Интенсивные методы изучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – выявить особенности использования интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку, определить роль интенсивных методов в обучении школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования интенсивных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интенсивных методов обучения;
- разработать условия организации технологии интенсивного обучения;
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава I . Описание интенсивного метода в обучении иностранным языкам
Понятие интенсификации обучения……………………………………..5
Цели и задачи интенсивного метода обучения иностранным языкам…………………………………………………………………...…6
Содержание интенсивного метода обучения иностранным языкам……………………………………………………………….…….. 9
Глава II. Интенсивные методы обучения иностранным языкам.
2.1. Суггестопедический метод Г. Лозанова……………………………..…12
2.2. Метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г.А.Китайгородская)…………………………………………………….……..14
2.3. Эмоционально-смысловой метод Шехтера…………………………….16
2.4. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения иностранному языку (В.В. Петрусинский)………………………………….....19
2.5. Коммуникативный метод………………………………………………...21
Глава III. Использование интенсивных методов обучения иностранным языкам в школе.
3.1. Варианты применения интенсивных методов обучения……………....24
3.2. Основополагающие положения в школьном интенсивном курсе обучения иностранным языкам…………………………………………….…..27
3.3. Этапы использования интенсивной методики обучения иностранным языкам, эффективность интенсивных методов
обучения……………………………………………………………….…….….28

Практическая часть……………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 106.28 Кб (Скачать документ)

    Исследования  показывают, что создание  достаточно автоматизированного, хотя и не достаточно совершенного  навыка  говорения  возможно  при  условии овладения словарным объемом не менее 2500  - 3000  единиц,  организуемых  с помощью  средств  нормативной  грамматики  данного  иностранного   языка   и определенных средств словообразования  и  стилистики

    Обе  эти   цифры  -  словарь-минимум   аудирования   и   словарь-минимум

говорения, составляющие соответственно 6000 и 3000 словарных единиц,   -  и должны представлять собой  словари,  на  на  основании  которых  могут  быть построены интенсивные курсы иностранных  языков.  Однако,  принято считать, что  частотный  словарь,  составляющий  1500 словарных   единиц,   является достаточным для создания  навыка  аудирования  и говорения. 

  Словарь аудирования по существу является  “пассивным  словарем”,  постоянно  через тренировку пополняющим активный словарь учащегося.

    Определив необходимость довольно большого словаря в интенсивном курсе обучения для реализации целей обучения, формулируемых как  развитие всех видов речевой деятельности через создание речевых умений и навыков, обеспечивающих владение иностранным языком как средством   общения и средством познания, необходимо обосновать некоторые принципы  отбора  и организации учебного материала, в первую очередь,  его распределение во времени и поэтапную дозировку.

    Отбор словарного  материала для курса интенсивного  обучения  происходит по частотно-тематическому  принципу.  Это  означает,  что  при  тематической организации каждого конкретного текста урока тематически  достоверные  слова проходят дополнительный  фильтр-проверку  с  точки  зрения  их  частотности, высокой  семантической  стоимости,  сочетаемости,  наличия   и возможности введения их синонимов, антонимов или омонимов.

    Особое  значение  в  интенсивном  курсе   обучения  приобретает   вопрос

распределения  учебного   материала   во   времени.   Оно   определяется   и

регулируется  целым  рядом  факторов  различной   природы:   дидактическими, методическими,  психологическими, социопсихологическими.  Все эти факторы одинаково важны, взаимосвязаны и подчинены задачам обучения.

    Простым делением количества словарного материала на количество  учебных часов (например, 2700:120)  получаем  число единиц  учебного  материала  -  словарных единиц на единицу времени (22,5 ед/час). Это число в четыре  с  лишним  раза превышает соответствующий показатель для обычного обучения. Однако,  она не отражает  адекватно  концентрации  и  распределения  учебного  материала   в интенсивном   курсе.   Интенсивное   обучение    предполагает    комплексно- параллельное  развитие  всех   видов   речевой   деятельности,   практически одновременное  создание  навыков  и  умений  аудирования  и   говорения   на иностранном языке, с небольшой отсроченностью во времени для навыка  чтения и  письменной  речи.  Создание  всех  вышеперечисленных  навыков  на   самой начальной стадии обучения является необходимым условием для:

 а)  поддержания высокого  уровня  мотивации  в  обучении,

  б)  успешности  обучения  в) эффективности, т.е. совпадения целей и результатов обучения.

    Суммируя вышесказанное  можно сформулировать  цели  интенсивного  метода следующим  образом:  обучить  учащихся  навыкам  аудирования  и говорения с использованием большого (огромного по сравнению  с  традиционными  методами) лексического материала за короткий (кратчайший по сравнению с  традиционными методами) промежуток времени, преодолев при этом языковой барьер.

    При этом неизбежные  психологические перегрузки снимаются за счет  самой методики обучения. А именно, наблюдение за  психофизиологическим  состоянием учащихся   позволило   сделать   вывод   о   высоком    уровне    внимания, “ненасыщенности” информацией, высоком  уровне ориентировочной  деятельности.

 

 

1.3. Содержание интенсивного метода обучения иностранным языкам.

Интенсивные методы обучения начали развиваться в 1960-х годах  и опирались на данные психолингвистики. Интенсивное обучение связано, но не является синонимом ускоренного обучения. Ускоренное обучение может быть эффективным в условиях восстановления или систематизации знаний. Результативность достигает за чет учета мотивов обучаемых и за счет личностно-ориентированных приемов и средств обучения.

Были попытки перенести  методику краткосрочного обучения на долгосрочное. Опыт показал, что это было достаточно эффективным.

Интенсивное обучение предполагает освоение максимального материала  за возможно короткое время при использовании  минимальных затрат сил преподавателей и обучаемых.

Интенсивное обучение основывается на общедидактических принципах и на сугубо методических принципах:

- коммуникативный принцип

- функциональность

- ситуативность

Специальные принципы:

- речевой активности и  личностного общения

- поэтапно концентрической  организации предмета и процесса  обучения

- личностно-ролевой

- коллективного взаимодействия

Принцип речевой активности и личностного общения. Язык как  средство общения усваивается учащимися  в результате использования его  в реальной ситуации – каждый ученик выполняет свою роль – это входит в материал обучения: каждое высказывание должно иметь мотив. Ученик должен научится понимать смысл того, что высказал. Речевых ситуаций множество, поэтому их количество ограничивается. Цель интенсивного обучения – овладеть стереотипами обшения.

Принципы личностно-ролевой и коллективного взаимодействия реализуются через использование основного приема обучения. Виды игр:

- инструментальные

- действенные

- дискуссионные

Подготовка к игре:

1.        учитель  готовит для учащихся список  слов и выражений, которые могут быть использованы учащимися

2.        учитель  предлагает диалоги-образцы, реплики

3.        учитель  предоставляет информационный материал

4.        наличие  реквизитов, которые сопровождают  игру

5.        учащимся  должны быть известны правила  игры

Методика проведения игры:

1.        игровое  задание дается как вовсе не  игровое

2.        вводится  игра как незапланированная

3.        обязательна  реакция учителя после того, как  прошла игра

4.        игра  стимулируется учителем

5.        во  время игры нельзя давать неблагожелательных  оценок, ученик не должен бояться  ошибок

Отбор материала:

- различные ситуации –  единицы отбора и единицы организации  учебного процесса, создаются каталоги  ситуаций для той или иной  сферы общения

- группы уроков объединены  единым сюжетом

Прием, обеспечивающий межтемность в процессе коммуникации: рисунок, однако появляется проблема с представлением грамматического материала. Грамматика воспринимается как аспект, который осваивается вне системы, за счет многократных повторений в ходе решения коммуникативных задач, т.е. ситуативно-обусловлена. Подключение чтения ведется после вводного курса. Текст прочитывается дважды, обрабатывается back translation.

Контроль:

- знания – правил чтения, орфографии, обучению письму и чтению не уделяется внимание (только средства обучения)

- навыки – лексика,  грамматика, фонетика

- аудирование, говорение

Критерии:

- темп речи/высказывания

- спонтанность речи

- степень сочетаемости  лингвистических средств

-   готовность подготовленных  коммуникативных блоков

- развернутость ответа

- уровень сложности

    Занятия по  интенсивной методике  проводятся  в   аудиториях   сильно

отличающихся от обычных  классов и больше похожих на комнаты  психологической разгрузки. Обычно, это помещения с затемненными окнами и темными обоями  на стенах. Освещение сделано таким образом, что его интенсивность можно менять от яркого света до полумрака. Группа для занятий по  интенсивной методике должна состоять из 10-12 человек, с возможным увеличением до  20  человек.

Такое  количество  обучаемых  позволяет,  с  одной  стороны,  контролировать преподавателю каждого  обучаемого индивидуально,  а  с  другой,  использовать педагогические  возможности  коллектива,  роль  которого   в   этом   методе чрезвычайно  велика  и  будет  в   дальнейшем   подробно   проанализирована.

Расположение учащихся также  отличается от  традиционного -  учащиеся  сидят полукругом  в  мягких  глубоких  креслах.  Это   необходимо   для   создания естественных   условий   общения,   облегчения   визуальных   контактов и использования приемов суггестии при обучении.  Аудитория   должна быть оборудована слайд-проектором,  двумя магнитофонами,  экраном и интерактивной доской. Это -  минимально  необходимые технические  средства  для нормального  обеспечения  учебного   процесса.   Для   управления   техникой желательно  иметь  специально  подготовленного  ассистента,  обеспечивающего аудио-визуальную поддержку.

    До начала занятий  рекомендуется провести с учащимися  беседу,  во  время

которой преподаватель знакомится с обучаемыми  и  объясняет  им,  как  будет протекать учебный  процесс, какие задачи стоят перед  ними,  как  они  должны заниматься  в  аудитории  и  дома,  и  на   какие   результаты   они   могут рассчитывать.

    Все занятия   объединены  одним  сюжетом  -  группа  иностранных  гостей

посещает нашу страну. Это  позволяет обеспечить логичный переход  от  урока  к уроку. Учащиеся становятся участниками туристической группы  и,  тем  самым, участниками всех событий, которые с ней  происходят.  Очень  важно,  что  на первом занятии  все  учащиеся  получают  имена  иностранных  гостей,  которые  становятся их именами (масками, ролями) на все  время  курса.  Это  помогает решению целого ряда серьезных задач: психологических,  психотерапевтических, методических, языковых и т.д. В частности  это  дает  возможность  обеспечить “погружение” обучаемых в языковую  среду  и  на  время  как  бы  “отключить” родной язык, заменив  его изучаемым языком.

    Роли, в которых  выступает учащийся, помогают  ему   активизировать  свои

творческие возможности, способствуют раскрытию и  проявлению  его  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Интенсивные методы обучения иностранным языкам.

2.1. Суггестопедический метод Г. Лозанова.

Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.

Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать».

Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Лозанов, по двум каналам — сознательному и неосознаваемому.

Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы XX века, особенно в странах бывшего социалистического содружества.

 Массовые эксперименты  по обучению иностранному языку  были начаты в 1964 году в Болгарии  в Институте специализации и  усовершенствования врачей в Софии. С 1965 года для исследований в этой области была создана научная группа в НИИ педагогики имени Тодора Самодумова в Софии, которая переросла в 1966 году в самостоятельный НИИ суггестологии. В СССР проблемой суггестопедии занимался Московский госпединститут иностранных языков имени Мориса Тореза совместно с МГПИ имени В.И.Ленина.

Исследования в этом направлении  проводили ученые из ГДР в институте  интенсивного обучения иностранным  языкам в Берлине и в университете имени Карла Маркса в Лейпциге. В 1971 году в Варне состоялся Первый международный симпозиум по проблемам  суггестологии . Это дало толчок для создания суггестологических центров в Канаде, США, Венгрии, Австрии.

 Последователями Г.  Лозанова в СССР, а затем в России стали Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В. Смирнова, И.Ю. Шехтер, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский и другие, а сам метод, получивший первоначально название лозановский, затем был переименован в экспресс-метод, а позже в интенсивный метод.

 На начальном этапе  для обучения иностранным языкам  воспроизводилась методика Г.  Лозанова, в дальнейшем на ее основе был разработан ряд отечественных методик. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты отечественными педагогом Г.А. Китайгородской и психологом А.А. Леонтьевым, которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России.

 Система Лозанова опирается на некоторые психологические закономерности. В частности, она позволяет обойти свойственный традиционному обучению психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться. В атмосфере непринужденного общения и творчества этот барьер исчезает. Когда человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играючи. Живой интерес и свободное общение, присущие суггестопедии Лозанова, могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не все тренеры даже знают об этой системе. И совсем немногим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры.

  Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.

 В современных вариантах  описываемого метода обучения, опирающихся  на свойство нелинейности психической  деятельности человека, также важная  роль принадлежит формированию  состояния радости и удовольствия  от выполняемой учебной работы. Это создает впечатление ухода  от внимания к собственно содержанию  изучаемого материала. Однако, именно в отвлечении сознания и переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности заключается один из "движущих" механизмов эффективности обучения.

Информация о работе Интенсивные методы изучения иностранным языкам