Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа
Даются основные понятия как процесс обучения, воспитания.Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессу развития, составной частью которого он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3
Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Критерии учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Определение сущности управления учебно-воспитательным процессом . . 13
2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
2.5 Изучения документации учебно-воспитательного процесса
Документы, содержащие текстовую
и статистическую информацию о различных
сторонах учебно-воспитательного
В качестве документов может быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т.д. В условия школы важнейшую информацию об учебно-воспитательном процессе содержат следующие документы:
Анализ документов деятельности учащихся, то есть результатов их обычной школьной работы, может использоваться как самостоятельный источник данных и как дополнительное подтверждение специальных контрольных данных. Изучаются:
Имеются приемы организации анализа документов, одним из которых является метод контент-анализа. Суть его заключается в том, что в текстах подсчитываются частоты употребления тех или иных терминов, оценок и т.д. и на основании этого делаются выводы, как связаны различные объекты, события, лица. При работе с вещественными атрибутами деятельности учащихся и педагогов необходимо знать кем, когда, где и с какой целью они были созданы.
Глава 3. Опытно-экспериментальная
Эксперимент в школе – это целенаправленный поиск оптимальных путей развития, путей достижения нового качества образование, информированности, самостоятельности, инициативы, воспитанности, адаптивности, социализации, учебных и социальных компетенций, новых знаний и способов работы при изменении ведущих составляющих образовательного процесса: целей, структуры, организации, управления, содержания образование образования, информационных и образовательных технологий, мониторинга образования и т.д.
Эксперимент призван показать либо прогрессивность предлагаемой идеи, либо её ошибочность.
Эксперимент может дать и отрицательный результат, но не менее ценный опыт.
Дети не могут быть предоставлены сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача учителей, которые не навязывают свои взгляды, а пытаются вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараются научить детей сопереживать, ценить время и труд.
Диагностический этап
Перед проведением эксперимента, среди учеников 5 «А» класса мною было проведено анкетирование.
Предлагаю вашему вниманию анкету для определения уровня воспитанности, где каждый оценивает себя по пятибалльной шкале.
Анкета
Долг и ответственность
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учебе
Отношение к общественному труду
Коллективизм, чувство товарищества
Доброта и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Культурный уровень
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“1” - всегда нет или никогда.
“2” - очень редко, чаще случайно.
“3”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“4”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“5”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Уровни воспитанности я взяла из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная
самостоятельность в
Высокий уровень : устойчивая
и положительная
Проведенное анкетирование показало, что
Прогностический этап
Анкетирование дало определенные результаты, которые я надеюсь улучшить путем проведения классного часа на тему «Поговорим о воспитанности».
Классный час направлен на развитие воспитания и уважения у учащихся.
Данная разработка классного часа, надеюсь, поможет сформировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представленный материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Подготовка мероприятия заняла одну недели.
Выбор учеников той или иной стороны ситуации может сказать о воспитанности учеников, а так же о том поменялось ли мнение в ходе урока, в отличии от тех данных которые были собраны при анкетировании.
Организационный этап
Данный эксперимент проводился среди учеников 5 «А» класса ГУ СОШ № 28 г. Семей. Эксперимент направлен на выявление воспитанности у трех учеников этого класса Бульба Максим, Мустанимова Раммина, Мендубаев Асылжан. Эксперимент, конечно же, проводился для всего класса, что бы результаты были более точными, поэтому ученики не знали чьи именно работы взяты для данного исследования. Эксперимент проводился как обычный открытый урок, на котором присутствовали студенты моей группы, с которыми я прохожу практику и классный руководитель данного класса.
Практический этап
В практическом этапе моего исследования представлена разработка классного часа на тему: «Поговорим о воспитанности».
Предварительная работа
Анкетирование учеников, класса.
Вопросы:
— По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?
— Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?
Домашнее задание
1. Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».
2. Узнать, каких правил
этикета прошлого века уже
не придерживаются в наше
Цель классного часа: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие общей культуры учащихся.
Оборудование:
— карточки для работы
в группах с описанием
— карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «—», « = »;
Информация о работе Характеристика учебно-воспитательного процесса