Характеристика учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Даются основные понятия как процесс обучения, воспитания.Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессу развития, составной частью которого он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3
Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1 Критерии учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3 Определение сущности управления учебно-воспитательным процессом . . 13

2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16

Глава 3. Опытно-экспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 106.39 Кб (Скачать документ)

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3

    1. Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
    2. Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    3. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1 Критерии учебно-воспитательного  процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3 Определение сущности  управления учебно-воспитательным процессом . . 13

2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16

Глава 3. Опытно-экспериментальная  часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из  главных  процессов  в школе является учебно-воспитательный процесс.

Это очень сложный процесс  объективной  действительности,  уступающий, быть  может,  только  процессу развития,  составной  частью которого он является. Вот  почему  дать  полное  и  всестороннее  определение этого процесса очень трудно. Он включает  большое  количество  разнообразных связей  и  отношений  множества  факторов  различного  порядка  и  различной природы. Отсюда и множество определений процесса.  В  сочинениях  древних  и средневековых  мыслителей  под  понятиями  «обучение»,  «процесс   обучения» понимается главным образом преподавание. В  начале  нашего  века  в  понятие обучения стали включать уже  два  составляющих  этот  процесс  компонента  — преподавание и учение. Несколько  позже  в  понятии этого процесса стали выделять на менее важную его часть – это воспитание.

В последние годы произошли  перемены в жизни современной  школы: изменяются учебные планы, разрабатываются  и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, появились новые школы, лицеи, гимназии, колледжи, изучается опыт зарубежных стран. Меняется и учебно-воспитательный процесс. Для того чтобы молодому преподавателю успешно проводить свои занятия, ему нужно знать опыт своих предшественников, для этого ему нужно научиться изучать учебно-воспитательный процесс.

Целью курсовой работы является изучение учебно-воспитательного процесса.

Предметом изучения данной работы являются изучение организации  учебно-воспитательного процесса, взаимосвязей элементов педагогического процесса, диагностика документации учебно-воспитательного  процесса.

Актуальность. Использование  различных методик и различное  построение работы учебно-воспитательного процесса влияет на развитие личности, поэтому нужно проводить постоянное изучение и контролирование учебно-воспитательного процесса, чтобы в нем не было допущено ошибок.

Учебно-воспитательный процесс ведет к общему развитию личности, поэтому он должен быть построен так чтобы, личность развивалась равномерно как в обучении, так и в воспитании. Если педагогический процесс будет направлен только на обучение, или только на воспитание, то ученики не смогут определиться в выборе своей будущей профессии, так как в ходе обучение в школе у человека формируется мировоззрение и ориентация в жизни. Следовательно, высшие учебные заведения не смогут выпустить конкурентно способных специалистов.

Так, казалось бы, от простого учебно-воспитательного процесса может  зависеть будущее целого государства.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы учебно-воспитательного процесса

 

 

1.1 Сущность процесса обучения

 

 

В   современной педагогике обучение характеризуется как вид  познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые  объекты действительности. Поэтому процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.

Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятельности: трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической. Каковы же существенные признаки процесса обучения?

Процесс обучения - прежде всего процесс познания учеником окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма является методологической основой процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.

Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура  обучения существенно отличается от игровой, художественно- изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая  особенность в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.

Обучение как специально организованная  деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.

На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы  изучаются  в  течение нескольких  уроков. Грамматические закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в течение нескольких лет обучения.

Такое ускоренное познание мира в индивидуальном  психическом  развитии человека – существенный признак процесса  обучения.

Обучение является процессом  овладения учеником познанными закономерностями окружающего мира. Одним  из способов познания  человеком закономерностей является познание закономерностей в общественно-историческом  развитии  человека, в  процессе его трудовой деятельности. Другой  способ - познание  закономерностей в индивидуальном развитии человека. Такое познание возможно лишь в  условиях  обучения. Ведь человек должен усвоить  закономерности,  накопленные  в  опыте  человечества,  а  не только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами, явлениями, событиями окружающей действительности. Ребенок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.

Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в опыте человечества в течение многих  лет. Поэтому главным в  обучении  становится  учебный  материал,  учебная  книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества. Рассмотрев существенные признаки обучения,  можно  дать  такое  определение понятию  "процесс  обучения":  обучение  -  это  специально   организованная познавательная деятельность с целью ускорения  индивидуального  психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

Процесс обучения при такой  характеристике в историческом  развитии  будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру. Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той  же конструкции мозга ученик будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной. Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик не  может овладеть опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в общественном производстве. Возникает необходимость в специально подготовленном человеке. Он несет в себе ту часть  общественно-исторического опыта, который должен  усвоить  ученик. Это  учитель. Роль учителя в подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности человека трудно переоценить.

Обучение представляет собой  совместную деятельность учителя  и  учащихся, носит  двусторонний  характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.

 

 

1.2 Понятие процесс воспитания

 

 

Воспитание как общественное явление носит объективно закономерный характер; его ход и результаты не могут произвольно определяться людьми, а обусловлены социальными условиями, в которых вступают в жизнь подрастающие поколения. Вместе с тем педагоги не могут оставаться равнодушными к результатам воспитания, и поэтому, организуя воспитательный процесс, они выдвигают те или иные цели и задачи, подчиняя набор используемых воспитательных средств их достижению.

А. С. Макаренко говорил: «...педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука практически целесообразная. Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель...

Воспитание сегодня понимают как:

  1. передачу социального опыта и мировой культуры;
  2. воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  3. организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  4. воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  5. создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Наиболее распространенное понятие: воспитание – это всестороннее активное, целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого в процессе обучения, формирования и развития личности.

Результатом данного воздействия  должна стать воспитанность человека. Воспитанность представлена, считает Е.И.Фокин, устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Ценностный мир личности – это содержание ее культуры, базой которой является нравственность. Над ней надстраиваются культура общения, эстетическая культура, культура быта, физическая культура и др. В России всегда считалось, что главная жизненная ценность – это воспитанность. Не случайно, в образованном человеке, прежде всего, видели интеллигентность – синтез воспитанности и эрудиции. Однако в последние годы XX века российская школа, сделав ставку на обучение, разорвала единство процессов воспитания и обучения и как результат – резкое падение нравов в обществе, кризис нравственных отношений. На сегодня модернизация российского образования предполагает восстановления целостности процесса воспитания и обучения. Целью воспитания является: формирование нравственности личности, становления ее активной жизненной позиции, формирование психологических качеств в контексте гармонично и всесторонне развитой личности. В научный обиход, в официальные документы все более прочно входит понятие «пожизненное воспитание», которое включает необходимость человека заниматься самовоспитанием, совершенствованием всю свою жизнь. Под самовоспитанием понимают систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование своей культурной базы.

«Никто не становится хорошим  человеком случайно» – писал  древний ученый, философ Платон. В то же время воспитание – это  та категория, которая обладает определенной степенью непредсказуемости. В подтверждении  этому приведем в пример юмористический рассказ Б.Шоу, в котором он описывает, как беременная молодая леди ежедневно  ходила в музей любоваться картиной с изображением красивого, мужественного  всадника, мечтая, что ее будущий  сын будет похож на него. Однако, родившись, сын больше походил во всем на лошадь всадника.

Воспитание представляет собой не разовую акцию, а устойчивую систему. Под системой воспитания понимают совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной культуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Современный «социальный заказ» представлен в требованиях к молодому поколению: инициативность, открытость, ответственность, коммуникабельность, предприимчивость и др.

Информация о работе Характеристика учебно-воспитательного процесса