Интенсивные методы изучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – выявить особенности использования интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку, определить роль интенсивных методов в обучении школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования интенсивных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интенсивных методов обучения;
- разработать условия организации технологии интенсивного обучения;
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава I . Описание интенсивного метода в обучении иностранным языкам
Понятие интенсификации обучения……………………………………..5
Цели и задачи интенсивного метода обучения иностранным языкам…………………………………………………………………...…6
Содержание интенсивного метода обучения иностранным языкам……………………………………………………………….…….. 9
Глава II. Интенсивные методы обучения иностранным языкам.
2.1. Суггестопедический метод Г. Лозанова……………………………..…12
2.2. Метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г.А.Китайгородская)…………………………………………………….……..14
2.3. Эмоционально-смысловой метод Шехтера…………………………….16
2.4. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения иностранному языку (В.В. Петрусинский)………………………………….....19
2.5. Коммуникативный метод………………………………………………...21
Глава III. Использование интенсивных методов обучения иностранным языкам в школе.
3.1. Варианты применения интенсивных методов обучения……………....24
3.2. Основополагающие положения в школьном интенсивном курсе обучения иностранным языкам…………………………………………….…..27
3.3. Этапы использования интенсивной методики обучения иностранным языкам, эффективность интенсивных методов
обучения……………………………………………………………….…….….28

Практическая часть……………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 106.28 Кб (Скачать документ)

Также на уроках применялась  такая игра, как « История по цепочки» или «Chain stories». Цель данной игры: Научить учеников следить за повествованием и участвовать в нем. Это помогает лучшему восприятию на слух и выразительности речи.

Описание: Учитель начинает историю (используя тот активный словарь и те времена, которые  уже изучены и понятны учащимся), а затем вызывает любого ученика  продолжить ее.

Например:

Учитель: «Several years ago? As I was walking home from the theatre? I saw a large? White dog …. Ainura, would you like to continue the story?»

Айнура: «It was trying to cross the street from the other side, but traffic was too heavy. It started to cross several times, but run back, afraid of the cars …»

Учитель: «Sultan, please, continue».

 При объяснении нового материала, например нового грамматического материала целесообразно использовать ритмизацию фраз. Например, глаголы, употребляющиеся с инфинитивом без частицы «To» детям гораздо легче запомнить, если задать им определенный ритм во время заучивания. Неправильные глаголы английского языка или глаголы сильного спряжения в немецком языке достаточно сложно выучить, так как трудно провести какую- то аналогию, нет определенных правил, их нужно просто запомнить. На помощь ученикам в данном случае опять- таки приходит прием интенсивного обучения. Учитель может задать определенный ритм ученикам, или даже мотив, легкий для запоминания. Используя данный прием дети гораздо лучше запоминают материал, чем когда они просто механически заучивают его.

 Во время прохождения  практики, мною было замечено, что  наиболее часто употребляемым  интенсивным методом является  контроль понимания со слуха  (аудирование). Учащимся предъявляется устно фабульный текст монологического, диалогического или смешанного характера, объемом от 1200 до 4000 знаков. Текст построен или отобран на базе лексики и грамматики данного и всех пройденных уроков. Текст предъявляется один раз, в естественном темпе, непосредственно преподавателем или в записи магнитофона. Задания, контролирующие понимание, могут быть следующие: - Изложите кратко содержание текста по-русски,

- Изобразите ситуацию  графически,

- Ответьте на вопросы,

- Подчеркнув верный вариант  ответа из трех предлагаемых,

-Закончите рассказ.

Отличительная черта интенсивного обучения - преимущественная установка  на непроизвольное запоминание, которое  обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема, сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и музыкальных  особенностей реплик и высказываний. Учащиеся не осознают, что они учатся, т.к. создается сильная иллюзия  реальной коммуникации. В связи с  этим, объем изучаемого материала  может быть гораздо больше при  интенсивном обучении.

В ходе эксперимента мною было замечено, что интенсивные методы обучения эффективны в обучении иностранным  языкам. Класс 8 «Б» открытый, артистичный, большинство учеников обладают обширной фантазией. Например, в качестве интенсивного приема обучения ученикам было дано следующее  задание: “Вы в кафе. Вы слышите  лишь часть того, что говорит ваш  сосед официанту. Постарайтесь восстановить его заказ”. Такого рода  задание заинтересовало учеников. Ученики отвечают на подобные задания с большим интересом, творчески подходя к процессу, выдвигают свои собственные идеи.

  В ходе практики  мною было проведено тестирование  учеников, которое помогло мне  выяснить их отношение к интенсивным  методам обучения. В тестирование  вошли следующие вопросы:

1) Как ты относишься  к применению песен на уроке? 

2) Любишь ли ты петь?

3) Помогают ли тебе  песни в изучении английского  языка или это просто развлечение  и пустая трата времени?

4) Как часто вы работаете  на уроке под музыку?

5) Мешает ли она на  уроке или напротив благосклонно  влияет на обучение?

6) Применяются ли на  уроках английского языка игры?

7) Нравится ли тебе  игры на уроках английского  языка?

8)  Нравится ли тебе  изучать английский язык в  школе?

9) Что ты больше всего  любишь делать на уроке английского  языка?

10) Ставите ли вы сценки  на уроке? Спектакли?

11) Организовываете ли  вы пресс-конференции на уроках  или собираетесь за «круглым  столом».

12) Смотрите ли вы фильмы  на уроке? Если ты да, нравится  ли тебе обсуждать сюжет фильма  после просмотра с одноклассниками?

 Результаты тестирования  показали, что далеко не все  методы интенсивного обучения  применяются на уроках английского  языка. Активно используются на  уроках песни. Детям нравится  петь, абсолютно все протестированные  ученики отметили, что песни помогают  им учить слова. На уроках  дети работают под музыку, в  основном в тех случаях, когда  тема урока связана с музыкой.  Но иногда она выполняет роль музыкального фона. Активно применяются игры на уроке. Дети часто подготавливают различного рода сценки и выступления на уроке. Но не всем детям нравится данная форма работы. 7 человек отметили, что им не нравятся игры на уроке. Ученики не организовывают пресс-конференции и не собираются за «круглым столом». Просмотр фильма учениками в школе носит скорее развлекательный характер, нежели обучающий. Дети редко смотрят фильмы, а обсуждение фильма на иностранном языке ученики находят сложным и неинтересным. Они предпочитают посмотреть фильм в переводе, на русском или казахском языках. Думаю, нежелание детей изучать язык с помощью данного приема прежде всего связано с отсутствием систематичности просмотра. Дети не привыкли к данному виду работы.

В условиях поиска более  современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования  повысился интерес к интерактивным  технологиям, использование которых  способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование  интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности  и динамичности подачи материала.

 Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. Учитель может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на PowerPoint. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ учащимися с последующей демонстрацией на класс. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных школьных предметов, в том числе и иностранного языка. Ребята с удовольствием подключаются в творческий исследовательский процесс, ведь проекты - это личностно-ориентированный вид работы, так как они пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы, пишут, роются в справочниках, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии и рисунки даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. Сообщая и показывая при этом другим о себе и окружающим мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Выполнение и презентация проектов дает ребятам с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

Многие интерактивные  программные средства позволяют  обратиться к источникам, расположенным  в сети Интернет, что помогает ученикам глубже понять и усвоить изучаемый  материал.

На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством  обучения являются электронные интерактивные  доски, например SMART Board. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.

Интерактивная доска позволяет  работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все  необходимые действия можно проделывать  непосредственно на экране посредством  специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока  для проведения необходимых манипуляций  за компьютером. Это положительно сказывается  на качестве подачи учебного материала.

Вместе с интерактивной  доской SMART Board поставляется программное обеспечение SMART Notebook. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки).

В ходе практики я обратила внимание, что дети имеют четкое представление о работе с интерактивной  доской, выполняют разного рода задания, готовят собственные презентации. Но к сожалению, ученики не всегда занимаются в классе с соответствующим оборудованием.

 Подводя итоги практической части, я сделала вывод, что применение интенсивных методов на уроке иностранного языка приводит к положительным результатам. Эффективность использования интенсивных методов обусловлена заинтересованностью учеников, произвольным запоминанием нового материала. Но применение интенсивных методов на уроках иностранного языка носит непостоянный характер, нет систематичности использования интенсивных методов и приемов на уроках иностранного языка. Это связано, во-первых, с недостаточным количеством часов предмета иностранного языка в неделю, даже в классе с уклоном углубленного изучения английского языка, а во-вторых, с привычным для учителей использованием традиционных методов обучения. Однако я думаю, что мы на пути к интенсификации обучения иностранным языкам в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

Подводя итоги, можно утверждать, что  за последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике обучения иностранным  языкам самого различного контингента  учащихся. Интенсивные методы осмысливаются  как оптимальная реализация некоторых  прогрессивных тенденций в общей  педагогике и психологии, в частности, в контексте проблем воспитывающей роли процессов обучения. Интенсивное обучение предложило методике реалистический и последовательный подход к овладению иноязычной речью как к социально-психологической проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности, с другой. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью. Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые задачи, из которых главной является овладение языком как средством коммуникации. На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический. Создана новая динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых. Управляемое овладение обучаемыми иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов. Интенсивные методы внесли значительную энергию в методику обучения иностранным языкам в целом. Достижения интенсивных методов в области активизации процессов восприятия и усвоения материальной основы общения, во вскрытии новых резервов его мотивации и в развитии адекватных форм коллективного взаимодействия должны как можно скорее стать достоянием школьной методики, чтобы влить в нее живительные силы, поднять ее авторитет и результативность.

 

 

 

 

                            Список использованной литературы.

1.Денисова Л.Г., Мезенин  С.М.. Лексика в курсе интенсивного  обучения английскому языку в  старших классах средней школы.  Иностранные языки в школе.№1, 1991.

2.Денисова Л.Г., Мезенин  С.М. К проблеме концепции интенсивного  курса в условиях средней школы.  Иностранные языки в школе.  №6, 1991.

3.Денисова Л.Г.. Место интенсивной  методики в системе обучения  иностранным языкам в средней  школе. Иностранные языки в  школе. №4, 1995.

4. Дж. Стайнберг. 110 игр на уроках английского языка. Москва, 2004.

5.Елухина Н.В. и др. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке. Иностранные языки в школе. № 2, 1998.

6. Жалелова А.Ж., Колмыкова Т.А. Интерактивное обучение как основа качественного образования. Коллеги, педагогический журнал Казахстана. 2011. 

7. Зиятова Т.Ж. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку. Коллеги, педагогический журнал Казахстана. 2011. 

8. Ибатулина  Д.Ж. Активная методика на уроках иностранного языка. Коллеги, педагогический журнал Казахстана. 2011. 

9.Китайгородская Г.А. Методика  интенсивного обучения. Высшая  школа.1986.

10.Китайгородская Г.А.  Принципы интенсивного обучения  иностранным языкам. Иностранные  языки в школе.№6, 1988.

11.Лозанов Л.Г. Резервные  возможности человека.

12. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. №4, 2000.

13.Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. В.В.  Москва. Новая школа, 1994.

14.Петрусинский В.В. Способ  преобразования информации для  ускоренного обучения. 1977.

15.Рабинович Ф.М., Сахарова  Т.Е. Интенсивные методы обучения  иностранным языкам и средняя  школа. Иностранные языки в  школе.№6, 1988.

16. Шехтер И. Ю. Живой  язык. М. Ректор. 2005.

17.Шувалова И.В. Психологические  факторы эффективности суггестопедии  Г.Лозанова. Иностранные языки в школе. №4, 1991.

 

 

 


Информация о работе Интенсивные методы изучения иностранным языкам