Характеристика учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Даются основные понятия как процесс обучения, воспитания.Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессу развития, составной частью которого он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3
Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1 Критерии учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3 Определение сущности управления учебно-воспитательным процессом . . 13

2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16

Глава 3. Опытно-экспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 106.39 Кб (Скачать документ)

—  три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее пластилиновый шоколад.

В течение классного часа учащиеся работают параллельно в  трех группах по 6— 8 человек в  каждой.

Ход мероприятия

«Все добродетели имеют  своим источником этикет»

Конфуций.

 

Ученик (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о  воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. Да, когда-то недопустимо  было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками,  чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины  и женщины. Например, воспитанный  мужчина не мог себе позволить  сесть, если рядом стоит женщина...

Учитель. Да, эти правила  ушли, но остались многие другие, о которых  у нас сегодня пойдет речь. Чтобы  представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Ученики. Этикет — это  установленный порядок поведения  где-либо.

Учитель :  На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — ребята, отвечали так:

—  по внешнему виду;

—  по манере разговаривать  и слушать других;

—  по готовности прийти на помощь;

— по умению никогда не лезть  в чужие разговоры и дела.

Такие качества характера  являются для вас визитной карточкой  человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами  «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой  стороной человек поворачивается к  людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения  за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями  и впечатлениями.

Рассказ 1.

Ученик (читает отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»)....В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

Рассказ 2.

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все  лицо проходит шрам, да и передвигается  он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется  сразу отвести взгляд от несчастного  калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две  истории. В них представлены два  человека. С каким из них вам  захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

Далее идет обсуждение данной темы в группах.

В том-то и разница между  этикеткой и этикетом, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

Давайте и мы попробуем  разобраться в некоторых непростых  ситуациях. У вас на столах лежат  карточки с записанными в них  жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят  и дайте им свою оценку.

Ситуация 1.

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и  Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась  в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись  в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры  и Володи. Кто из них проявил  большую воспитанность? Случается  ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило  «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете  свое время. Но и не опаздывай —  цени время других. Людей, вовремя  приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2.

Нарядная оживленная женщина  в сопровождении подтянутого  мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

—  Садитесь, пожалуйста!

—  Ну что ты... Спасибо... Не надо.

—  Садитесь, садитесь. Я  всегда пожилым и больным место  уступаю.

Оживление на лице женщины  гаснет.

Обсуждается вопрос: все  ли правильно было в поведении  этой девочки?

Учитель. Доброе отношение  к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а  вот такта маловато. Правила этикета  не позволяют нам напоминать женщине  о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...

Ситуация 3.

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже  трое, других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка  ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

— Привет, ребята! Я —  Сергей, учусь в четырнадцатой  школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.

Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться  в одной палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди  ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие  стихи:

«Вон человек, что скажешь  ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком  не знаком.

Что про него хорошего я  знаю?»

«Вон человек, что скажешь  ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком  не знаком.

Что я могу сказать о  нем плохого?»

Чувствуете разницу? А  ведь все просто. Один человек имеет  доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С.Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист — тот, кто верит в хорошее. Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.

Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать  одну из них и развернуть.

Красивая этикетка и настоящий  шоколад внутри 

Еще более красивая этикетка и пластилиновый шоколад внутри 

Некрасивая этикетка и  настоящий шоколад внутри

Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Первая группа учеников выбрала  самую красивую упаковку. Но в ней  оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам  не шутки ради. В ваших руках  некий символ. Теперь скажите, глядя  на свою «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают».

Учитель. Кто из героев наших  сегодняшних рассказов похож  на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае. 

Вторая группа учеников выбрала  некрасивую упаковку с натуральным  шоколадом внутри.

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень  обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных  выводов о человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

Вторая группа учеников выбрала  красивую упаковку с натуральным  шоколадом.

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее  и внутреннее в человеке соответствуют  друг другу, когда они не идут вразрез  с нормами этикета — это  просто здорово.

Учитель. Кто из героев подходит под данное вами определение?

Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!

Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение  правил этикета», «+», «-», «=». Сложите  из этих карточек формулу воспитанности  и формулу этикетки.

Ребята составляют две  формулы и подводят итоги классного  часа.

знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность

знание этикета - соблюдение его правил = этикетка

Вывод. Воспитанность заключается  не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость  воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Воспитанность и  хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

Информация о работе Характеристика учебно-воспитательного процесса