Исторические аспекты развития педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

самостоятельные работы.docx

— 101.83 Кб (Скачать документ)

     Свои  принципы имеет демократический подход к воспитанию ребенка. Демократический подход — это своеобразное сотрудничество маленького человечка и его родителей. Так, они сохраняют над ребенком влияние, но не пользуются приказными методами, пользуясь властью в зависимости от ситуации. В этом случае малыш для родителей является участником равноправных отношений. Ребенок получает все необходимые знания, учится различать плохое от хорошего, но принятие решения всегда остается за ним. Специалисты признают такую модель воспитания идеальной, однако и тут выделяют несколько предосторожностей. Например, на самых ранних этапах развития ребенок в силу возраста просто не может стать участником равноправных отношений: у него еще нет необходимых жизненных познаний. Воспитание на этом этапе — это только влияние старшего на ребенка. И лишь со временем, когда малыш уже сориентируется в окружающем его мире и станет осознавать окружающие его явления, можно говорить о применении демократического подхода в воспитании. 

   Отдельно  психологи классифицируют индифферентный («равнодушный») подход  воспитанию ребенка, хотя как раз в этом случае, как нам кажется, говорить о воспитании как таковом не приходится вообще. Дело в том, что при таком подходе внимание ребенку родители практически не уделяют. Аргументация в этом случае — возможность для малыша развиваться независимым и свободным. Такая модель воспитания представлена, как правило, в семьях, где родители обременены собственными проблемами, а сил и времени на собственного ребенка у них не находится. Родители не устанавливают для малыша никаких ограничений, закрыты для общения с ребенком, практически не интересуются его внутренним и чувственным миром. При таком подходе у малыша страдает потребность в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья» или «семейный очаг» у него не сформированы. Наверное, все же нет ничего хуже, если собственное дите для родителей становится абсолютно безразличным.

    1. Как новые идеи в области психологии воспитания обогащают

    и изменяют практику воспитательной работы.

     Выделяют  основные идеи в области  психологии воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

     Первая  идея воспитания, вытекающая из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

     Вторая  идея воспитания - принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?".

     Третья  идея воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" - "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

     Союз  трех идей принципов воспитания придает  гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

    1. При каких условиях обучение является средством воспитания, и наоборот,

    воспитание  является средством  обучения? Привести примеры.

     Обуче́ние (в педагогике) — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ребенка доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

     Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

     Цели  воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые  необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.

     Таким образом, в воспитании обязательно  существует система норм обучения, правил, предписаний, специфическим способом регламентирующих поведение, деятельность, обучение и отношения человека. Они составляют специфическую для данной общности систему ценностей: нравственных, эстетических, идеологических и др.

    1. Какова роль психолога в организации воспитательного процесса

    в образовательном  учреждении?

     Организация воспитательного процесса для психолога  связана с построением такой  общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами и идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (различного типа школ, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности; привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость. При этом очень важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведении.

  1. Заполнить таблицу.
Ступень обучения (возраст) Основные  качества личности Особенности морального развития Особенности развития самоконтроля Основные  достижения в самовоспитании
6 лет Вырабатывается трудолюбие. Ведущая деятельность – учеба. Надеждопологание и ориентация на взрослых. Приобщение к  трудовой жизни общества.
7-10 лет Адаптация и дезадаптация ребенка. Снижается роль учебы. Главное – общение с ровесниками. Активно формируется мотивационно-потребностная сфера и самосознание. Стремление к  самоутверждению и признанию со стороны.
11-15 лет Интенсивное развитие личности. Стремление к общению со сверстниками («группированию»), к самостоятельности и независимости («эмансипации»). Завышенность притязаний. Характерны неустойчивость настроения, противоречивость, ранимость, депрессивные переживания. Новообразование - чувство взрослости. Выраженный интерес  к своей внешности. Новые формы поведения связанные с возрастом. Реакция компенсации, хобби-реакция, новые преодоление трудностей.
15-18 лет Преобладает формально-логическое и операциональное мышление. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Формирование социально ответственного поведения.

Свойственно так же и противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, смена настроения и пр.

Усвоение своей  половой роли. Новое размышление о будущем, выработка мировозрения и самоопределения. Интимно-личностные отношения. Подготовка к проф. карьере и создании семьи.

 

Самостоятельная работа № 10.

Психология  педагогического  взаимодействия. 

  1. Своеобразие учебного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

    Основные  психологические  механизмы учебного взаимодействия.

     Актуальность  изучения взаимодействия основных субъектов  образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена  активным поиском путей совершенствования  отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение  почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах. Появились т.н. статусные школы, дана большая свобода в проведении уроков педагогам, активнее привлекаются к решению проблем школы родители. Во многих школах создаются органы ученического самоуправления.

     Однако  как на общероссийском (общеукраинском), так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.

     В современных условиях к образованию, как одному из самых устойчивых социальных институтов, предъявляются особые требования. Мировая система образования, играющая решающую роль в культурном и социальном становлении человека, находится в состоянии перманентного глобального кризиса. Возникают и углубляются противоречия между декларируемыми целями образовательного процесса и его реальными результатами; между достижениями культуры человечества и культурой масс; между запросами быстро меняющейся социальной практики и традиционностью института образования. Эти проблемы особенно важны для Украины, где тотальная переоценка ценностей сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями.

     Все отчетливее проявляет себя необходимость  формирования такого образовательного сообщества, где его субъекты (родители, педагоги, учащиеся) понимают и принимают  общие цели и задачи образовательного процесса, объединяют свои усилия по формированию личности, способной успешно адаптироваться к требованиям современного производства, быта, досуга.

     Успешное  взаимодействие основных субъектов  образовательного процесса становится важнейшим средством повышения  качества как обучения, так и воспитания детей разного возраста. В настоящее время обнаруживаются существенные противоречия в понимании целей, задач современного образования родителями, учителями, многими учащимися. Родители склонны рассматривать школу как учреждение, прежде всего готовящее молодого человека к продолжению образования в колледже, вузе. Учащиеся нередко воспринимают обучение в школе как нечто вынужденное, заставляющее приобретать невостребованную жизнью сумму знаний. Многие учителя видят цель своей работы в обеспечении такого образовательного процесса, при котором почти все дети успешно воспроизводят получаемые ими на уроках знания, независимо от понимания их смысла.

  1. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического общения.

     Педагогическое  общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

     Основные  компоненты педагогического  общения:

-- Коммуникативный  компонент — обмен информацией  между субъектами общения.

-- Интерактивный  компонент — общая стратегия  взаимодействия: кооперация, сотрудничество  и конкуренция.

-- Перцептивный  компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами  по общению друг друга.

  1. Сравнить монологическую и диалогическую формы педагогического общения.

    Привести  примеры этих форм взаимодействия в  учебном процессе.

     Монологическое  общение - это вид общения, которое предусматривает одностороннее движение информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, то есть отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-объектное общение.

     Диалогическое общение — это равноправное межличностное общение, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью познание партнера по общению, понимание, взаимное познание, самопознание партнеров. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров общения, создает условия для взаимного развития.

     Диалогическое общение педагога предполагает восприятие им учащегося как активного субъекта взаимодействия, как равноправного  партнера по общению. Педагогу нужно  понять и почувствовать, как обучаемый понимает и оценивает его самого, как к нему относится. Следствием такого общения являются доброжелательные личностные взаимоотношения. Содержательным моментом диалогического общения является его влияние на мотивы учения и ценностные ориентации обучаемого.

  1. Охарактеризовать стили педагогического общения.

     Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение  на основе высоких профессиональных  установок педагога, его отношения  к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии