Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – выявить особенности использования интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку, определить роль интенсивных методов в обучении школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования интенсивных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интенсивных методов обучения;
- разработать условия организации технологии интенсивного обучения;
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию интенсивных методов обучения на занятиях по иностранному языку.
Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава I . Описание интенсивного метода в обучении иностранным языкам
Понятие интенсификации обучения……………………………………..5
Цели и задачи интенсивного метода обучения иностранным языкам…………………………………………………………………...…6
Содержание интенсивного метода обучения иностранным языкам……………………………………………………………….…….. 9
Глава II. Интенсивные методы обучения иностранным языкам.
2.1. Суггестопедический метод Г. Лозанова……………………………..…12
2.2. Метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г.А.Китайгородская)…………………………………………………….……..14
2.3. Эмоционально-смысловой метод Шехтера…………………………….16
2.4. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения иностранному языку (В.В. Петрусинский)………………………………….....19
2.5. Коммуникативный метод………………………………………………...21
Глава III. Использование интенсивных методов обучения иностранным языкам в школе.
3.1. Варианты применения интенсивных методов обучения……………....24
3.2. Основополагающие положения в школьном интенсивном курсе обучения иностранным языкам…………………………………………….…..27
3.3. Этапы использования интенсивной методики обучения иностранным языкам, эффективность интенсивных методов
обучения……………………………………………………………….…….….28
Практическая часть……………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42
Экспериментальные данные, показывают рост эффективности усвоения учебного материала в 29 раз за счет срабатывания описанного механизма. Положительные результаты работы курсов ускоренного обучения были получены не только самим Г. Лозановым, но и его последователями в других странах - Венгрии, Австрии, Канаде, США и СССР. (Особенно сильными были грузинская и московская научные школы).
По мнению педагогов и психологов эффективность суггестопедического метода заключается в следующем:
· усвоение очень большого количества информационных единиц;
· умение активно использовать информационный запас в профессиональном общении;
· умение гибко варьировать свое общение;
· умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации;
· создание чрезвычайно мошной мотивации обучения;
· снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).
Нередко суггестопедическое обучение понимают узко, в его частном проявлении - как ускоренный, месячный курс обучения иностранным языкам. Это не соответствует реальности, т.к. сам Г. Лозанов не ставил своей задачей разработку методики преподавания иностранных языков.
Применение идеи и метода Г. Лозанова как общепедагогической и психотерапевтической основы обучения позволяет интенсифицировать обучение любому предмету любого контингента обучаемых. Обучаемый сегодня должен рассматриваться как человек, которого мы учим самостоятельно мыслить и творчески применять полученные знания, свободно ориентироваться в потоке информации, вырабатывать активную жизненную позицию. Это и будет современная развитая личность.
2.2. Метод активизации
резервных возможностей
Свой метод Г.А. Китайгородская, тогда преподаватель Иняза, начала разрабатывать в 70-е годы; его истоки - в идеях болгарского психолога Г.Лозанова, чья методика "полного погружения", или "суггестопедия", тогда приобрела популярность во многих странах.
Основные теоретические
положения метода активизации связаны
с концепциями психологической
школы и представлениями о
речевой деятельности, выработанными
отечественной
На этой основе решаются две взаимосвязанные проблемы:
1) создание управляемых
взаимоотношений в системе «
2) организация управляемого речевого общения в учебном процессе.
Официальное название метода Китайгородской - "метод активизации резервных возможностей личности и коллектива". Занимаются по нему только в группе, можно и в большой.
Специфика рассматриваемого метода заключается в использовании тех возможностей, которые открываются при рассмотрении учебной группы как временного коллектива учащихся, осуществляющего совместную деятельность.
Задача авторов метода и педагогов заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую современную деятельность учения, которая была бы личностно значимой для каждого обучаемого, сплачивала бы людей и способствовала активному формированию личности через систему взаимных межличностных отношений.
Исходя из основной цели интенсивного обучения, можно выделить два основных фактора, которые характеризуют его:
1. Минимально необходимый срок обучения для достижения цели (общение в пределах бытовой тематики) при максимально возможном для реализации этой цели объема учебного материала при соответствующей его организации,
2. Максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности в ходе преподавания.
Метод основан на следующих принципах:
Принцип коллективного
взаимодействия. Этот принцип связывает
цели обучения и воспитания, характеризует
средства, способы и условия единого
учебно-воспитательного
Принцип личностно-
Принцип ролевой
организации учебно-
Принцип концентрированности
в организации учебного
Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе активизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, непрочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью.
Суть в том, что на занятиях студенты оказываются как бы внутри пьесы, написанной для них и о них. Сначала повторяют ее текст за "суфлером" - преподавателем, потом им позволяется "отсебятина" - построение собственных фраз на основе затверженных структур. Но то, что кажется веселой импровизацией, на самом деле - тщательно срежиссированная и методически выверенная языковая тренировка, где каждое слово и действие несет обучающую функцию.
В Школу Китайгородской берут не каждого. Если вы замкнуты, не склонны к непринужденному общению, вас могут и не принять. (Степень общительности определяется на вступительном собеседовании). А еще, чтобы заниматься по этому методу, нужно немножко "впасть в детство". Как ребенок в играх перевоплощается то в трубочиста, то в инопланетянина, осмысливая при этом мир, так и ученик должен "заиграться" в Пьера или Мэри, зажить в мире (и языке) своих персонажей.
Надо сказать, что и учебные пособия, и техника обучения, которой пользуются педагоги, основываются на новейших психологических исследованиях памяти, типов сознания, функций правого и левого полушарий мозга, и содержат элементы внушения, позволяющие ученикам легче вжиться в моделируемую на занятиях реальность.
2.3. Эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера.
Метод Шехтера — эмоционально-
Эмоционально-смысловой
подход был создан в России в начале
1970-х годов в рамках поисковой
научно-исследовательской
Разработанный И.Ю. Шехтером
эмоционально-смысловой метод
Метод Шехтера базируется
на том положении, что любое описание
языка, его структуры и
Согласно этому методу
изучение английского должно начинаться
с понимания смысла, а не формы.
По сути, предлагается осваивать иностранный
язык самым естественным способом,
так же, как дети учатся говорить
на родном языке, не имея еще ни малейшего
представления о самом
На первом этапе
начального цикла обучения
На втором этапе
первого цикла, когда
После 2-х –
3-х месячного перерыва
Третий цикл закрепляет навыки, полученные ранее.
Слушатели курсов
активно участвуют в
Метод опирается на те возможности человека, которые обеспечивают его речевую деятельность независимо от знания системных особенностей языка. За основу берется положение о речевой деятельности человека, реализуемой единством процессов смыслообразования и порождения речи, а не сборкой по правилам, схемам и моделям грамматически структурированных предложений. Метод включает обучающихся в непосредственный акт общения между собой для решения жизненных задач, обусловленных динамикой общения в условиях изменяющейся действительности.
Обучение проходит в активной деятельности, отмеченной личностным смыслом, эмоционально окрашенной, в привычных для личности психологических нормах речевого поведения.
Метод исходит из того, что при говорении смысл актуализуется в готовых языковых формах, не прогнозируемых до момента речи, и, следовательно, не подвергнутых сознательному контролю говорящим. То есть мы, как правило, "не знаем", ни какими словами будем говорить, ни в каких формах будем их употреблять.
Это относится не только к говорению на родном языке, но, в равной степени, и к живой речи на иностранном языке. Сама эта возможность полагает известную независимость речепорождающих процессов от строго определенного набора заранее заготовленных слов, форм, структур и других характеристик речевых составляющих. Вербальная актуализация субъективна и выступает как одна из форм личностного бытия.
Эмоционально-смысловой
метод рассматривает это
В ходе занятий преподаватель озабочен не тем, что надо делать с чужим языком, чтобы он стал доступен человеку (именно это определяет пафос традиционной методики, в том числе и современных интенсивных методов), а тем, что надо делать с человеком, чтобы он освоил чужой язык.
Информация о работе Интенсивные методы изучения иностранным языкам