Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ПДО.docx

— 948.05 Кб (Скачать документ)

Из ракушек можно делать фигурки  животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).

Дополнительные материалы

Рис. 7

При изготовлении игрушек часто  используют дополнительные материалы 

Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.

Фольга. Так называют тонкие металлические  листы (из цветных металлов или сплавов  — свинца, олова, алюминия), употребляемые  для украшения поделок, переплетов.

Пластилин. Этот материал применяется  для скрепления частей менее сложных  игрушек (в работе с природным  материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также  для лепки некоторых деталей  поделки на начальных этапах работы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в  частности для изготовления каркаса  игрушек из соломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек  нужна проволока большего диаметра — 1–1,5 мм.

Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

Клей нужен разных марок: белый  клей ПВА, клей «Марс», БФ и др.

Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

Цветные лоскуты — обрезки различных  тканей — также пригодятся для  оформления поделок.

В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.

Для хранения дополнительного материала  надо иметь небольшой ящик с ячейками, предназначенными для каждого вида материала. Ящик может находиться и  в секционном шкафу, на полке, рядом  с другими материалами.

Инструменты

Рис. 8

Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты (рис. 8).

Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5–7 см, диаметр — 1,5–2 см; длина колющей части — 3–3,5 см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

Ножницы. Для работы детям нужны  небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру  детской руки.

Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом; длина  лезвия 13–15 см.

Карандаш простой необходим  для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или  задуманной игрушки, например косынки  для матрешки и т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).

Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки (фартука  для куклы, воротника для Буратино и др.). Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных  наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

Кисточки (мягкая для рисования, более  жесткая для клея). Для рисования  лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6). Перед рисованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно, обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью  клея соединяются многие игрушки  из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей  поделок из ракушек.

Стека — инструмент, применяемый  в процессе лепки из глины или  пластилина (для обработки поверхности  изделия). Стеки бывают различных  размеров; для детей рекомендуется  длина 10–12 см. Стеку легко сделать, например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а другой срезать с двух сторон и закруглить.

Щипчики желательно маникюрные или  со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек  из соломы, мочала и других материалов.

Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только воспитатель.

Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с  этим материалом напильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.

Воспитателю нужно хорошо знать  особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Конспекты занятий с  использованием природного материала

 

Тема: «зимний  вечер на нашей улице»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой изображения  любых объектов действительности с  помощью природного материала.  Продолжать формировать навыки создания композиции. Учить детей развивать и обогащать  сюжет. Воспитывать любовь к природе  и родному краю, навыки коллективной работы.

Материал: природный материал, тонированные листы бумаги, клей, кисти, подставки под кисти, ножницы, зубные щетки, белая гуашь в специальных  неглубоких ванночках, репродукция  картины К.Ф.Юона «Русская зима», фартуки, тряпочки для рук, запись музыки Чайковского  из альбома «Времена года» - «Январь».

Предварительная работа: разучивание  стихотворений и чтение произведений о природе и зиме, наблюдения за снегом, рассматривание пейзажных картин, знакомство с пословицами и приметами  о зиме и природе.

Методические приёмы: Показ, объяснение, сотворчество воспитателя  и детей, художественное слово.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину художника Константина  Федоровича Юона. Какое время  года изображено на ней?

- Какая погода: тихая или  ветреная?

- Кто изображён на улице?

- Каким цветом художник  изобразил снег?

«Снег, снег, снег, - царство  снега. Вся деревенская улица  в сказочно белых сугробах. Зима- волшебница торжествует, властвует. Березки  в этом зимнем  царстве, словно яблони в цвету, и рядом с маленькими ёлочками-сестричками, припорошенными снегом, растёт ёлочка постарше, одетая еще наряднее. Тишиной, спокойствием веет от спящей красавицы-природы. Но снег и мороз бессильны сковать  жизнь людей. Группа ребятишек шагает со своей спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они  разговаривают, и размахивают руками. Вот колхозник едет верхом на лошади.

 Им не страшен мороз.  Свою картину художник Юон  назвал «Русская зима». 

Может, кто вспомнит пословицу  о зиме.

- Белая скатерть всё  поле покрыла.

- Береги нос в большой  мороз.

- А давайте представим, что мы тоже художники, и  изобразим зиму и свою зимнюю  улицу. Но только не красками  и кистью, а по волшебному : с  помощью природных материалов. Вот  представьте, что вы вечером,  когда уже начало темнеть, вышли  из дома на улицу. Что вы  там увидите?

- Людей, дома, заборы, луну, облака, снег, собаку, и т.д.

- Всё это мы изобразим  с помощью с природного материала.  Давайте сначала выберем цвет  бумаги, на которой мы будем  изображать зимний вечер. 

Дети выбирают тонированную бумагу

- Из березовой коры  мы сделаем дома, для этого  нужно вырезать из нее фигуры  прямоугольной формы. Из маленьких  засушенных листочков разной  формы можно создать изображение  собаки, человека. Из загнутого листа  ивы – луну. Из маленьких соцветий  аптечной ромашки – звездочки. 

Звучит запись музыки во время самостоятельной деятельности детей.

- Каждый из вас, прежде  чем приклеить силуэты к бумаге, может подвигать их на листе, что бы найти более удачное их расположение.

-  Сейчас можно нарисовать  падающий снег, с помощью способа «набрызг» или с помощью тополиного пуха.

Воспитатель показывает, как правильно делать набрызг.

-  Вот на нашей картине  теперь выпал снег и сразу  стало морозно! Снег тихо падает  и слышен лай собак, скрип  снега. Как же мы назовём  свою картину, если уже вечер? (дети предлагают версии)

- А теперь давайте поиграем  в игру «Мороз – Красный  нос».

Тема: «Милые птенцы»

Задачи: Научить изображать птиц с помощью природных материалов, познакомить с тополиным пухом, учить детей обогащать свой замысел, активизировать воображение, развивать  творческие способности.

Материал: тополиный пух, клей, подставки под кисти, кисти, листы бумаги, тряпочки для рук, клеенки, ножницы, образцы изображения птиц с помощью различных природных  материалов.

Ход занятия:

- В гости к нам пришли  две кисточки. Одна наша старая  знакомая из страны Вообразилии,  другая – её подружка , кисточка  Шалунья. Они совсем разные.

Воспитатель предлагает потрогать  их, что бы дети поняли разницу.

- Почему одну из них  зовут Щалуньей?  Вспомните, как  наша знакомая из страны Вообразилии  рисовала птиц. Для этого она  мыла свой хвостик в воде, набирала  краску и рисовала ей.

- А вот кисточка Шалунья  дружит с природным материалом (рассматривание содержимого лотков  с природными материалами). Прежде  чем, что то изобразить, он намочила  свой хвостик в клее и рисовала  птичку клеем.. Потом на этот  невидимый клеевой рисунок нужно  положить любой природный материал. Посмотрите, какие материалы брала  кисточка?  (рассматривание образцов )

Вот так у нее получились маленькие забавные птенцы! А вот  это птенчик такой мягкий и  пушистый, интересно, из какого природного материала он сделан? (ответы детей)

- Он сделан из тополиного  пуха. Когда дерево под названием  Тополь цветет, из его соцветий  – коробочек вылетает такой  белый мягкий пух. 

Какие еще природные материалы  можно использовать для изображения  птенцов? Давайте попробуем!

деятельность детей под  музыку Птичий двор

- И кисточке из страны  Вообразилии и кисточке Шалунье  нравятся ваши работы! Давайте  создадим дружный птичий двор  из ваших работ!

Рассматривание получившихся работ, положительная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий  без природных материалов

 

 

 

рограммное содержание:

  • Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
  • Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.
  • Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски.
  • Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
  • Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.
  • Развивать диалогическую речь и умение отстаивать свое мнение.
  • Формировать навыки работы за мольбертом.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций
  • дидактические игры с цветом;
  • наблюдения в природе, экскурсия в зимний лес;
  • чтение и заучивание стихов о зиме;
  • рисование различными художественными материалами.

Материал к занятию: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.

Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра “Цветные капельки”, кукла Незнайка.

Дети приходят в изостудию, воспитатель  предлагает им отгадать загадку:

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица – 
Белокожа, белолица. 
Как махнула рукавом – 
Все покрылось серебром. (Зима)

Воспитатель.

- Молодцы, ребята, конечно, это  зима.

В это время из-за ширмы появляется Незнайка.

Незнайка.

- Ой, ой! Я к вам так спешил, хотел про зиму кое-что спросить.

Воспитатель.

- Здравствуй, Незнайка!

Незнайка.

- А, да, здравствуйте!

Воспитатель.

- Ребята, вы, конечно, узнали нашего  гостя? Что же ты, Незнайка, хотел  у нас узнать о зиме?

Незнайка.

– Я решил стать художником, вчера столько картин про зиму посмотрел, только мне не понятно, почему у художников в картинах зима всегда разная?

Информация о работе Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста