Исторические аспекты развития педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

самостоятельные работы.docx

— 101.83 Кб (Скачать документ)

     Основополагающий  принцип понимания психологической  структуры группы людей определяется как отражение ее жизнедеятельности в целом. Жизнедеятельность педагогического коллектива отражается в его двух главных функциях: учебно-воспитательной (производственной) и социально-гуманитарной. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая - интересы работников.

     Деловая структура педагогического коллектива включает прежде всего производственные связи педагогов, направленные на достижение целей педагогической деятельности и носящие как формальный, так и неформальный характер.

     Выделяется  два структурных  «разреза» в отношениях между педагогами - деловой («официальный», «формальный», «ролевой», «внешний») и социально-психологический («неофициальный», «неформальный»). Последний отражает деловые отношения, но не прямо, а через призму потребностей и интересов членов коллектива, их психологии.

     Смысл выделения этих двух структур становится понятным лишь в связи с функциями коллектива: если деловая структура вытекает из его производственных функций, то социально-психологическая структура скорее отражает социально-гуманитарные функции, потребности и интересы его членов, в том числе обусловленные их трудовой деятельностью.

     Понятие «деловая структура» интерпретируется в двух планах: идеальном и реальном. В идеальном плане деловая  структура представляет собой модель системы деловых связей и отношений, целей и задач коллектива. Модель системы деловых связей фиксируется в уставах и должностных предписаниях, в инструкциях и правилах. Она адекватно может быть описана с помощью понятия «формальная структура». К понятию «формальная структура» следует отнести также практическую peaлизацию предписаний и инструкций, если они выполняются без искажений и дополнений.

     Но  в реальной жизни идеальная схема  деловых отношений выдерживается  не полностью - поведение членов коллектива и руководителей отклоняется  от нее в ту или другую сторону, дополняется новыми элементами. Это происходит в результате персонификации социальных ролей, под влиянием психологических особенностей членов коллектива, сложившейся системы межличностных отношений и ряда других факторов.

     Часть таких аномальных деловых отношений  вообще не может быть предусмотрена  инструкциями и включена в содержание ролей даже при самом детальном их проектировании: они зависят лишь от индивидуально-психологических особенностей учителей и руководителей, возникают по поводу исполнения ими той или иной роли, допускаемых нарушений, личных притязаний и т.д. Поэтому всю реально складывающуюся систему деловых отношений нельзя назвать формальными отношениями. Часть их носит неформальный характер.

     Социально-психологическая  структура складывается из связей, психологических по своей природе. Она включает в себя симпатии и антипатии, уважение и пренебрежение, групповые цели, отношения к целям совместной деятельности, ее результаты и т.д.  Эту систему чувств, потребностей, интересов, ценностных ориентации и установок целесообразно назвать социально-психологической структурой коллектива. Ее главный нерв, основной каркас состоит из межличностных отношений – отношений членов коллектива друг к другу.

     В соответствии с названными группами функций можно выделить также  блоки психологической структуры педагогического коллектива. Где, в каждой подструктуре, входящей в соответствующий блок, специфично проявляются такие общие качества развивающегося коллектива, как интегративность (мера единства, слитности, общности), микроклимат, определяющий самочувствие каждого педагога, референтность (принятие педагогами группового эталона), лидерство (реальное выделение личностей, оказывающих существенное влияние на педагогический коллектив). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/1.html#1.4     Исторические аспекты развития педагогической психологии

http://spb-tei.ru/kursoviki/print:page,1,1242-osnovnye-tendencii-sovremennogo.html Основные тенденции современного образования

http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=all      Образование как глобальный объект

http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/97816/38/Voiitina_-_Shpargalka_po_obshchim_osnovam_pedagogiki.html        Содержание образования

http://www.p-lib.ru/pedagogika/rean/rean14.html        Характеристики процесса обучения

http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5    Социальное научение

http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/4.html     Проблема соотношения обучения и развития

http://mir-detej.kiev.ua/zona-blizh-razvitia.php     Зоны актуального и ближайшего развития

http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/4.html      Зоны актуального и ближайшего развития

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1283     Психическое развитие детей раннего возраста

http://detzdrav.com/soderjanie-psihicheskoe-razvitie.html      Учебная деятельность дошкольников

http://psylib.ukrweb.net/books/rubin01/index.htm      Природа учения

http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/69387/227/Krylov_-_Psihologiya.html  Влияние внутренних и внешних условий на успешность в учебной деятельности

http://psysis.ru/?OSOBENNOSTI_UChEBNOI_MOTIVACII_MLADShIH_ShKOLMzNIKOV_S_ZPR    Особенности учебной мотивации

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library   Интеллектуальные и практические умения , формируемые в учебном процессе

http://www.profile-edu.ru/principy-i-kriterii-otbora-soderzhaniya-obshhego-obrazovaniya-page-5.html

Методики  обучения. Дошкольное образование

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gamez/07.php  Факторы, влияющие на формирование учебных навыков

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00084932_0.html     Школьная неуспеваемость

http://malutka.net/sovremennye-podkhody-k-vospitaniyu    Современный подход к воспитанию

http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html#11.2     Психология воспитания

http://www.dissercat.com/content/osobennosti-vzaimodeistviya-osnovnykh-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkole-sotsiologi       Взаимодействие субъектов образовательного процесса

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5      Педагогическое общение

http://mypsiholog.com/psychology-communication/187-vidy-obscheniya.html     Формы педагогического общения

http://www.pedagogics-book.ru/articles/9-3.html       Стили педагогического общения

http://mir-shkola.ucoz.ua/publ/vse_dlja_vchitelja/pochatkove_navchannja_i_vikhovannja/psikhologija_mladshego_shkolnika/13-1-0-32       Особенности учебного взаимодействия (педагогика и школьники)

http://festival.1september.ru/articles/526770/      Основные направления психолого-педагогического сопровождения в начальных школах

http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784544      Психолого-педагогическое сопровождение подростков

http://vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/518-psycho-pedagogical-support-of-school-education      Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников

http://shkola.net.ua/view.php?doc=2.1266502044295404        Психологический анализ урока

http://lifepsycho.ru/282-psixologiya-pedagogicheskogo-kollektiva.html     Психология педагогического коллектива

http://www.grinchenko.tvereza.info/2/2-5.html      таблица - Психологические особенности воспитания учащихся 
 


Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии