Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ПДО.docx

— 948.05 Кб (Скачать документ)

2 подгруппа детей

Ф.И.Ребенка

круг

квадрат

треугольник

группа

1

Прасковья. Б

колобок

телевизор

елка

4

2

Денис. Б

подсолнух

подъемный кран

косынка

3

3

Полина К.

будильник

дом

конверт

4

4

Катерина. А

Мяч

телевизор

пилотка

3

5

Татьяна Л.

черепаха

табуретка

Дом

2


Общее количество оригинальных изображений: 4

1 группа - оригинальные изображения  в 3-х случаях: 0%

2 группа - оригинальные изображения  в 2-х случаях: 20 % (1 ребенок)

3 группа -  оригинальные  изображения в одном случае: 40 % (2 ребенка)

4 группа - нет оригинальных  изображений: 40 %. (2 ребенка)

Представленные результаты показали, что оригинальных изображений в двух подгруппах выполнено мало. Наиболее часто встречаются схематические изображения.

Дети дорисовывали формы  до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли  различными деталями и соотносили с  определенными представлениями  о предмете. « Солнце светит ярко», « колобок катится по дорожке», «пирамидка маленькая» и так далее

Наиболее часто встречаются  в созданных детьми изображениях образы:

Круг – будильник, колесо, мяч;

Квадрат – телевизор, дом;

Треугольник – дом, конверт.

Полученные результаты показали, дети не творили, а воссоздавали то, что умели изображать.

2 этап формирующий, с двумя подгруппами провели занятия.

С 1 подгруппой занятия проведены  с использованием природных материалов. С 2 подгруппой без использования природных материалов.

Занятия № 1

Тема: Занятие по конструированию с использованием природного материала «Кораблик»

 рис.4

Цель занятия: закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, углублять знания о разных материалах и их свойствах, вызвать интерес к работе с природным материалом, создать условия для проявления творческого интереса к работе с природным материалом, закреплять навыки скатывания из пластилина круглую форму.

Оборудование: скорлупа грецкого ореха, лист клена, лист цветной самоклеющейся бумаги размером 1х2 см, пластилин, деревянная палочка, лист пенопласта размером 7х7 см, мягкая игрушка “поросенок Хрюша”, кораблик, магнитофон, макет “озеро” (таз с водой, украшенный растениями и камешками).

 

 рис. 5         рис. 6

рис. 6

Занятие №2

Тема: Петушок

Цели: Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях аппликации. Вызвать интерес к работе с природным материалом.

Материал: Осенние листья, веточки, пластилин. Клей ПВА, салфетки бумажные.

 

  рис.7

 

Занятие№3

Тема: Тема: «зимний вечер на нашей улице» (коллективная работа)

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой изображения  любых объектов действительности с  помощью природного материала.  Продолжать формировать навыки создания композиции. Учить детей развивать и обогащать сюжет. Воспитывать любовь к природе и родному краю, навыки коллективной работы.

 рис. 8

 

Материал: природный материал (тополиный пух), тонированные листы бумаги, клей, кисти, подставки под кисти, ножницы, зубные щетки, белая гуашь в специальных неглубоких ванночках, репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима», фартуки, тряпочки для рук, запись музыки Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь».

 

Занятие №4

Тема: Уж

 рис. 9

Цели: Развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек, учить пользоваться новым приемом соединения деталей – проволокой. Вызвать интерес к работе с природным материалом.

Материал: Желуди, проволока, пластилин, карандаш, деревянная дощечка.

 

 

 

 

Занятия без использования  природного материала

 

Занятие №1

Тема: Кораблик

 рис. 10

 

Цели: Продолжить учить детей создавать выразительный образ.

Закрепить умение дополнять  аппликацию сюжетными моментами.

Развивать отзывчивость и  доброту.

Раздаточный материал: Альбомные листы, цветная бумага, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки – подкладки.

Занятие № 2

Тема: Рисование по представлению:  Петушок

Цель: Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность,  чувство цвета и формы. Воспитывать интерес об отражающем мире в изобразительном творчестве.

 рис. 11

Материал: Листы бумаги, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

 

 

 

Занятие №3

Тема: Зимний вечер (рисование)

 Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.

Формировать умение устанавливать  связь между настроением живописного  произведения (рисунка) и его цветовым решением. Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды. Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения. Развивать диалогическую речь и умение отстаивать свое мнение. Формировать навыки работы за мольбертом.

Материал: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.

 рис. 12           рис. 13

 

Занятие № 4

Тема: «Лепка сюжетная коллективная. Прилетайте в гости» Воробушки.

Цели: Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех – пяти частей, разных по форме и размеру. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Материал: Пластилин коричневого и серого цвета, стеки. Бусины для глаз, спички для ножек, салфетки бумажные.

  рис.14

3 этап исследования: контрольный

После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры»

Таблица №3 1 подгруппа детей

Ф.И. ребенка

квадрат

круг

треугольник

группа

1

Алина Е

     

2

2

Полина Ш.

Окно

Тарелка с ягодой

Палатка

2

3

Денис С.

Тетрадь

Цыпленок без  мамы

Ваза с цветами

1

4

Никита Д.

Окно

Луна

Мороженое

3

5

София Г.

Торт

Арбуз

Парусник

2


 

Общее количество оригинальных изображений: 10

 Вывод: Таким образом,  проведенное диагностическое задание  и его анализ обнаружили, что  после проведенных занятий с  использованием природных материалов  обнаружены более высокие показатели.

1 группа - оригинальные изображения  в 3-х случаях: 20 % - 1ребенок

2 группа - оригинальные изображения  в 2-х случаях: 60 % - 3 ребенка

3 группа -  оригинальные  изображения в одном случае: 20 % - 1ребенок

4 группа - нет оригинальных  изображений: 0 %.

Увеличилось количество оригинальных изображений 10, на 1 этапе было 3 оригинальных изображения (таблица №1) в констатирующем эксперименте.

Количественный анализ  показал значительный рост и улучшение результатов.

Не стало детей, у которых  не было оригинальных изображений, хотя  в начале исследования в эту группу  входила 3 ребенка (60%).

На выполнение задания  дети использовали меньше времени и  не задавали  вопросы, как это  было в начале работы. Рисунки более  насыщены деталями, увеличилось количество оригинальных рисунков, дети целостный  образ начали строить способом «включения», когда заданный элемент становится второстепенной деталью в продукте воображения ребенка

Таким образом, использование природных материалов позволило несколько выровнять возможности образного мышления детей с низким и средним уровнем развития образного мышления.

В результате, проведенной  работы можно сказать, что уровень  образного мышления, проявляющийся в оригинальности, зависит от средств (опредмечивание или «включение»), применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел своего будущего произведения.

Таблица № 3 Контрольная  группа 2 подгруппа детей

Ф.И. ребенка

круг

квадрат

треугольник

группа

1.Прасковья Б.

     

3

2.Денис Б.

     

3

3.Полина К.

     

2

4.Катерина А.

     

3

5.Таня Л.

     

1


 

Общее количество оригинальных изображений: 5

Вывод: Таким образом, проведенное  диагностическое задание и его  анализ обнаружили, что после проведенных  занятий без использования природных  материалов,  показатели улучшились, но не намного, на 1 этапе исследования (таблица №2) количество оригинальных изображений было 4, после занятий стало 5

1 группа - оригинальные изображения  в 3-х случаях: 20 % - 1ребенок

2 группа - оригинальные изображения  в 2-х случаях: 20 % - 1 ребенка

3 группа -  оригинальные  изображения в одном случае: 60 % - 3ребенок

4 группа - нет оригинальных  изображений: 0 %.

Таким образом, проведенное  диагностическое задание и его  анализ обнаружили, что после проведенных  занятий с использованием природных материалов обнаружены более высокие показатели.

2.2 Рекомендации для родителей и воспитателей по развитию образного мышления у детей дошкольного возраста и использованию природного материала

В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка  читать и считать, записывают его  во всевозможные кружки и не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего, загружая память и  обучая навыкам по показу и образцу.

Задача взрослых, окружающих ребенка, помогать развивать творческие способности ребенка, не регламентировать его творческую деятельность. 

1. Стремиться наполнять  окружающее ребенка пространство  самыми разнообразными, новыми для  ребенка предметами и стимулами  с целью развития любознательности.

2. Набраться терпения, не  превращать помощь в подсказку,  не лишать ребенка трудности  и удовольствия сделать пусть  маленькое, но собственное открытие. Обеспечивайте ребенку максимальную  самостоятельность .

3. Заинтересовать ребенка  творческой игрой, но не заставлять  его играть.

4. Не делать скоропалительных  выводов. На основе тщательного  наблюдения и оценки определяйте  сильные и слабые стороны в  деятельности ребенка. Стараться  не делать обидных замечаний,  не обижать ребенка в игре.

5. Для маленьких детей  надо игру оживить сказкой  или волшебной историей.

6. Не сдерживать двигательную  активность ребенка, оказывайте  ребенку эмоциональную поддержку.

7. Предлагайте ребенку  возникающие у него проблемы  решать творчески. 

Пробовать разные варианты. Обязательно  начинать  с задач   посильных или с более простых  их частей, потому что успех в  самом начале деятельности  имеет  большое значение.

Информация о работе Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста