Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Следующая ступень
развития гражданина России – это
осознанное принятие личностью традиций,
ценностей, особых форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни его родного
села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, друзей, природную
среду и социальное окружение наполняются
конкретным содержанием такие понятия,
как «малая Родина», «Отечество», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род»,
«мой дом».
МОУ СОШ №4 находится в городском округе Стрежевой Томской области, который входит во вторую экстремально дискомфортную зону проживания населения по природно-климатическим условиям и факторам риска. Город Стрежевой относится к группе малых северных городов, являющихся базовыми для предприятий по нефтегазодобыче.
Особенности географического
положения и своеобразие
Поэтому социальное окружение и родительская общественность всегда предъявляла и предъявляет к школе высокие требования.
Таким образом,
воспитание и социализация – это
система, которая охватывает весь педагогический
процесс, интегрирует учебную и внеурочную
деятельность обучающихся, деятельность
и общение за пределами школы с учётом
влияния социальной и природной среды,
средств массовой информации. Система
открытая, так как посредством взаимодействия
с социумом содействует адаптации и социализации
школьников в обществе и изменяется в
соответствии с потребностями социума.
Ценностные
установки воспитания
и социализации российских
школьников:
- патриотизм (любовь к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);
- социальная
солидарность (личная и национальная
свобода, доверие к людям,
- гражданственность
(долг перед старшим
- семья (любовь
и верность, забота о старших
и младших, почитание
- наука (экологическое сознание, познание, научная картина мира, истина);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- труд и творчество
(творчество и созидание,
- природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
- человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);
- традиционные
российские религии (
3. Основные направления и ценностные основы воспитания учащихся начальной школы.
Концепция воспитательной
системы МОУ СОШ №4 основывается
на претворении в жизнь трех групп
ценностей, которые определены в
концепции развития школы.
I группа – «общечеловеческие ценности».
Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.
Большое внимание
в воспитательной системе школы
занимает формирование экологического
сознания: ответственного отношения
к природе, к себе, как составной
части природы, к окружающему нас вещественному
миру, к живым существам вокруг нас.
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея согласования ценностей поколений, приобретение навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,
- идея оптимально
организованной деятельности
II
группа – ценности,
отражающие культурно-историческую
память.
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям мы положили идею сохранения и развития традиций, которые предполагает:
- историческое и литературное краеведение,
- изучение и
сохранение истории школы
и её традиций.
III
группа – личностные
ценности.
Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным сомореализоваться, то есть найти и достичь истинные цели и смысл собственной жизни.
Идея создания
для каждого участника
4. СИСТЕМА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Национальный воспитательный идеал как высшая цель образования задает смыслы и характер воспитательного процесса, определяет содержание, качество и перечень обучающих и воспитательных программ в общеобразовательной школе.
Воспитание в российских школах должно пронизываться постоянным обращением к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Эти понятия должны быть поставлены во главу угла современной образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своей историей, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе средствами образования.
Первоочередной
задачей обучения и воспитания в
общеобразовательной школе
Каждая из базовых
ценностей, педагогически определяемая
как вопрос, превращается в воспитательную
задачу. Для ее решения школьники вместе
с педагогами, родителями, иными субъектами
духовной, культурной, социальной жизни
обращаются к содержанию:
- общеобразовательных
дисциплин;
- произведений
литературы и искусства для детей и юношества;
- периодической
литературы, СМИ, отражающих современную
жизнь;
- традиционных российских религий;
- фольклора
народов России;
- истории своей
семьи, рода;
- жизненного опыта
своих родителей и прародителей;
- общественно полезной
и личностно значимой деятельности в рамках
педагогически организованных социальных
и культурных практик;
Воспитание и
социализация школьников, обеспечивающие
их духовно-нравственное развитие, интегрирует
все основные виды деятельности:
- урочную;
- внеурочную (культурные
практики);
- внешкольную (социальные
практики);
- семейную;
- общественно полезную.
Учащиеся начальной
школы требуют особого
- формирование социально необходимых знаний и навыков;
- взаимодействие
воспитанников и воспитателей, ориентированное
на развитие социально –
- групповая ценностно-ориентированная
деятельность, которая включает воспитанников
в организованные педагогом социально
– ценностные отношения с объектами (субъектами)
окружающего мира (люди, обстоятельства
жизни, предметы труда, природа).
Уровни
деятельности
деятельность | 1-ый уровень | 2-ой уровень | 3-ий уровень |
Урок | Освоение базы знаний, передача информации | Развитие репродуктивных способностей | Развитие познавательного потенциала |
Классный час | Освоение норм и правил жизни в классе | Развитие чувства ответственности, коллективизма | |
Занятие в кружках | Освоение дополнительных знаний | Развитие творческих способностей, самостоятельности | Совершенствование профессионального мастерства |
Досуговая деятельность | Организация познавательного досуга | Поддержание интереса к занимательному досугу | Занятость во внеурочное время |
социум | Овладевание нормами и правилами поведения | Развитие чувства причастности к социуму | Развитие социальной и гражданской активности |
Основные
направления воспитания
и социализации младших
школьников, сложившихся
в МОУ СОШ №4
Направления | Задачи | Формы работы | ||
Интеллектуально-познавательная деятельность | Развитие творческих способностей, познавательных интересов и кругозора ребят в учебной, коллективной и социальной игровой деятельности | 1) Учебная познавательная
деятельность:
а) факультативы; б) предметные кружки; 2) Коллективная познавательная деятельность: а) школьные и городские олимпиады б)игры: «Кенгуру», «Медвежонок», «КИТ», «Бульдог»; в) предметные недели; г) проведение КТД. | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1) Развитие у
школьников правильного 2) Воспитание
навыков и привычек санитарно- |
1) Участие в
спортивных мероприятиях (школьных
и городских);
2) Школьные дни здоровья; 3) Месячник по ЗОЖ | ||
Художественно-эстетическая деятельность | 1) Воспитание
у школьников уважения к 2) Формирование культуры речи, поведения обучающихся в школе и в быту. |
1) Кружки эстетического
цикла, для нач. школы « 2) Посещение музеев города, занятия в «Мишкиной школе» на базе городского музея; 3) Посещение городской детской библиотеки; 4) Проведение
и участие в ежегодном 5) Школьные вечера, праздники | ||
Трудовая и профориентационная деятельность | 1) Воспитание
чувства ответственности за |
1) Кружки;
2) Дежурство по школе (классу); 3) Уборка школьной территории; 4) Оформление внеклассных мероприятий. | ||
Общественная деятельность, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | 1) Воспитание
у школьников уважения к |
1) Встречи с
ветеранами;
2) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России; 3) Получение
первоначальных представлений 4) Игра «Зарничка»; 5) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. |
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников