Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо-собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на-выками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Социальное научение — термин, введенный 6ихевиористами и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним.
Социальное научение - научение социальной жизни: как жить среди людей. Можно сказать, что социальное научение - это механизм социализации.
Социальное
научение объяснялось при этом исходя
из основных понятий бихевиоризма (стимул,
реакция, подкрепление) и экспериментально
изучалось на животных. За людьми была
признана способность представлять
внешние влияния и ответную реакцию на
них символически, в виде «внутренней
модели внешнего мира» (А. Бандура). Благодаря
этому даже в тех случаях, когда индивид
не проявляет открытых реакций и не получает
подкрепления, он, следя за подкрепляемыми
действиями других, научается их имитировать.
Приобретение новых реакций является
в этих условиях менее длительным процессом,
чем при выработке обычных навыков. В опытах
по социальному научению детям демонстрировались
фильмы с образцами поведения, имевшего
различные последствия (положительные
или отрицательные). В зависимости от характера
наблюдаемых последствий (вознаграждение
или наказание) испытуемые подражали образцу
в большей или меньшей степени. Хотя в
этом варианте концепция социального
научения и допускает возможность выбора
субъектом ответного действия, в целом
она является механистической и разделяет
общие методологические процессы бихевиоризма.
Самостоятельная работа № 5.
Психологические
особенности обучения
детей младенческого
и раннего возраста.
Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.
Прежде всего необходимо отметить, что рассматриваемая проблема соотношения обучения и развития является производной от общенаучной и общепсихологической проблемы, т.е. проблемы генотипической и средовой обусловленности развития человека. Как отмечает Р.С. Немов, "проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках, поскольку от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще".
В
истории психолого-
В
центре внимания представителей биогенетической
ориентации находятся проблемы развития
человека как индивида, обладающего
определенными
и «Зоны ближайшего развития» для обучения детей раннего возраста.
Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Зона актуального развития – это психические функции, актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, которые уже сформировались, и проявляющийся на данном этапе его развития без помощи взрослых и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Развитие психических функций в раннем возрасте
Рассматривая развитие психических функций, отметим, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи. ( К 1 году словарь ребенка - 10 слов; К 1г.8м. - 100 слов; К 2 г. - 300 слов и более; К 3 г. - 1000-1500 слов).
Проявление
личности в раннем возрасте. Этапы
развития личности: Для раннего возраста
характерны яркие эмоциональные реакции,
связанные с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода, при приближении
к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные
реакции на трудности, с которыми сталкивается
ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно,
но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого
- некому прийти на помощь и сделать это
вместе с ним. В такой ситуации вполне
вероятна эмоциональная вспышка.
Самостоятельная работа № 6.
Психологическая
готовность детей
дошкольного возраста
к школьному обучению.
Рассматривая
предпосылки учебной
Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Исследования показывают, что дети дошкольного возраста плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она дается им непосредственно (научиться измерять, считать и т. д.). Для обоснования необходимости усвоения новых способов действий, раскрытия их смысла требуется, чтобы познавательные задачи сочетались с практическими. Познавательные задачи при этом выделяются и осознаются лучше, если они являются условием достижения понятных для детей практических целей. Когда новые способы действий усвоены, можно сблизить эти задачи так, чтобы способ действия выступал в качестве средства достижения заданной практической цели. Именно на этой основе у детей возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к решению задач, не связанных прямо с практическими целями.
Готовность
к школьному обучению — определенный
уровень морфофункционального и психического
развития ребенка, при котором систематическое
школьное обучение не приводит к ухудшению
состояния здоровья, срывам социально-психологической
адаптации и снижению успешности обучения.
От готовности к школе зависит успешность
и эффективность обучения. Готовность
к школе — интегральная характеристика,
включающая определенный уровень состояния
здоровья и физического развития, личностное
развитие (самосознание, самооценка, мотивация),
интеллектуальное и речевое развитие,
развитие моторных функций и зрительного
восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных
координаций и др. Г. к ш. о. в значительной
мере определяется индивидуальным уровнем
структурно-функционального созревания
коры больших полушарий и регуляторных
структур мозга. Для определения уровня
готовности к школе используются методики,
оценивающие уровень развития комплекса
познавательных функций, психологического
развития, состояния здоровья и функционального
развития. Готовность к обучению не является
абсолютным показателем, не имеет нормативных
критериев и зависит от требований школы,
объема и интенсивности учебной нагрузки,
условий, направленности и дифференцированности
обучения и других условий.
Самостоятельная работа № 7.
Изучение
и развитие компонентов
учебной деятельности
школьников.
Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.
Существуют два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности. Научение, доведение до завершающих результатов обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении.
Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии