами.
30 “ Катушка”
Широко раскрою рот,
“ Горку” выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я её не разрушаю.
Цель. Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание. Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык “ выкатывать” вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторять 8-10 раз в спокойном темпе.
Обратить внимание! Кончик языка постоянно остается у нижних зубов.
31. “ Жуем бублик”
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель. Научить ребенка распластывать язык в положени и, нужном для свистящих звуков.
Описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз.
Обратить внимание! Кончик языка во время упражнения находится за нижними зубами.
Артикуляционная гимнастика для различных групп звуков [Ж],[Ш],[Ч],[Щ]
32. “ Чашечка”
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и “ чашечка” моя.
Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратить внимание! 1. Если “ чашечка” не получается,
то необходимо вернуться к упражнению
“Шлепем губами по языку”, распластать
язык на нижней губе и слегка надавить
на середину языка. При этом края языка
поднимаются вверх, и язык принимает форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием
по нему губами, завернуть его на верхнюю
губу, придерживая края пальчиками.3. При
выполнении упражнения края языка находятся
у верхних зубов.
33. “ Вкусное варенье”
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “ чашечкой” в ротик себе.
Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и урать язык в рот, не разрушая “ Чашечки”.
Обратите внимание!.1. Нужно следить, чтобы работал только язык. А нижняя челюсть не № подсаживала” язык вверх – она должна быть неподвижной ( можно паридерживать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. 3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению “ Шлепаем губами по языку”,Распластать язык, а по том вернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами ( с бинтом).
34.” Ступеньки” ( Чередование” Чашечка” на верхней губе – “Чашечка” на верхних зубах – “ Чашечка”вверху за зубами
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
Цель.Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая “чашечку”.
Описание. Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести “ чашечку2 на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Обратите внимание! 1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. 2.Сохранять “ чашечку”, плавно переводя язык из одной позиции в другую.
35. “ Фокус” ( “Дуем с чашечки”)
Я “ чашку” выведу вперед,
С неё подую вверх.
И тёплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх. Удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий перелний край языка на верхнюю губу так. чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение. На кончик носа прикрепить
кусочек кальки (1,5 см_/ 1.5 см) и сдуть
его – он летит вверх. Чтобы калька легко
прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить
( ровести по кончику языка ребенка).
Обратить внимание! 1. Нижние зубы не “ подсаживают” язык вверх. 2. Не сжимать язык зубами 3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение требует выдох, необходимый для прооизношения шипящих звуков.
36. “ Не разбей чашечку”
Широко открой мой рот,
Ходит “чашка” взад-вперед.
Цель. Производить движениея языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание. Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая чашечки.
Обратить внимание! 1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор: “ чашечка” снаружи – “ чашечка” внутри.
Артикуляционные упражнения для постановки
звука [Р]
37. “ Чистим верхние зубы” ( с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу “ чашкой” изнутри.
Цель. Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком “ почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратить внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
38. “ Маляр”
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и “ покрасить” кончиком языка твердое нёбо ( “ потолок”), делая движения языком вперед-назад.
Обратить внимание! 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык ( “ кисточка”). 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
39. “ Барабанщик”
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
Цель. Отработать
подвижность языка и
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: “ д-д-д”. Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: “ дын-дын”( “ звоночек”).2. Стучим и произносим: “ т-д-т-д”(скачет лошадка).3. Многократно произносится : “ а-д-д-д”( песенка).
Обратить внимание! 1. Рототкрыт, губы растянуты в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык 2. Звук “д” носит характер четкого удара, не “ хлюпает”3. Звук “д” нужно произносить так, чтобы ошушалась выдыхаемая воздушная струя ( дуем на кончик языка).
40. “ Лошадка”
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать поязычную связку ( уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка ( “ лошадка цокает копытами”)
Обратить внимание. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
41. “ Грибок”
Широко раскрою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учёба.
Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука”р”.Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться. Широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута ( “ ножка гриба”) .Удерживать в таком положении 5-10 секунд.Обратить внимание! 1. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то нужно вернуться у упражнению “ Лошадка”. Ребенок щёлкает языком, постепенно замедляет темп и присасывает язык к небу.
42. “ Гармошка”
Присосу язык на небо,
А теперь смотрите в оба:
Ходитчелюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Цель. Укрепление мышц языка, растягивать подъязычную связку (* уздечку).
Описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот,
присосать язык к небу, открыть и закрыть
рот. При этом растягивается подъязычная
связка. Постепенно надо раскрывать рот
ещё шире и дольше удерживать язык в верхнем
положении.
Обратить внимание! 1. Если ребенок не может присосать язык к небу, то нужно вернуться к упражнению “ Лошадка”, выполнять егго в медленном темпе, дольше задерживать язык наверху.
43. “ Кучер”
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке : “ ТПРУ!”
Цель. Отработать вибрацию губ и языка, подготавливать арт-ные органы к прооизношению “р”. Развивать силу выдоха.
Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: “ тпру – у-у”
Артикуляционные упражнения для постановки
звука [Л]
44. “ Парус”
Улыбаюсь, рот открыт:
“ Парус” уже стоит,
Прислоню язык , смотри,
К зубкам верхним изнутри.
Цель. Удержать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, широко раскрыть рот, поставить язык за зубытак, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
45. “ Иголочка”
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель. Научить делать язык узким и удерживать его в таком положении
Описание.Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в положении под счёт от 1 до 5-10.
46. “ Маятник”
Влево-вправо кончик ходит
Будто места не находит.
Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им движения от одного уголка рта к друглму. Проделать упражнение 10-15 раз.