Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
2 подгруппа детей
№ |
Ф.И.Ребенка |
круг |
квадрат |
треугольник |
группа |
1 |
Прасковья. Б |
колобок |
телевизор |
елка |
4 |
2 |
Денис. Б |
подсолнух |
подъемный кран |
косынка |
3 |
3 |
Полина К. |
будильник |
дом |
конверт |
4 |
4 |
Катерина. А |
Мяч |
телевизор |
пилотка |
3 |
5 |
Татьяна Л. |
черепаха |
табуретка |
Дом |
2 |
Общее количество оригинальных изображений: 4
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 0%
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 20 % (1 ребенок)
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 40 % (2 ребенка)
4 группа - нет оригинальных изображений: 40 %. (2 ребенка)
Представленные результаты показали, что оригинальных изображений в двух подгруппах выполнено мало. Наиболее часто встречаются схематические изображения.
Дети дорисовывали формы до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете. « Солнце светит ярко», « колобок катится по дорожке», «пирамидка маленькая» и так далее
Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – будильник, колесо, мяч;
Квадрат – телевизор, дом;
Треугольник – дом, конверт.
Полученные результаты показали, дети не творили, а воссоздавали то, что умели изображать.
2 этап формирующий, с двумя подгруппами провели занятия.
С 1 подгруппой занятия проведены с использованием природных материалов. С 2 подгруппой без использования природных материалов.
Занятия № 1
Тема: Занятие по конструированию с использованием природного материала «Кораблик»
рис.4
Цель занятия: закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, углублять знания о разных материалах и их свойствах, вызвать интерес к работе с природным материалом, создать условия для проявления творческого интереса к работе с природным материалом, закреплять навыки скатывания из пластилина круглую форму.
Оборудование: скорлупа грецкого ореха, лист клена, лист цветной самоклеющейся бумаги размером 1х2 см, пластилин, деревянная палочка, лист пенопласта размером 7х7 см, мягкая игрушка “поросенок Хрюша”, кораблик, магнитофон, макет “озеро” (таз с водой, украшенный растениями и камешками).
рис. 5 рис. 6
рис. 6
Занятие №2
Тема: Петушок
Цели: Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях аппликации. Вызвать интерес к работе с природным материалом.
Материал: Осенние листья, веточки, пластилин. Клей ПВА, салфетки бумажные.
рис.7
Занятие№3
Тема: Тема: «зимний вечер на нашей улице» (коллективная работа)
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой изображения любых объектов действительности с помощью природного материала. Продолжать формировать навыки создания композиции. Учить детей развивать и обогащать сюжет. Воспитывать любовь к природе и родному краю, навыки коллективной работы.
рис. 8
Материал: природный материал (тополиный пух), тонированные листы бумаги, клей, кисти, подставки под кисти, ножницы, зубные щетки, белая гуашь в специальных неглубоких ванночках, репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима», фартуки, тряпочки для рук, запись музыки Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь».
Занятие №4
Тема: Уж
рис. 9
Цели: Развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек, учить пользоваться новым приемом соединения деталей – проволокой. Вызвать интерес к работе с природным материалом.
Материал: Желуди, проволока, пластилин, карандаш, деревянная дощечка.
Занятия без использования природного материала
Занятие №1
Тема: Кораблик
рис. 10
Цели: Продолжить учить детей создавать выразительный образ.
Закрепить умение дополнять аппликацию сюжетными моментами.
Развивать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал: Альбомные листы, цветная бумага, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки – подкладки.
Занятие № 2
Тема: Рисование по представлению: Петушок
Цель: Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес об отражающем мире в изобразительном творчестве.
рис. 11
Материал: Листы бумаги, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.
Занятие №3
Тема: Зимний вечер (рисование)
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
Формировать умение устанавливать
связь между настроением
Материал: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.
рис. 12 рис. 13
Занятие № 4
Тема: «Лепка сюжетная коллективная. Прилетайте в гости» Воробушки.
Цели: Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех – пяти частей, разных по форме и размеру. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Материал: Пластилин коричневого и серого цвета, стеки. Бусины для глаз, спички для ножек, салфетки бумажные.
рис.14
3 этап исследования: контрольный
После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры»
Таблица №3 1 подгруппа детей
№ |
Ф.И. ребенка |
квадрат |
круг |
треугольник |
группа |
1 |
Алина Е |
2 | |||
2 |
Полина Ш. |
Окно |
Тарелка с ягодой |
Палатка |
2 |
3 |
Денис С. |
Тетрадь |
Цыпленок без мамы |
Ваза с цветами |
1 |
4 |
Никита Д. |
Окно |
Луна |
Мороженое |
3 |
5 |
София Г. |
Торт |
Арбуз |
Парусник |
2 |
Общее количество оригинальных изображений: 10
Вывод: Таким образом,
проведенное диагностическое
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 20 % - 1ребенок
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 60 % - 3 ребенка
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 20 % - 1ребенок
4 группа - нет оригинальных изображений: 0 %.
Увеличилось количество оригинальных изображений 10, на 1 этапе было 3 оригинальных изображения (таблица №1) в констатирующем эксперименте.
Количественный анализ показал значительный рост и улучшение результатов.
Не стало детей, у которых не было оригинальных изображений, хотя в начале исследования в эту группу входила 3 ребенка (60%).
На выполнение задания дети использовали меньше времени и не задавали вопросы, как это было в начале работы. Рисунки более насыщены деталями, увеличилось количество оригинальных рисунков, дети целостный образ начали строить способом «включения», когда заданный элемент становится второстепенной деталью в продукте воображения ребенка
Таким образом, использование природных материалов позволило несколько выровнять возможности образного мышления детей с низким и средним уровнем развития образного мышления.
В результате, проведенной работы можно сказать, что уровень образного мышления, проявляющийся в оригинальности, зависит от средств (опредмечивание или «включение»), применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел своего будущего произведения.
Таблица № 3 Контрольная группа 2 подгруппа детей
Ф.И. ребенка |
круг |
квадрат |
треугольник |
группа |
1.Прасковья Б. |
3 | |||
2.Денис Б. |
3 | |||
3.Полина К. |
2 | |||
4.Катерина А. |
3 | |||
5.Таня Л. |
1 |
Общее количество оригинальных изображений: 5
Вывод: Таким образом, проведенное
диагностическое задание и его
анализ обнаружили, что после проведенных
занятий без использования
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 20 % - 1ребенок
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 20 % - 1 ребенка
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 60 % - 3ребенок
4 группа - нет оригинальных изображений: 0 %.
Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий с использованием природных материалов обнаружены более высокие показатели.
2.2 Рекомендации для родителей и воспитателей по развитию образного мышления у детей дошкольного возраста и использованию природного материала
В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки и не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего, загружая память и обучая навыкам по показу и образцу.
Задача взрослых, окружающих ребенка, помогать развивать творческие способности ребенка, не регламентировать его творческую деятельность.
1. Стремиться наполнять
окружающее ребенка
2. Набраться терпения, не
превращать помощь в подсказку,
3. Заинтересовать ребенка
творческой игрой, но не
4. Не делать скоропалительных
выводов. На основе
5. Для маленьких детей надо игру оживить сказкой или волшебной историей.
6. Не сдерживать двигательную
активность ребенка,
7. Предлагайте ребенку возникающие у него проблемы решать творчески.
Пробовать разные варианты. Обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей, потому что успех в самом начале деятельности имеет большое значение.