Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Актуальность изучения проблемы
использования природных
В современных условиях стремительно
нарастающего ритма жизни и научно-
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.
Проблема образного мышления интенсивно
разрабатывалась рядом
В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская и др.).
Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А.
Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают
возникновение наглядно-
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. и других, образное мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
К проблеме использования природных материалов в работе с детьми обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования природного материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Объект исследования: развитие образного мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие образного мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием природного материала.
Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:
На констатирующем, контрольном и формирующем этапе применялась диагностическая методика: Е. Торренса «Неполные фигуры»
Экспериментальная база исследования: МБДОУ ДС КВ «Журавушка» города Новый Уренгой.
Структура курсового проекта. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремлять мыслью в необозримые дали и микромир.
Все это возможно благодаря процессу мышления.
Рис. 1 Общая характеристика мышления как психического процесса
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Мышление, как ощущение и восприятие, - психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках и отношениях. Путём восприятия человек познаёт единичные предметы в совокупности их случайных и основных признаков.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует.
Мышление человека (в своих
низших формах оно имеется
у животных) также можно понимать
как творческое преобразование
имеющихся в памяти
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Рис. 2 Основные виды мышления
Мышление подразделяется: на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое, может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени.
Они хорошо дополняют друг
друга, так как раскрывают
Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием, мыслящим человеком, окружающей действительности и без него совершаться не может.
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.
Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Разница между теоретическим и
практическим видами мышления, по мнению
Б.М.Теплова, состоит в том, что
«они по-разному связаны с
И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.
Все перечисленные виды мышления могут
быть представлены в одной и той
же деятельности. Однако в зависимости
от ее характера и конечных целей
доминирует тот или иной вид мышления.
По этому основанию они все
и различаются. По степени своей
сложности, по требованиям, которые
они предъявляют к
«Согласно Ж.Пиаже, выделяются 4 стадии развития мышления (от рождения до зрелости):
1 стадия соответствует периоду развития ребенка от рождения до 2-ух лет. Эта стадия сенсорного мышления. Здесь еще нет операций, но уже во внешнем поведении можно выделить зачатки обратимости.
2 стадия охватывает период развития от 2 до 7 лет. Это стадия дооперативного мышления. В этот период у ребенка развивается речь, формируются представления, происходит «интериоризация» действия в мысль.
Это период формирования наглядного мышления ребенка.
3 стадия – от 7-8 лет 11-12 лет. Это стадия конкретных операций.
Умственные действия приобретают свойство обратимости и формируются в определенную структуру. По своей структуре эти операции являются логическими, однако они выполняются на реальных предметах, а не по отношению к словесным высказываниям.
Наконец, 4 стадия развития мышления – от 11-12 лет до 14-15 лет – это стадия формальных операций с предложениями или высказываниями.
Происходит организация операций в структурное целое. Появляются способности рассуждать посредством гипотез, то есть до осуществления формулировать возможные гипотезы, а затем уже строить свою деятельность в зависимости от этих гипотез. Возникает, как говорит Ж.Пиаже, синтез возможного и необходимого» [12, с. 195].
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
В настоящее время в