Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ПДО.docx

— 948.05 Кб (Скачать документ)

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ

Консультация  для педагогов

Объёмные фигурки  могут по-разному размещаться в пространстве: вертикально, горизонтально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ будущей поделки. Даже отдельные части или детали образа приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу и присоединить прямо к туловищу или на шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки, проволочки. Шея может быть разной длины - от очень короткой до непомерно длинной.

В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому, же персонажу.

Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и  конструирование. Каждый из этих видов  имеет свои возможности в отображении  впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие  перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости  от особенностей каждого вида, своеобразия  материала и приемов работы с  ним.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения  формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с  лепки, где она дается объемной. В  аппликации ребенок знакомится с  плоскостной формой круга. В рисовании  создается линейный контур. Таким  образом, при планировании работы воспитатель  должен тщательно продумывать, использование  какого материала позволит детям  быстро и легко овладеть навыками изображения.

Знания, приобретенные дошкольниками  на занятиях одним видом изобразительной  деятельности, могут с успехом  использоваться на занятиях другими  видами работы и с другим материалом.

Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно  использовать угольный карандаш, цветные  мелки, пастель, сангину. Эти материалы  расширяют изобразительные возможности  детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить  все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки  облегчают закрашивание больших  поверхностей и крупных форм; пастель  дает возможность передавать разнообразные  оттенки цвета.

Для более полного развития всех сторон творческого воображения  рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших  группах детского сада.

Приобщать детей к миру прекрасного  надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску  морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие  внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отличительная особенность  образного мышления у дошкольника – яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «мышление» в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте и выявлены способы развития образного мышления в изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Характерной особенностью формирования образного мышления у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.

Наблюдаемые нами начальные  формы проявления воображения у  ребенка были связаны с самостоятельным  созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой  отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические  структуры рисунка.

При этом было отмечено, что  отсутствие необходимых представлений  у ребенка не позволяло ему  создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали  нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.

На наших занятиях мы не только развивали образное мышление и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.

Контрольный просмотр работ  дошкольников подтвердил эффективность  проведенных нами занятий, показав  повышение уровня образного мышления у детей группы. К концу занятий с использованием природного материала, образное мышление у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Образное мышление становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, воображение; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; образное мышление переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Анализ диагностического исследования показал, что уровень  образного мышления в опытной группе, после занятий с использованием природного материала, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии природных материалов на развитие образного мышления и познавательных процессов в целом.

Следует отметить, что сроки  проведения работы в силу обстоятельств  были сокращены, из чего следует предположение  о том, что использование материалов на занятиях в целях дальнейшего развития образного мышления, даст более значительную динамику.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, нами решены, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. – М.: Лада, 2009. – 192 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материала. – М.: Дом, XXI век, 2008. – 225 с
  3. Алешина Ю.С. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Социальное здоровье России, 2006.
  4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005.
  5. Бочарова Н.Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. – М.: Школьная пресса, 2009
  6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992.
  7. Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. – М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010
  8. Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1984
  9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.
  10. Еникеев М.И, Общая и социальная психология. -  М.,2002
  11. Запорожец  А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.
  12. Кайл, Р. Развитие ребенка/ Роберт Кайл.- СПБ.: прайм - ЕВРО – Знак, 2006
  13. Крысько В.Г., Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.
  16. Немов Р.С. Психология. Т. 3., – М.: Педагогика, 2006. –420 с.
  17. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Модэк, 2006. – С. 170-179.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Результат диагностики (материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

Виды природного материала

Шишки. Плоды хвойных деревьев — шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые.

Хвоя. Для поделки игрушек, например: ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Каштан (рис. 1). Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

 Рис. 1

Желуди (рис. 1). Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины

Кора (рис. 2–3). Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.

Рис. 2

Березовая кора — береста (рис. 2) — один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко  расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую  воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет  ровной.

 Рис. 4

Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д.

Корни (рис. 4). Для поделок могут быть использованы также и корни.

Листья (рис. 4). Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня.

Рис. 5

Шиповник, рябина (рис. 5). Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

 Рис. 5

Кукурузные початки (рис. 5). Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно  организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует  использовать без зерен!

.

Рис. 6

Рогоз (рис. 6). Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза — интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при  изготовлении игрушек, но только после  обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы  используются для изготовления различных  поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава. В качестве дополнения к  поделке можно использовать различные  травы, но надо помнить, что трава  при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох. При изготовлении игрушек мох  чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и  т. п. Мох легко приклеивается различным клеем.

Птичьи перья. В работе можно  использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные  перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой  перья промывают, сушат и расчесывают  для возвращения им естественного  вида.

Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Информация о работе Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста