Исторические аспекты развития педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

самостоятельные работы.docx

— 101.83 Кб (Скачать документ)

     Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба), один из основных методов сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

     Констатирующий  эксперимент - установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента

     Формирующий эксперимент - активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания

     Констатирующий  эксперимент может  быть лабораторным и естественным направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент - обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент - воспитывающий.

     Цель  формирующего эксперимента может быть:

- обучение  каким - либо знаниям, умениям,  навыкам;

- формирование  тех или иных качеств личности.

     Формирующий эксперимент требует  от исследователя:

1. Разработанности  теоретических представлений о  параметрах формируемых психических  явлений.

2. Четкости  планирования хода эксперимента.

3. Полного  учета разных факторов реального  обучения, влияющих на возникновение  изучаемых психических явлений. 

Самостоятельная работа № 3.

Образование как социальный феномен. 

  1. Охарактеризовать  основные тенденции современного образования.

     Один  из ведущих исследователей проблем  психологии высшего образования  А.А. Вербицкий, в конце прошлого столетия,  выделил следующие тенденции в современном образовании.

     Первая  тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).

     Вторая  тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

     Третья  тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».

     Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

     Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

     Тенденции изменения общей ситуации образования  совпадают с общими принципами его  реформирования в мире и в Украине:

   - интеграция всех воспитывающих  сил общества, органическое единство  школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

   - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

   - дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного  проявления и развития способностей каждого школьника;

   - демократизация, создание предпосылок  для развития активности, инициативы  и творчества учащихся и педагогов,  за интересованное взаимодействие  учителей и учащихся, широкое  участие общественности в управлении  образованием.

   Реализация  этих принципов предполагает изменение  самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

  1. Составить тезисный план ответов по темам:
    1. Образование как глобальный объект педагогической психологии.

     Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека к другому.

     Образование может рассматриваться  в трех измерениях, в качестве которых  выступают:

— социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование  в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;

— ступень  образования (дошкольное, школьное с  его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

— профиль  образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное  и т.д.), профессиональное, дополнительное.

     С этих позиций, образование  в целом, можно  охарактеризовать следующим  образом:

— образование  может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

— образование  характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;

— образование  может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

— образовательная  система имеет качественную и  количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;

— образование  определяется одновременно функционированием  и развитием согласно принципу дуальности, в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой.

    1. Содержание образования как предметное поле формирования личности.

     Содержание  образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков.

     Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование личности, которая будет соответствовать социальным требованиям. Источником создания личности служит мировая культура – духовная, материальная, которая отображает все знания, накопленные человечеством.

     Процесс обучения – это целенаправленный процесс создания личности, который является социально обусловленным и педагогически организованным процессом. Данный процесс происходит на основе познания систематизированных знаний, способов деятельности, которые отражают состав духовной и материальной культуры человечества.

На содержание образования влияют потребности  общества, которые выступают в  качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники.

     Под содержанием образования  понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Все, что необходимо передать учащимся, должно отбираться в соответствии с поставленными целями развития человечества, в виде информации передается ему.

Можно выделить части общественного  опыта:

– опыт физического  развития человечества;

– опыт эстетических отношений;

– опыт нравственных отношений.

Выделяются  основные направления  содержания воспитания и образования:

– физическое воспитание;

– эстетическое воспитание;

– трудовое воспитание;

– умственное воспитание;

– нравственное воспитание.

Составные части направлений:

– знания –  определяются как понимание, сохранение в памяти полученного опыта;

– навыки –  это приемы деятельности и их варианты;

– умения –  определяются как владение способами  применения знаний на практике, они  включают в себя знания и навыки;

– отношения  – это оценочные суждения и  эмоциональное отношение к жизни  и деятельности;

– творческая деятельность – обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования должно быть на всех его ступенях направлено на достижение главной цели воспитания, а именно формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, т. е. включать в себя только принятые и устоявшиеся в науке факты и учебные материалы. В содержании образования теоретический материал должен сочетаться с практикой, а практика должна, в свою очередь, сочетаться с производственным трудом. Школьное общее образование должно сочетаться с техническим и трудовым образованием, а последние с высшим. Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

     Таким образом, содержание образования –  это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека. 

Самостоятельная работа № 4.

Психология  научения. 

  1. Общая характеристика процесса научения.

     Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

     Выделяют  общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку). 

     Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

     Научение (обучение) — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

   2. Механизмы и законы научения.

     Преподавание  — это деятельность учителя по:

* передаче информации;

* организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

* оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

* стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

* оценке учебных достижений учащихся.

     Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

     Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию  личностного смысла и социальной значимости культурных цен-ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи-тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа¬ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме¬ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии