Исторические аспекты развития педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

самостоятельные работы.docx

— 101.83 Кб (Скачать документ)

2. Общение  на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность  общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция  относится к самым распространенным  типам педагогического общения.  В этом случае во взаимоотношениях  постоянно прослеживается дистанция  во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание,  характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,. дешевый авторитет.

Чаще всего  в педагогической практике наблюдается  сочетание стилей в той или  иной пропорции, когда доминирует один из них.

  1. Составить сравнительную характеристику особенностей учебного взаимодействия:
    1. Педагогика и младших школьников.

     Первоклассник еще не может управлять своим  вниманием и часто оказывается  во власти внешних впечатлений. Хотя произвольность внимания и восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младший школьник не умеет управлять этими процессами, он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познавательных интересов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии формированию внимательности как важному качеству личности. Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Младшие школьники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть (в основном с опорой на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым умственным напряжением.

     Ко 2 классу детское воображение становится более реалистичным, что обусловливает  развитие критического мышления. Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.

    1. Педагогика и школьников 2-й ступени обучения.

     В 5-8 классах роль учителя в плане  личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками  приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2—3 в пятых классах до 5—6 в восьмых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже — общность интересов, нравственных качеств. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.

    1. Педагогика и старших дошкольников.

     В подростковом возрасте происходит много  различных изменений, в частности  начинают качественно меняться и  развиваться интересы.

     Юность  — период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. В это время у подростка складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности, переоценка ценностей, первая любовь, поиск и выбор профессии, стремление к самостоятельному зароботку, поиск новых жизненных путей. Вэтом возрасте, важную роль для подростков играет авторитет близкого для них человека или выбор кумира. 

Самостоятельная работа № 11.

Психологическая служба в системе  образования. 

  1. Составить реферативные сообщения  на темы:
    1. Основные направления психолого-педагогического сопровождения

      образовательного  процесса в начальной  школе.

     Начало  обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

     Основные  направления психолого-педагогического  сопровождения:

     В первых классах — обеспечение  адаптации к школе, повышение  заинтересованности школьников в учебной  деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности  и самоорганизации, поддержка в  формировании желания и «умения  учиться», развитие творческих способностей.

     Во  втором – третьем классах начальной  школы - выявление особенностей и  уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

     При помощи психологического мониторинга  отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

-- познавательная  сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее  развития, сформированность учебной деятельности;

-- мотивационная  сфера и динамика ее развития;

-- эмоционально-волевая  сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

-- личностная  сфера (самооценка, потребность в  достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика  ее развития.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков

      в образовательном  учреждении.

     Под психолого-педагогической программой сопровождения мы понимаем систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профессиональному самоопределению.

     Актуальность  проблемы профессионального самоопределения  находит практическое решение в системе общего образования в реализации идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в условиях - более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, определяет серьезное значение предпрофильной подготовки учащихся 8- 9-х классов.

     Организация психолого-педагогической сопровождения  профессионального самоопределения учащихся в рамках предпрофильной подготовке включает следующие направления работы:  мониторинг профессионального самоопределения учащихся относительно выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования с целью оценки эффективности педагогических воздействий в процессе предпрофильной подготовки; изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профессиональных интересов, склонностей, интеллектуальных способностей, психологических особенностей учащихся, с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников.

     Целью психолого-педагогического  сопровождения обучения старшеклассников является: формирование психологической готовности к выбору профессии,  содействие   в профессиональном и личностном самоопределении  школьников.

     Обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.

     Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: "профессионально ориентированная подготовка", "дифференциация", "готовность к осознанному самоопределению". При этом  предполагается, что психолого-педагогические усилия будут распределены  между   допрофильной подготовкой учащихся,  которая предполагает  систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого  происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.

    1. Психологический анализ урока.

     Психологическая цель урока:

1) проектирование  развития учащихся в пределах  изучения конкретного учебного  предмета и конкретного урока;

2) учет в  целевой установке урока психологической  задачи изучения темы и результатов,  достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

     Стиль урока:

1) определение  содержания и структуры урока  в соответствии с принципами  развивающего обучения:

- соотношение  нагрузки на память учащихся  и их мышление;

- определение  объема воспроизводящей деятельности  учащихся и творческой;

- планирование  усвоения знаний в готовом  виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе  самостоятельного поиска;

- выполнение  учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности  школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение  побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные  чувства в связи с проделанной  работой, установки, стимулирующие  интерес, волевые усилия к преодолению  трудностей и т д.) и принуждения  (напоминание об отметке, резкие  замечания, нотации и т.п.);

2) особенности  самоорганизации учителя:

- подготовленность  к уроку и главное — осознание  психологической цели и внутренняя  готовность к ее осуществлению;

- рабочее  самочувствие в начале урока  и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический  такт (случаи, проявления);

- психологический  климат на уроке (поддержание  атмосферы радостного, искреннего  общения, деловой контакт и  др.).

    1. Психолог в педагогическом коллективе: взаимодействие и сотрудничество.

     Основные  цели образовательного учреждения реализуют  в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме). Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.

Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии