Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Природный материал открывает большие возможности для разнообразной деятельности детей, его использование способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение дошкольников.
Кроме того, многие из природных факторов имеют оздоровительное значение. В частности, большими возможностями здесь обладает работа с песком, в литературе встречается даже особый термин – «терапия песком».
Игры с природным материалом эмоционально разгружают детей, повышают жизненный тонус.
При этом, однако, чтобы развитие мышления ребенка при использовании природного материала достигло, возможно, более высокого уровня, а потенциал природного материала был использован максимально, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать природный материал и продумать методы и приемы работы с ним.
Одной из интересных и полезных форм работы с природным материалом является изготовление аппликаций из природного материала, сбор и оформление гербария. Собирание и оформление коллекции гербария может быть увлекательным и объединяющим видом деятельности детей и родителей, ведь его можно собирать в совместных дальних поездках и постоянно пополнять имеющуюся коллекцию. Подготовленные высушенные листья можно приклеивать по одному образцу каждый, а внизу делать подписи – с какого дерева этот лист. Тогда это будет не только увлекательное занятие, обогащающее чувственный опыт детей, но и деятельность, расширяющее кругозор дошкольников [1, c.56].
Большое место занимает работа с природным материалом в детских дошкольных учреждениях. Там чаще всего она проходит в групповой форме.
Большими познавательными возможностями, развивающими наглядно-образное мышление детей, могут обладать занятия по изготовлению различных поделок из природного материала, например, изготовление стрекозы, рыбки, лисы, посуды, различных поделок из бересты, соломы, ракушек и даже овощей.
Для соединения головы и туловища игрушки можно использовать пластилин, клей, нитки.
Эти поделки должны быть достаточно просты по своей конструкции и способам соединения, чтобы они могли быть выполнены дошкольниками под руководством педагога. При знакомстве с новым приемом работы в процессе изготовления поделок детей целесообразно делить на подгруппы.
Готовую игрушку можно покрыть лаком. Лакировку делают для того, чтобы игрушка выглядела привлекательной и была прочной. Выполнять лакировку должен воспитатель. Хранить изготовленные из природного материала игрушки следует под стеклом на уровне глаз ребенка.
Изготовление игрушек из соломы, ракушек надо организовать по подгруппам, так как это более сложные игрушки и воспитателю трудно будет осуществить контроль за действиями всех детей. Работа над поделками не только развивает образное мышление детей, но и позволяет обогатить их эмоциональную сферу, сформировать коммуникативные навыки.
Как уже было отмечено, работа с природным материалом позволяют сблизить ребенка с родной природой, воспитать в нем бережное отношение к окружающей среде, сформировать навыки экологической культуры. Все это имеет огромное значение в наши дни, как для подрастающего поколения в целом, так и для личности каждого ребенка. Изготовление игрушек из природного материала является кропотливым трудом и способствует развитию фантазии, эмоционально-чувственного восприятия, а также мелкой моторики пальцев детей дошкольного возраста.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений [2, c.78] .
Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Эта деятельность развивает творческие способности дошкольников. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, как подчеркивается в литературе, очень важны для общего развития дошкольников.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного
труда, особенно одобряемые взрослыми,
окрыляют ребят, побуждают их к выполнению
новых поделок. За каждую работу они
берутся все с большим
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
В настоящее время в
На протяжении дошкольного детства движущими силами психического развития выступают новообразования, ребенок проходит через несколько возрастных кризисов, знаменующих наступление нового этапа. Происходят существенные изменения, происходят в активности ребенка, развивается мышление детей. В литературе выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Основная функция образного мышления заключается в создании образов и оперировании ими в процессе решения каких–либо задач. Образное мышление оперирует не словами, а образами, хотя это не значит, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Большое воздействие на развитие этого вида мышления у дошкольников оказывает использование в работе с детьми природного материала, поскольку он оказывает воздействие на сенсорное развитие дошкольников, создает благоприятный эмоциональный настрой, побуждает детей к воплощению образов различных сказочных героев.
Формы работы с природным материалом могут быть коллективными и индивидуальными и включать в себя процесс собирания породного материала, изготовление различных аппликаций, игрушек, поделок. Для максимального эффекта воздействия природного материла на развитие детей необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
ГЛАВА II ОПЫТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности, выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса.
Это настоящее искусство – найти в ребенке то, что скрыто от других.
С помощью диагностических
методик педагог может с
Исследование проводилось в МБДОУ ДС КВ Журавушка, в исследование участвовали 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Для выявления уровня развития образного мышления у детей использовали методику: тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики образного мышления, творческих способностей детей.
Данная методика, являясь,
по сути «миниатюрной моделью творческого
акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно
полно изучить особенности
Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Подготовка исследования: листы бумаги с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.
Рис. 3
Детям предлагаем дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей , отличающихся от широко известных , общепринятых , т.е. оригинальность изображения.
После получения задания дети задавали вопросы: «можно ли …», «зачем это рисовать…», а если не получиться? Или «я не умею» Неуверенность детей настораживала, но задание все дети выполнили, одни более успешно и быстро, другие долго размышляли, в основном не, что рисовать, а как, чтобы было красиво.
Подсчитывать также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывать не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми (приложение 1) .
1 этап исследования: констатирующий: цель данного этапа определить уровень образного мышления детей.
2 этап исследования: формирующий этап: цель данного этапа развитие образного мышления детей посредством использования природных материалов.
На формирующем этапе для
детей участвующих в
3 этап исследования: контрольный: цель данного этапа являлось определение уровня эффективности проведения развивающихся занятий с использованием природных материалов. Динамику развития образного мышления. Для этого было проведено повторное тестирование, в ходе которого использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе. На данном этапе в исследование участвовали обе группы детей.
Результаты 1 этапа
Таблица 1 Диагностика образного мышления (констатирующий этап)
1 подгруппа детей
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. Алина Е. |
колесо |
Дом |
конверт |
3 |
2.Полина Ш. |
будильник |
телевизор |
человек |
4 |
3.Денис С. |
Шарик |
машина легковая |
колокольчик |
2 |
4.Никита Д. |
Колесо |
портфель |
дом |
4 |
5.София Г. |
Мяч |
телевизор |
дом |
4 |
Общее количество оригинальных изображений: 3
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 0%
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 20 % (1 ребенок)
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 20 % (1 ребенок)
4 группа - нет оригинальных изображений: 60 %. (3 ребенка)
Таблица № 2 Диагностика образного мышления (констатирующий этап)