Характеристика учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Даются основные понятия как процесс обучения, воспитания.Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессу развития, составной частью которого он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3
Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1 Критерии учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3 Определение сущности управления учебно-воспитательным процессом . . 13

2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16

Глава 3. Опытно-экспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 106.39 Кб (Скачать документ)

 

 

2.5 Изучения документации учебно-воспитательного процесса

 

 

Документы, содержащие текстовую  и статистическую информацию о различных  сторонах учебно-воспитательного процесса, чаще используются на предварительных  этапах эксперимента, когда необходимо знакомство с исследуемым объектом, а также при проведении итогов – для более полной и объективной интерпретации результатов.

В качестве документов может  быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т.д. В условия школы важнейшую информацию об учебно-воспитательном процессе содержат следующие документы:

  • приказы по школе;
  • классные журналы;
  • картотеки трудновоспитуемых;
  • планы: общешкольные, кружков, классных руководителей, учителей, методических объединений;
  • планы и конспекты уроков;
  • отчеты и протоколы собраний, заседаний, педагогических советов, родительского комитета, различных комиссий;
  • результаты обобщения передового педагогического опыта;
  • творческие отчеты.

Анализ документов деятельности учащихся, то есть результатов их обычной школьной работы, может использоваться как самостоятельный источник данных и как дополнительное подтверждение специальных контрольных данных. Изучаются:

  • тетради учащихся;
  • дневники;
  • различные письменные работы: сочинения, домашние задания, решение задач;
  • черновики выполненных заданий;
  • рисунки, чертежи;
  • продукты художественно-прикладного творчества;
  • продукты технического творчества, различные поделки;
  • выступления в классных и школьных органах печати;

Имеются приемы организации  анализа документов, одним из которых  является метод контент-анализа. Суть его заключается в том, что в текстах подсчитываются частоты употребления тех или иных терминов, оценок и т.д. и на основании этого делаются выводы, как связаны различные объекты, события, лица. При работе с вещественными атрибутами деятельности учащихся и педагогов необходимо знать кем, когда, где и с какой целью они были созданы.

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальная

 

 

Эксперимент в школе –  это целенаправленный поиск оптимальных  путей развития, путей достижения нового качества образование, информированности, самостоятельности, инициативы, воспитанности, адаптивности, социализации, учебных  и социальных компетенций, новых  знаний и способов работы при изменении ведущих составляющих образовательного процесса: целей, структуры, организации, управления, содержания образование образования, информационных и образовательных технологий, мониторинга образования и т.д.

Эксперимент призван показать либо прогрессивность предлагаемой идеи, либо её ошибочность.

Эксперимент может дать и  отрицательный результат, но не менее  ценный опыт.

Дети не могут быть предоставлены  сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача  учителей, которые не навязывают свои взгляды, а пытаются вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараются научить детей сопереживать, ценить время и труд.

 

 

Диагностический этап

 

 

Перед проведением эксперимента, среди учеников 5 «А» класса мною было проведено анкетирование.

Предлагаю вашему вниманию анкету для определения уровня воспитанности, где каждый оценивает себя по пятибалльной шкале.

 

Анкета 

Долг и ответственность

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 5      4      3   2 1 
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 5     4    3 2 1
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 5      4     3 2 1
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5        4   3 2 1 

Бережливость 

  1. Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 5      4   3 2 1 
  2. Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.  5 4 3 2 1 
  3. Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 5      4      3   2 1 
  4. Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).  5      4       3   2 1

Дисциплинированность

  1. Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.  5      4  3 2 1 
  2. Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 5      4      3   2 1 
  3. Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 5       4 3 2 1 
  4. Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 5       4 3 2 1 

Ответственное отношение  к учебе 

  1. Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 5     4     3 2 1 
  2. При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 5      4       3      2   1 
  3. Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).5  4 3 2 1 
  4. Аккуратен, исполнителен, точен. 5     4    3 2 1 

Отношение к общественному  труду

  1. Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 5      4      3   2 1 
  2. Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 5      4   3 2 1 
  3. Выполняю трудовые поручения родителей. 5       4 3 2 1
  4. Добросовестно выполняю все поручения. 5      4  3 2 1

Коллективизм, чувство товарищества

  1. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 5      4   3 2 1 
  2. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 5       4 3 2 1 
  3. Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 5       4 3 2 1 
  4. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 5 4 3 2 1 

Доброта и отзывчивость

  1. Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 5       4 3 2 1 
  2. Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.5 4 3 2 1
  3. Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 5  4 3 2 1 
  4. Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 5       4 3 2 1

Честность и справедливость

  1. Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.  5    4    3 2 1
  2. Честно сознаюсь, если что-то натворил. 5     4     3 2 1 
  3. Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 5    4   3 2 1 
  4. Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.5  4 3 2 1 

Простота и скромность

  1. Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.5 4 3 2 1 
  2. Понимаю, что человека уважают не за деньги.5  4 3 2 1
  3. Иногда люблю похвастаться.5 4 3 2 1 
  4. Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности.5 4 3 2 1 

Культурный уровень

  1. Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.5  4 3 2 1
  2. Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.5    4 3 2 1
  3. Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.5      4 3 2 1
  4. Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)5 4 3 2 1 

Расчет делать по каждому  пункту.

Детям сказать: “Прочитайте  вопросы анкеты и постарайтесь долго  не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“1” - всегда нет или никогда.

“2” - очень редко, чаще случайно.

“3”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“4”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“5”- всегда да, постоянно. 

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

До 0,5 – низкий уровень  воспитанности

0,6- уровень воспитанности  ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень  воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности  выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся  на количество учащихся, получаем уровень  воспитанности класса. (от учеников).

Уровни воспитанности  я взяла из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна  самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная  самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция  ситуативна.

Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность  в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.   

Проведенное анкетирование  показало, что

 

 

 

Прогностический этап

 

 

Анкетирование дало определенные результаты, которые я надеюсь  улучшить путем проведения классного часа на тему «Поговорим о воспитанности».

Классный час направлен  на развитие воспитания и уважения у учащихся.

Данная разработка классного часа, надеюсь, поможет сформировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представленный материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Подготовка мероприятия заняла одну недели.

Выбор учеников той или иной стороны ситуации может сказать о воспитанности учеников, а так же о том поменялось ли мнение в ходе урока, в отличии от тех данных которые были собраны при анкетировании.

 

 

Организационный этап

 

 

Данный эксперимент проводился среди учеников 5 «А» класса ГУ СОШ  № 28 г. Семей. Эксперимент направлен  на выявление воспитанности у  трех учеников этого класса Бульба Максим, Мустанимова Раммина, Мендубаев Асылжан. Эксперимент, конечно же, проводился для всего класса, что бы результаты были более точными, поэтому ученики не знали чьи именно работы взяты для данного исследования. Эксперимент проводился как обычный открытый урок, на котором присутствовали студенты моей группы, с которыми я прохожу практику и классный руководитель данного класса.

 

 

Практический  этап

 

 

В практическом этапе моего  исследования представлена разработка классного часа на тему: «Поговорим о воспитанности».

Предварительная работа

Анкетирование учеников, класса.

  Вопросы:

—  По каким качествам  характера вы судите об уровне воспитанности  человека?

—  Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?

Домашнее задание

1.  Посмотреть в словаре,  что означает слово «этикет».

2.  Узнать, каких правил  этикета прошлого века уже  не придерживаются в наше время.

Цель классного часа: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного  характера, развитие общей культуры учащихся.

Оборудование:

—  карточки для работы в группах с описанием жизненных  ситуаций;

—  карточки со словами  «воспитанность», «этикетка», «знание  этикета», «выполнение правил этикета», «+», «—», « = »;

Информация о работе Характеристика учебно-воспитательного процесса