Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
2. Общение
на основе дружеского
3. Общение-дистанция
относится к самым
4. Общение-устрашение
- негативная форма общения,
5. Общение-заигрывание,
характерное для молодых
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Первоклассник еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Хотя произвольность внимания и восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младший школьник не умеет управлять этими процессами, он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познавательных интересов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии формированию внимательности как важному качеству личности. Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Младшие школьники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть (в основном с опорой на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым умственным напряжением.
Ко 2 классу детское воображение становится более реалистичным, что обусловливает развитие критического мышления. Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.
В 5-8 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2—3 в пятых классах до 5—6 в восьмых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже — общность интересов, нравственных качеств. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.
В подростковом возрасте происходит много различных изменений, в частности начинают качественно меняться и развиваться интересы.
Юность
— период завершения формирования
личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники
уже являются личностями, часто весьма
яркими и необычными, разными по возможностям
и интересам. В это время у подростка складываются
критерии подхода к себе и к окружающей
действительности, переоценка ценностей,
первая любовь, поиск и выбор профессии,
стремление к самостоятельному зароботку,
поиск новых жизненных путей. Вэтом возрасте,
важную роль для подростков играет авторитет
близкого для них человека или выбор кумира.
Самостоятельная работа № 11.
Психологическая
служба в системе
образования.
образовательного процесса в начальной школе.
Начало
обучения в школе - один из наиболее
сложных и ответственных
Основные
направления психолого-
В первых классах — обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Во втором – третьем классах начальной школы - выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
При
помощи психологического мониторинга
отслеживаются следующие психол
-- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
-- мотивационная сфера и динамика ее развития;
-- эмоционально-волевая
сфера (уровень тревожности,
-- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
в образовательном учреждении.
Под психолого-педагогической программой сопровождения мы понимаем систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профессиональному самоопределению.
Актуальность
проблемы профессионального
Организация
психолого-педагогической сопровождения
профессионального
Целью психолого-педагогического сопровождения обучения старшеклассников является: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.
Ключевыми
понятиями для педагогов-
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в
целевой установке урока
3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение
объема воспроизводящей
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся
- соотношение
побуждения учащихся к
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность
к уроку и главное — осознание
психологической цели и
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи, проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Основные цели образовательного учреждения реализуют в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме). Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.
Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии